Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 16
Гостей: 15
Пользователей: 1
JaqmesCrunc
Сегодня были:
adolallAdmity, PrikhodkoEl, JaqmesCrunc, Michxealhibra, NikitaDof, AnatoliyLit
детская справка в бассейн Пушкинская
ГлавнаяВсё о шитье Основы конструирования верхней одежды


2. Основные сведения по пластической анатомии и морфологии фигуры человека

 Анатомия человека изучает обобщенный тип строения тела человека. Морфология изучает строение тела во всем его многообразии с учетом факторов, определяющих его вариации в разрезе половых, возрастных и прочих особенностей.
 Данные морфологии, особенно те ее разделы, которые приурочены к изучению внешней формы тела человека, его пластики, представляют большой интерес для модельеров и конструкторов швейного производства.
 С изучения пропорции и пластической анатомии человеческого тела начинался творческий путь всех выдающихся мастеров изобразительного искусства.
 Знание пластической анатомии человеческого тела, безусловно, необходимо и каждому художнику-модельеру, и конструктору, чтобы разработать модель одежды с учетом многочисленных факторов, определяемых вкусом потребителей и модой.

 Скелет. Твердой, но вместе с тем подвижной основой фигуры человека, является скелет (рис. 1, а и 2, а). Вместе с мышцами костяк образует подвижные части тела и определяет их форму. Центральной частью человеческой фигуры является туловище. Оно образовано грудной клеткой и тазом, подвижно соединенными позвоночником. Способность к поворотам, сгибаниям и разгибаниям по размаху не очень велика, но имеет большое значение при расчете величины свободного прилегания одежды, так как в основном определяет пластические изменения формы и объема туловища.
 Форма верхней части туловища образуется грудной клеткой, напоминающей спереди сплющенный овал, и лопатками. Наружные выступы лопаток соединены с выступами ключиц, а внутренние концы ключиц соединены с грудной клеткой спереди, образуя по средней линии так называемую яремную впадину.
 Лопатки вместе с покрывающими их мышцами образуют так называемый плечевой пояс, который как бы завершает грудную клетку. Грудная клетка при дыхании несколько изменяется по форме. Плечевой пояс меняет свою форму при развороте плеч (в анатомии плечом называется верхняя часть руки между локтем и лопаткой), вытягивании руки и других движениях, связанных с рукой.
 Правая и левая сторона плечевого пояса могут двигаться независимо друг от друга. Лопатка снаружи соединяется с верхней частью руки, образуя плечевой сустав, и любое движение лопатки изменяет положение руки.
 Нижняя часть туловища - таз - соединяется с бедерными костями в тазобедерных суставах, которые позволяют двигаться бедрам вперед (сгибания), кнаружи (отведения) и назад (разгибания).
 Позвоночник прилегает к наружной поверхности спины. Нижняя часть позвоночника - крестец - входит в состав таза, поясничная часть соединяет таз с грудной клеткой, грудная часть входит в состав грудной клетки, а шейная часть позвоночника образует основу шеи и вверху сочленяется с черепом. Седьмой шейный позвонок образует хорошо заметный под кожей выступ, который соответствует вершине грудной клетки.
 При помощи плечевого сустава рука соединяется с плечевым поясом. Над суставом лежит лопаточный выступ. Внизу плечевая кость сочленяется с предплечьем при помощи локтевого сустава. Предплечье состоит из двух костей - локтевой и лучевой. Кости кисти хорошо заметны с тыльной стороны ладони. Запястье образует выпуклость при сгибании. Бедро соединяется с голенью коленным суставом. Разгибание бедра и голени прекращается, когда голень и бедро оказываются на одной прямой.
 Скелет стопы образует свод, опирающийся на землю пяткой и передними концами плюсневых костей, которые сочленяются с фалангами пальцев.

