Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


1. Некоторые предпосылки проектирования головных уборов

 Форма и содержание костюма. Сущность костюма, как и всякого объекта предметной среды, проявляется в многообразных конкретных формах. Сущность костюма в его функциональной, общественно-экономической и социально-психологическоЙ значимости.
 Народный и исторический костюм обладал целым комплексом функций: «практической (утилитарной), эстетической, эротической, магической, возрастной, социально-половой (т. е. функцией различия замужней и незамужней женщины), тесно связанной с ней моральной; праздничной, обрядовой и сочетающейся с ней функцией, указывающей на траур; профессиональной; сословной, указывающей род занятий,... региональной, религиозной»*.
 Исторические условия выдвигали в качестве ведущей функции какую-то наиболее значимую в этот период. Наиболее значимая ведущая функция костюма определяется характером деятельности человека и органической связью с ней костюма.
 Костюм, поделенный историей развития общества на действенный и недейственный, имел и свои ведущие противоположные функции.
 Если деятельность человека демонстрирует единство утилитарного процесса с его творческой осмысленностью, а костюм, предназначенный для этой деятельности, имеет форму (также эстетически осмысленную), обеспечивающую удобство осуществления этой деятельности, то эта форма будет выражать собой основную, в данном случае утилитарную функцию, т.е. эта основная ведущая функция костюма является его содержанием.
 В костюме господствующих классов (недейственном) основной ведущей является функция презентативная, престижная. Содержанием такого костюма является его исключительность, презентабельность.
 Таким образом, содержанием костюма является его основная функция, обусловленная общественно-экономическим укладом, социально-психологическими отношениями, моральными и эстетическими нормами общества.
 В каждой эпохе выражение содержания костюма происходило в характерных для нее формах. Под формой в костюме следует понимать определенную систему связей частей одежды, отражающую характер материальной и духовной жизни общества конкретного периода, или форма в костюме - это определенная (морфологическая**, пластическая) система связей частей одежды, обуви, головного убора и дополнений.
 История развития костюма есть история закономерного, диалектического развития форм от утверждения человеческой власти над силами природы посредством эстетического переосмысления природных материалов (в костюме первобытного человека), строгой (математической) оформленности своей деятельности (костюм Древнего Египта), гармонии материалов и человеческой сущности (в греческом искусстве в целом и в костюме в частности) через превращение свободной формы в плотный футляр, подчиняющий своей форме человеческое тело, его усложнение, членение, насыщение декоративными элементами, приводившими практически к уничтожению формы, к возвращению вновь к простым (по геометрическому виду) формам, гармонии человеческой сущности и материалов, но уже на новом этапе материально-технических возможностей новой общественно-экономической формации.
 Разнообразие форм одежды, обеспечивающих выражение постоянного содержания (в костюме господствующих классов - функции престижности, исключительности; в костюме угнетенных классов - унизительного положения людей, задавленных подневольным трудом), свидетельствует о некоторой свободе формы, имеющей возможность видоизменяться под воздействием внешних факторов.
 Все сказанное позволяет дать определение самому понятию «костюм».
 Костюм есть определенная система взаимосвязанных частей одежды, обуви, головного убора и дополнений, обусловленная общественно-экономическим укладом, социально-психологическими отношениями, морально-этическими нормами и эстетическими идеалами данного общества.
-----------------------
*П. Г. Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 307.
**Морфология (греч. morphe форма + logos учение) - наука о строении.


 Функции головного убора в костюме. В результате длительного развития культуры к костюму выработалось отношение как к определенной целостности форм, которая должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека в конкретных условиях и соответствовать социальным и эстетическим требованиям времени.
 Соотношение функционального и эстетического в костюме определяется его назначением. Оптимальное соответствие этих сторон костюма его назначению делает костюм социально значимым, ценным. Ценностное отношение становится существенным критерием при восприятии костюма в целом и при восприятии (оценке) отдельных его частей. С позиции ценностного отношения к костюму головной убор в гораздо большей степени, чем другие. части одежды (обувь, дополнения и украшения), определяет социальную значимость костюма в целом, его эстетическую ценность, в нем могут воплощаться морально-этические нормы, которым соответствует костюм. Поэтому костюм как система не мыслится без головного убора.
 Системный подход к рассмотрению костюма позволяет нагляднее продемонстрировать роль головного убора в нем. Естественно положение головного убора (на голове, а не в руках, как это было в XVII в.) в вертикально развивающейся системе форм логично завершает, уравновешивает или усиливает это развитие вверх. Следует иметь в виду, что костюм уже с XVI в. является многослойным, каждый его слой состоит из частей одежды, облегающих соответственные части тела человека. Это хорошо демонстрирует голландская живопись XVII в. Женский костюм складывается из верхней одежды и соответствующей ей по характеру шляпы, следующий слой - платье и чепец, который носили под шляпой, дальше - рубашка, к которой на ночь надевали ночной чепец (мужчины - ночной колпак). И в каждом слое одежды головной убор согласуется с основной частью одежды не только по величине и характеру форм, но и по материалу, цвету, отделке. В XVII в. головные уборы завершали систему форм костюма в каждом его слое. В наше время такой четкости в согласованности форм головного убора с основной частью в каждом слое костюма нет.
