Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Азбука шитья


63. Национальная одежда

 Национальная одежда Средней Азии пользуется большой популярностью не только у коренного, но и европейского населения Узбекистана.
 Немногочисленные публикации по традиционной национальной одежде представляют значительный интерес, так как помогают проследить развитие одной из сторон материальной культуры узбекского народа, его этнокультурные связи с другими народами и этническими группами Средней Азии.
 Своеобразная традиционная форма и покрой основных видов одежды узбеков сохранились на протяжении столетий и используются в настоящее время для повседневной носки и как обрядовая одежда. В то же время на современном этапе традиционные формы национальной одежды претерпевают некоторые изменения, поддаваясь направлению моды.
 Традиционную национальную одежду можно условно разделить по назначениям.

 Так, нательную женскую одежду еще с прошлого столетия составляли платья туникообразного покроя - куйлак (рис. 382 а,б). Вторая основная часть костюма - глухие шаровары - лозим (рис. 383), стягивающиеся на талии поясом из тесьмы или эластичной лентой. Низ штанин обшивается узкими плетеными и вышитыми тесемками - джияк, на концах которых образованы кисточки. Ширина и длина шаровар разная. Молодежь носит более короткие и сужающиеся книзу.
 К верхней женской одежде относят стеганые ватные халаты - чопоны - туникообразного покроя, который несколько отличается от покроя мужских халатов. Ворот женского халата более открытый и широкий, его не застрачивают и не вышивают, борта женского халата почти не сходятся. Рукава несколько короче, но свободнее, чем в мужских халатах.

 Специфичной женской одеждой является халат-курсак (рис 384) или калтача (рис. 385). После присоединения к России в Среднюю Азию проникла новая форма одежды - камзол или камзул (рис. 386). Это немного прилегающие в талии халаты с короткими и узкими рукавами, с более классической вырезной проймой и отложным воротником, иногда с хлястиком, карманами на боках, изредка с карманом на груди.
 В этот же период появилась и короткая безрукавка - нимча. Нимча как вид одежды широко применяется и по сей день, шьют ее преимущественно из темного бархата или плюша. Безрукавка является необходимой принадлежностью национального женского костюма. Для мужской национальной одежды характерен одинаковый покрой независимо от возраста. Еще с прошлого столетия и до нашего времени широко распространена мужская рубаха - яхтак (рис. 387) Ее шьют из хлопчатобумажной ткани, носят молодые и пожилые. Длина ее в разное время претерпевала изменения и сейчас принята выше колен. Ворот рубахи стегают на машине строчками в несколько рядов. На груди одна пуговица или тонкий шнурок из этой же ткани.
 Наряду с рубахой яхтак коренные жители Узбекистана (в основном пожилые люди) носят мужские шаровары - иштон (рис. 388). Шаровары выполняют из хлопчатобумажной ткани, так как этот вид одежды носят в основном как нательное бельё. Вверху штаны очень широкие, книзу сужаются и доходят до щиколоток. Вверху штаны подшивают и продергивают шнурок который затягивается. Поверх рубахи мужчины носят распашной халат - чопон (рис. 389 а,б). Халаты сохранились в основном туникообразного покроя в двух вариантах.
 Первый вариант - халат из целого полотнища, складывается поперек, образуя перед и спинку без швов на плечах. Перпендикулярно полотнищу стана, без вырезной проймы, напрямую пришиваются прямые или несколько суженные к концам рукава. В подмышку почти всегда вставляют ластовицу, а в бока - клинья в форме вытянутого усеченного треугольника, их пришивают к стану косыми сторонами.
 Второй вариант - стан мужских халатов состоит из двух полотнищ одинаковой ширины, сшитых вместе. Перегнутое поперек полотнище образует спинку (со швом посередине), перед и верхнюю часть рукава, которая получается путем вырезания под рукавом клина, обращенного вершиной вниз. На полах халата с обеих сторон делают вертикальные разрезы для удобства при шаге. Воротник, полы, подол, края рукавов обшивают узкой плетеной тесьмой или полоской ткани. На груди пришивают две завязки. Халаты шьют без подкладки, на подкладке, зимние - с прокладкой ваты.
 С середины 19 века в городах вошли в моду камзолы - камзур (рис. 390) - глухой сюртук без разреза сзади, без лацканов, со стоячим воротником. Его одевали поверх рубашки под верхний халат, а летом носили и без халата.
 Все эти основные традиционные виды национальной одежды, появившиеся в прошлом веке, дошли до нашего времени почти без изменений.
 Конструкция женского национального платья также значительных изменений не претерпела (рис. 391). Ее основные детали: стан переда, стан спинки, рукава, кокетка переда, кокетка спинки и воротник. Кокетку платья выкраивают обязательно с подкокеткой, так как кокетки на подкладке более прочные и лучше сохраняют форму. Кокетка спинки может быть на подкладке из другой ткани, а подкладку кокетки переда делают из основной ткани. Если есть подборт и воротник, то часть подкладки кокетки переда до подборта может быть выполнена из другой ткани. Разнообразие моделей национальных платьев достигается за счет рисунка ткани и различных форм кокеток и воротников.
 Особой популярностью пользуются ансамбли из традиционных национальных тканей - хан-атласа, бекасама, альпака, шифона, крепдешина, бархата. В современных нарядных изделиях широко используют сюзане, а также бархат с национальной вышивкой золотой или серебряной нитью.

рис. 391


Проголосовать: 
Категория: Азбука шитья | (26.12.2011)
Просмотров: 18872 | Теги: халат, шаровары | Рейтинг: 0.0/0
Ещё по теме: