Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 27
Гостей: 25
Пользователей: 2
Zapotekmics, Follecksamb
Сегодня были:
Follecksamb
ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


2. Головной убор в костюме ХХ века

 Социально-экономические условия рождения нового типа костюма. На рубеже ХIХ и ХХ вв. фундаментальные открытия в науке привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира. Инженерная мысль дала новые средства передвижения, связи, стальные и железобетонные конструкции, конвейеры массового производства.
 Форма костюма этого периода подчеркивает фигуру (старый костюм скрывал ее условными формами), она невелика по объему и проста по структуре (старый костюм был громоздок и сложен), она гибка и свободно следует за линиями тела (старый костюм имел жесткий каркас и как бы накладывался на фигуру). Отрицая костюм прошлого века, костюм начала ХХ в. одновременно использует и развивает его принципы: в своей композиции опирается на естественные членения фигуры, по-разному акцентируя ее особенности. Костюм свободно соотносится с фигурой.
 Образ в нем рождается в живом динамическом взаимодействии фигуры и одежды (в противоположность каркасному костюму, идеальные формы которого были заданы искусственной конструкцией, а человеческое тело подчинялось этой схеме).
 Новый идеал женщины сложился в средних слоях общества в процессе приобщения женщин к труду, в борьбе за право иметь образование и полную самостоятельность. В первые десятилетия ХХ в. реализовать эти устремления в костюме помогла мадам Шанель, взяв «напрокат» атрибуты мужского костюма (пиджак, рубашку, шляпу).
 Быстрая смена форм, характер их наполнения, утверждение форм, развивающих в костюме принципы распространившегося повсюду конструктивизма (работы Н. П. Ламановой, Л. С. Поповой, А. А. Экстер), или форм, часто заимствованных у костюма ХIХ в. (30 - 40-е годы), а потому мало отвечающих требованиям времени, и, наконец, форм военизированного характера (период второй мировой войны) были борьбой за отыскание новых форм, которые могли бы выразить собою новое содержание костюма, лучшие достижения времени - демократизм, гуманизм, свободу утверждения личности.