 Отсутствие головного убора в костюме не снижает необходимости уравновесить или завершить всю систему форм. Это делается другими средствами - с помощью дополнений или деталей одежды, располагающихся у головы.
 Когда же средства верхнего слоя костюма исчерпываются, начинают активно «работать» и как бы выходить на поверхность следующие слои. Костюм приобретает внутреннюю динамичность. В таких случаях роль формы, завершающей систему, выполняет прическа, которая по этой причине часто принимает причудливые формы. Ее роль в костюме доводят до значения головного убора.
 В нашей повседневной жизни отсутствие головного убора - это чаще выражение молодости духа, спортивности, демократизма. «Неубранные» волосы придают иное значение всей системе костюма - от непосредственности, интимности до неряшливости. Последнее приводит к обесцениванию основных частей костюма, т. е. к разрушению целостности всей системы.
 Еще более очевидной роль головного убора в костюме становится при выяснении его содержательного смысла.
 Содержанием костюма в целом является его основная функция. Ей прямо или косвенно подчинены все части костюма (характером и конструкцией формы, структурой материала, цветом и т. д.). Разнообразие костюмов по основному своему назначению по той основной функции, осуществлять которую он призван прежде всего, объясняется широтой человеческой деятельности.
 В социалистическом обществе костюм всегда в большей (для различных видов трудовой деятельности) или в меньшей степени (активные виды отдыха, торжественные случаи) действен, поэтому утилитарная функция, хотя и не является ведущей, всегда значительна.
 В историческом светском костюме, утверждавшем классовые привилегии, презентативная функция являлась ведущей, что нередко выражалось в необыкновенной роскоши головных уборов. Драгоценные камни, золото, парча сосредоточивались на головах царствующих особ. Не менее драгоценные кружева, ленты, нежнейшие шелка увенчивали головки придворных дам. Тонкие оттенки сложных цветов составляли колорит изысканных туалетов светских дам конца ХIХ в. В это время благодаря литературе утверждается отношение к костюму как к средству психологической характеристики его обладателя. Головной убор становится выразителем индивидуальности. Его не только научились элегантно носить, но и подчеркивать с его помощью свои достоинства, создавать неповторимую привлекательность, ореол поэтической тайны.
 В костюме, предназначенном для трудовой деятельности, головной убор, создаваемый как часть системы в одном ключе с другими частями костюма (стилевая общность в конструктивном решении форм, использовании материалов, цвета и пр.), не просто подчинен выполнению основной функции. Головной убор превращается в её знак, символ данного костюма (рыбацкая шляпа, соломенная шляпа китайского крестьянина, защитная каска современного строителя).
 Форма головного убора, длительное время выполняющая в костюме одновременно целый ряд функций, откристаллизовывается. Ее элементы приобретают определенный характер, а их взаимосвязь становится устойчивой. В сознании человека устойчивая форма и отдельные ее элементы приобретают значимость кода, содержащего определенную информацию (объемно-пространственную, композиционную характеристику костюма, определенность пластической связи костюма с фигурой человека, социально-классовую или профессиональную принадлежность человека), т. е. становятся синонимом тех функций, которые обеспечиваются данной формой с ее элементами. Поэтому восприятие даже только элементов (отдельных знаков) такой формы восстанавливает целый образ, целый ряд знаков (код), определенную форму или тип формы, ее образно-функциональное содержание.
 Современное проектирование одежды ориентировано на потребности массового потребителя и промышленное производство. В проектных и моделирующих организациях создается современный костюм с учетом традиций, современного уровня культуры народа, экономических и производственных возможностей, массовости производства изделий и необходимости в индивидуализации костюма.
 Путь, по которому идет моделирование одежды в социалистических странах, можно определить как эстетическое решение утилитарных функций. Это объясняется стремлением решать современныЙ костюм как гармоничное целое, где каждой части отводится своя достойная роль.
 В зимнем и демисезонном костюме головной убор обязательно выполняет утилитарные функции, несет и большую эстетическую нагрузку: своими пропорциями, формой, линиями он согласуется с одеждой, характер материала головного убора (его фактура, цвет) также согласуется с одеждой, а все вместе избирается в соответствии с характерными особенностями человека, т. е. головной убор и в современном костюме остается главным выразителем его содержания.
 Из всего сказанного можно заключить, что головной убор является концентрированным выражением содержания костюма и нередко приобретает символическое значение.
 Следует остановиться также и на значении формы головного убора в пластической выразительности костюма в целом. Система форм может представлять собой целостность, если каждая из них решена в стилевом соответствии, включая соответствие друг другу характеристик материалов. К этому следует добавить, что пластическую выразительность костюма (на основе контрастного или нюансного принципа решения частей) в целом обеспечивает пропорциональная выверенность стилистически однородных форм, ритмическая организация деталей и колористическая организация всех частей, деталей и украшений костюма.
 Этим уже предопределяется значимость головного убора - он главенствует в костюме или соподчиняется с остальными его частями. Дальше следует выбор конкретной формы и конкретного ее воплощения.
 В современной практике моделирования связь формы головного убора с формами костюма чаще подразумевается, чем проводится сознательно.
 В древности этот процесс протекал столетиями, в истории недавней в творчестве мастеров («кутюрье») - интуитивно. Конкретный характер формы головного убора становился ясным только после того, как платье, пальто или костюм были, пусть в незавершенном виде, но уже определенном во всех деталях и линиях, надеты на человека. Форма головного убора «подсказывалась» всем строем основной части костюма. Здесь с максимальной силой проявлялись творческая фантазия, вкус, тщеславие, снобизм и пр. Все это находило материальное воплощение, опредмечивалось. В результате являлась новая форма, органически слитая со своим содержанием.
 В эпоху средневековья светский гардероб обогатился огромным количеством головных уборов разнообразных форм. Некоторые из них в измененном виде вошли и в наш гардероб (в виде детских чепцов, капоров, а также вуали).
 Еще раз бурное появление новых форм головных уборов произошло в начале ХХ в. Развитие разнообразных видов спорта, транспорта, производственной деятельности требовало новых специализированных типов одежды и, конечно же, головных уборов. Вызванные к жизни утилитарной потребностью, эстетически осмысленные, они не раз являлись темой для создания бытовых головных уборов (мужские зимние шапки типа спортивной финской шапки, детские плотно облегающие капоры или вязаные шапочки, застегивающиеся под подбородком, типа резиновых шапочек для купания, зимние шапки для мальчиков типа шлемов для танкистов и т. д.).
 Далеко не всегда требовалось создавать новую форму головного убора. Пластическое решение костюма часто может включать в себя формы уже известные или хорошо забытые. Исполненные из других материалов, в другом цвете, если они соответствуют особенностям человека, головные уборы будут успешно выполнять не только свои утилитарные и эстетические функции, но и выражать содержание костюма.
 Исчерпанность возможностей формы головного убора приводит к зарождению и утверждению его новой формы. Но это происходит под воздействием и в связи с требованиями принципиально нового содержания костюма, являющегося отражением серьезных изменений или научно-технических достижений в обществе.
 Рассматривая головной убор как существенную часть объемно-пространственной структуры костюма, следует сказать, что его присутствие или отсутствие влияет на восприятие формы в целом как замкнутой или как открытой.
 Как было отмечено выше, целостность системы определяется в значительной мере стилевой общностью отдельных частей костюма. Характер самих систем в целом зависит от характера этих частей.
 Система, состоящая из лаконичных форм, содержит в себе больше возможностей предстать в конечном итоге как форма замкнутая. И наоборот, если отдельные части костюма представляют собой формы со сложной, прихотливой конфигурацией, система этих форм в целом скорее предстанет как открытая форма. Конечно, мера замкнутости и открытости может быть разной.
 Костюм открытых объемно-пространственных структур - это костюм легкий, динамичный (как бы пронизанный воздухом) (рис. 1, а).
 Костюм замкнутых объемно-пространственных структур - спокойный, деловой (рис. 1, б). И головные уборы в таких костюмах будут иметь строгие формы, четкие линии, сдержанные цвета и отделки. Сюда относится большая часть мужских головных уборов (фетровые повседневные деловые, официальные шляпы; меховые типа «гоголь», «московская», «папаха», «боярка») и женские шляпы пластического характера.
 Таким образом, костюмы как объемно-пространственные замкнутые и открытые структуры образуются вследствие определенного взаимодействия частей определенных форм. Именно поэтому головные уборы как сильное выразительное средство должны тщательно подбираться к основной части костюма и к человеку.
 Функции головного убора в костюме рассмотрены с позиции системного подхода к изучению костюма, значимости его формы для выражения содержания, но головной убор имеет и свою специфику.
 Любая часть костюма должна соответствовать облегаемой части тела человека своим объемом, характером формы и используемых материалов. Эти формы должны быть еще и выразительными. Тем более должен быть выразителен головной убор. Но здесь успеха добиться во много раз сложнее, поскольку головной убор оформляет лицо.


Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (23.06.2012)
Просмотров: 9122 | Рейтинг: 5.0/1