 Мышцы. На животе прямо стоящей фигуры мышечные массивы (рис. 2, б) вполне симметричны и делятся на правую и левую сторону средней бороздой, которая называется белой линией; по обе ее стороны от грудной клетки к тазу тянутся прямые мышцы живота, сближающие таз и грудную клетку. С боков мышцы живота соединяют ребра и таз. Сзади, вдоль позвоночника, лежат длинные мышцы, выпрямляющие спину, на пояснице они выпуклые (рис. 1, б).
 Мышцы бедра состоят из трех основных массивов. Разгибателем коленного сустава является четырехглавая мышца, в сухожилье которой включена коленная чашечка (надколенник). Это сухожилье прикрепляется к верхней части большой берцовой кости, сама мышца в основном начинается на бедре. Приводящие мышцы притягивают бедро к средней линии, не давая ему отклоняться в наружную сторону. Они тянутся от таза к бедру. Задние мышцы бедра тянутся от таза вдоль задней поверхности бедра и прикрепляются к верхним концам костей голени; сгибают колени, разгибают тазобедренный сустав.
 Форму таза образуют две большие мышцы. Одной из них является большая ягодичная мышца. Начинается она на тазе, прикрепляется к верхней части бедренной кости и проходит в промежуток между четырехглавой и задней мышцами бедра. Мышца эта разгибает тазобедерный сустав и поддерживает туловище в прямом положении. Когда нога отбрасывается назад, мышца имеет полушаровидную форму; когда бедро выносится вперед, мышца имеет форму клина, уходящего в глубину бедра.
 Второй мышцей, образующей форму таза, является средняя ягодичная, которая связывает таз с большим вертелом бедра, и образует форму боковой поверхности таза. Она поддерживает таз, а следовательно и все туловище на бедре, когда человек опирается на одну ногу (при ходьбе, беге).
 Мышцы плечевого пояса покрывают грудную клетку спереди и сзади. Мышцы, лежащие сзади на лопатке, тянутся к плечевой кости, они опускают плечо, притягивают его к лопатке. Снизу к плечевой кости тянется широчайший мускул спины, который притягивает плечо к туловищу.
 Трапециевидный мускул образует сзади форму шеи и плеча. Он спускается с головы на ключицу и лопатку. В глубине лежат мышцы, двигающие лопатку вперед и назад. Зубцы одной из этих мышц выделяются на ребрах при движении лопатки и руки.
 Спереди на груди лежит большая грудная мышца, она прикрепляется к плечевой кости, притягивает руки к туловищу. Плечевой сустав прикрыт дельтовидной мышцей. Она начинается от ключицы и лопатки, окружает лопаточный выступ и прикрепляется к плечу, вклиниваясь между задними и передними мышцами плеча. Дельтовидная мышца поднимает руку.
 Весь массив мышц плечевого пояса двигается вместе с лопаткой, скользя по поверхности грудной клетки вверх и вниз, вперед и назад, значительно изменяя форму верхней части туловища.
 На плече располагается спереди двуглавая мышца, сгибающая руку в локте; сзади - трехглавая мышца, разгибающая руку в локте. Двуглавая мышца выходит из-под большой грудной мышцы и внизу проникает на предплечье между группами мышц - сгибателей и разгибателей кисти. Двуглавая мышца не только сгибает руку в локте, но и поворачивает лучевую кость, а следовательно, и кисть ладонью вперед.
 Форму шеи сзади образуют трапециевидная мышца. Спереди от грудницы и ключицы к сосцевидным отросткам черепа тянутся грудино-ключично-сосцевидные мышцы; они поворачивают голову и сгибают шею. Между грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцами над ключицей находится надключичная мышца. Спереди форма шеи определяется трахеей и гортанью, расположенными вертикально между двумя грудино-ключично-сосцевидными мышцами.

 Характер телосложения. В морфологической структуре людей в первую очередь отмечается неодинаковая степень жироотложения и развития мышц. Такие признаки называются функциональной конституцией или телосложением. Различают слабое, среднее и обильное жироотложение.
 Форма грудной клетки может быть плоская, цилиндрическая или коническая. Плоская грудная клетка характеризуется сильным наклоном ребер, она узкая и длинная. Подгрудный угол сходящихся хрящей нижних ребер правой и левой сторон мал. Цилиндрическая грудная клетка - бочкообразная, ребра расположены более или менее горизонтально, подгрудный угол близок к прямому. Коническая грудная клетка имеет вид усеченного конуса, короткая, широкая, с большим подгрудным углом, который больше прямого.
 Форма живота может быть впалая, прямая, округлая, выпуклая. Все эти признаки определяются визуально, на глаз.
 Выделяется несколько типов телосложения с различной классификацией для мужчин и женщин.
 Среди взрослых мужчин выделяется три основных типа телосложения: грудной, мускульный и брюшной.
 Для грудного типа телосложения (рис. 3, а) характерно слабое жироотложение, слабая мускулатура, плоская грудная клетка, впалая грудь, сутулая спина; для мускульного (рис. 3, б) - умеренное жироотложение, средняя или сильная мускулатура, цилиндрическая грудная клетка, прямой живот, волнистая или прямая спина; для брюшного (рис. 3, в) - обильное жироотложение, слабая или средняя мускулатура, коническая грудная клетка, округло-выпуклый живот, сутулая или волнистая спина.
 Кроме трех типов телосложения среди мужчин, выделяется четыре смешанных подтипа: грудно-мускульный (имеющий, главным образом, признаки грудного типа, и в меньшей степени признаки мускульного типа); мускульно-грудной, мускульно-брюшной и брюшно-мускульный.
 В основу классификации женских фигур входит один из наиболее важных признаков телосложения - подкожный жир. Среди женщин выделяется три типа телосложения: со слабым, средним и сильным жироотложением. Они носят название «тонкий», «нормальный» и «рубеносовский».
 В первую группу входят фигуры с равномерным распределением жира на теле; во вторую - с неравномерным. При большом скоплении жира в верхней части тела (выше талии - верхняя часть живота, грудь, шея, руки) выделяется тип телосложения, называемый верхним. Если же жир преобладает в нижней части (живот, ягодицы, бедра, голень), тип телосложения называют нижним.
 Третья группа телосложения характеризуется жиром, локализованным на туловище и конечностях. Если жир преобладает на туловище, то выделяется «туловищный» тип телосложения, если же преобладает на конечностях, то - «крайний тип».
 Среди фигур с сильным отложением жира на различных участках тела выделяется тип телосложения с большим жироотложением на груди, обуславливая сильное развитие грудных желез, и тип телосложения со значительным жироотложением в области бедер.

 Осанка. Под осанкой подразумевается привычное естественное положение тела без напряжения отдельных мышечных групп. Как и другие морфологические признаки, она в значительной степени обуславливает особенности внешней формы человека. На осанку оказывает влияние форма позвоночника. Степень изгибов позвоночника в различных участках может быть различной - малой, средней, большой. При малых изгибах тело выпрямлено, при больших изгибах, в особенности в области грудного отдела позвоночника, тело приобретает сутулую форму. Главными измерениями при определении степени изгибов позвоночника служат положение корпуса и выемка талии. Первый признак характеризует расстояние между остистым отростком 7-го шейного позвонка и вертикальной плоскостью, проходящей через наиболее выступающий сзади грудной участок позвоночника. Второй признак - расстояние между наиболее глубокой точкой поясничного изгиба позвоночника до вертикальной плоскости, проходящей через тот же участок, что и в первом случае.
 В практике швейного производства выделяется три основных типа осанки фигуры человека - нормальный, наклонный (сутулый) и перегибистый.
 Первый тип осанки характеризуется обычной или волнистой формой позвоночника, второй - формой позвоночника с резко выраженным шейным лордозом (прогибом) и грудным кифозом (выгибом), третий - уменьшенным грудным кифозом и резко выраженным поясничным лордозом.

 Типы телосложений человека. Соотношение размеров отдельных частей тела называют пропорцией тела. В данном случае имеются в виду соотношения так называемых проекционных размеров тела. Проекционные, а также прямые размеры относятся к группе линейных. Разница между ними заключается в том, что прямые размеры не зависят от ориентировки в пространстве части тела. Они представляют собой наименьшее расстояние между начальной и конечной точками данной части тела. Проекционные размеры зависят от ориентировки части тела в пространстве и представляют собой перпендикуляры к одной из трех плоскостей тела. Проекционные размеры, по преимуществу, используются в научной антропометрии*.
 В швейном производстве в основном пользуются прямыми размерами. Из проекционных размеров в швейном производстве используют высоту плеч, положение корпуса и некоторые другие, что позволяет дать математическую характеристику осанке фигуры.
 Проекционные размеры в научной антропометрии измеряются между так называемыми антропометрическими точками (рис. 4), под которыми подразумеваются точки, строго разграничивающие тело на участки. Эти точки сосредоточены преимущественно на костных выступах и прощупываются через мягкие ткани. Длина руки, например, измеряется от плечевой (акроминальной) точки, находящейся на более выступающей наружной части акроминального отростка лопатки, до конечной точки третьего пальца.
 Имеется несколько типов пропорций тела человека. Наибольшее распространение получили долихоморфный, мезоморфный и брахиморфный типы пропорций тела человека.
 Долихоморфный тип (рис. 5, а) характеризуется относительно узким и коротким туловищем и длинными конечностями.
 Брахиморфный тип (рис. 5, б) характеризуется относительно длинным и широким туловищем и короткими конечностями.
 Мезоморфный тип (рис. 5, в) занимает среднее положение между долихоморфным и брахиморфным типами.
 Одноименные типы у мужчин и женщин неодинаковы. Главное различие наблюдается по линии плеч и таза. У мужчин плечи относительно шире, чем у женщин, а таз уже. Что же касается длины туловища и конечностей, то в их размерах у мужчин и женщин существенных различий не наблюдается.
 В произведениях искусства пропорции тела определяются канонами, когда отдельные части тела выражают в целых значениях или долях какого-либо признака, взятого за основу. Такой признак или размер получил название модуля. Всего канонов насчитывается больше 100. В качестве модуля, например, служит расстояние от белой линии по линии плеч до плечевой точки. Эта величина равна длине головы и укладывается в росте человека 7,5 - 8 раз (рис. 6). Членение фигуры по этому модулю характеризуется тем, что линия бедер делит фигуру на две равные по высоте части. Статистические данные моногочисленных антропометрических измерений определяют, что для роста, равного 150 см, длина ноги составляет 52%, для 165 см - 53%, для 180 см - 54%. Непропорциональная изменчивость обнаруживается не только для размеров, ориентированных в разных плоскостях, но, как показывает пример, в ряде случаев и для размеров, ориентированных в одной и той же плоскости.

 Рост человека. Рост человека в значительной степени оказывает влияние на форму его тела. Рост в швейном производстве рассматривается как один из ведущих признаков в конструировании изделий. Он определяется расстоянием от высшей точки темени до пяток.
 Различают групповые и индивидуальные вариации роста. Причем первые меньше вторых. Так, у мужчин всех стран групповые вариации роста в основном укладываются в пределах от 155 до 174 см, а в СССР от 155 (лопари) до 173 см (эстонцы).
 Индивидуальные вариации роста для большей части европейского населения укладываются в пределах от 140 до 190 см. За последние 100 лет во многих странах отмечается увеличение роста человека.
---------------------
* Антропометрия - один из методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.


Проголосовать: 
Категория: Основы конструирования верхней одежды | (03.09.2012)
Просмотров: 18564 | Рейтинг: 0.0/0