 Отличительные черты организации костюма ХХ в. В художественной культуре начало прокладывать себе дорогу стремление «мыслить открытой формой», развитой в пространстве, приспособленной к возможности человека. Замкнутая форма предполагает ограниченную свободу обращения с ней. Чтобы соответствовать непрерывно возрастающей культуре, форма должна одновременно обеспечивать и совершенство каждого жеста, и его максимальную раскованность. Поза человека должна быть не только физиологически выверенной, но и культурной. Композиция открытой формы тогда становится гармоничной, когда сам человек, оперирующий ею (актер, спортсмен, солист балета), отличается абсолютной координацией движений.
 Замкнутая форма, замкнутая композиция в костюме выражается в его ансамблевом решении. Ансамбль - это художественно-образная связь костюма с человеком в определенной среде. Такое понимание ансамбля предполагает совершенно определенную, жесткую связь всех частей одежды между собой и с человеком, с его конкретными особенностями (внешностью, осанкой, манерами, характером движения).
 Изменившийся образ жизни, возросшая степень коммуникативности человека вызвали необходимость искать такие новые формы костюма, которые в одинаковой степени достойно представляли бы человека в разных, часто неожиданных ситуациях. Поэтому самой актуальной задачей становится проектирование не просто вещей, а сюжетов, в которых они оживают. В этом смысле открытая форма, не только допускающая, но и предполагающая ее приспособление к конкретным ситуациям, в решении костюма является ответом на требование времени. Выразилось это в комплектном решении костюма. Комплект - это система взаимозаменяемых частей одежды, связанных стилевым единством и назначением. Очевидно, эта система строится лишь на самых общих связях между ее частями (не по всем свойствам формы) и допускает дополнение, развитие, ее приспособление к человеку и конкретным условиям среды.
 К 50-м годам равноправие женщин стало фактом и прочно вошло в быт, в сознание, в нравственные представления и принципы людей. Это логически привело к изменению облика женщины и мужчины.
 Изящество, тонкий вкус, ярко и тактично выраженная индивидуальность облика - все то, что требовал мужчина, теперь требует и женщина.
 Под влиянием изменившихся общественных условий женский и мужской идеалы начали вырисовываться достаточно определенно, все более ощутимо начали утверждаться формы одежды, своей целесообразностью и эстетичностью одинаково удовлетворяющие и мужчин, и женщин. Жакет, блуза простого покроя, шляпа, пальто формы редингот теперь имеют себе подобных в одежде любого назначения. Появились различные куртки, а брюки (в ХIХ в. - чисто мужская форма одежды) стали необходимостью не только при занятиях спортом, туризмом и трудовой деятельности, но и в повседневной жизни. Трикотажные изделия (свитеры, джемперы, пуловеры) не только своей формой, но и всеми другими качествами оказываются одинаково приемлемыми и для мужчин, и для женщин.
 Таким образом, утверждаются формы одежды, единые и для мужчин, и для женщин. Эти формы свободно соотносятся с фигурой (держатся в основном на плечевом поясе), следуют за линиями тела, образно её преображая.
 Формы одежды постоянно меняются в своём решении. Поэтому костюм всякий раз создаёт новый образ человека; в измененных одеждой пропорциях и формах он заставляет уловить, острее ощутить своеобразие его красоты.
 Развитие науки и техники расширяет сырьевую базу, совершенствует способ производства различных материалов, готовых изделий. В результате одежда становится легкодоступным предметом, процесс потребления которого предусматривает соучастие потребителя в творчестве. Сфера создания костюма превращается в сферу сотворчества масс с художником костюма.
 Образцы подлинно художественных решений создают художники-профессионалы. Они направляют творчество масс по одному руслу. Чутко улавливая то новое, что рождается в современном быту, они придают вкусам оформленность и завершенность.
 При общем упрощении форм и структуры костюма ХХ в. (в сравнении с костюмом ХIХ в.) стремление к образной выразительности усилилось. В ее достижении значительная роль принадлежала новым средствам (утверждение определенного типа женщины, который сохраняет свою актуальность в течение нескольких лет, и нюансировка этого типа средствами макияжа и прически каждые 2 - 3 года).
 В 20-х годах сложился модный образ женщины а la garcon, по-юношески спортивной, стройной, энергичной, получивший широкое распространение в странах Европы после первой мировой войны. Его сменил образ женщины, откровенно женственной, но по-прежнему энергичной. Основные черты моды после второй мировой войны характеризуются интернациональностью, утверждением образа мягкой женственности.
 В 50 - 60-е годы в моду вошел образ девушки, откровенной в своем стремлении преподнести себя как яркое, ослепительное зрелище. Контрастные сопоставления объемов (облегающий лиф и широкая юбка) при насыщенном цвете делают ее внешность броской. Позднее проявилась мода на «инженю» с полудетской прической, круглым отложным воротничком и наивным взглядом округленных гримом глаз. Макияж стал не таким ярким (появились легкие, светлые, пастельные тона).
 Мода 1975 - 1976 гг. ориентируется на взрослую интеллектуалку, хотя макияж претерпел изменения. В сущности макияж* - это своеобразная живопись на лице, создающая индивидуальный поэтичный образ человека. Это единственное в своем роде искусство, имеющее своим предметом непосредственно лицо человека. Основываясь на конкретных особенностях лица, мастер средствами макияжа** выявляет, подчеркивает или чуть изменяет черты лица, делает более выразительными его формы или чуть скрашивает их, придает нужный (но в пределах общей цветовой гармонии индивидуума- цвет волос, глаз) оттенок лицу.
 Повседневный макияж, как правило, отличается сдержанностью в использовании средств, мягкой индивидуальной выразительностью, строго соответствующей возрасту и выполняемой в жизни роли. В зависимости от цвета костюма колорит макияжа чуть-чуть изменяется.
 Декоративный макияж, как правило, остромодный, в зависимости от общего замысла костюма значительно усиливает выразительность лица или даже несколько изменяет его (создается специально к конкретному костюму), предназначается для праздничных увеселений с большим числом присутствующих.
 При определении цвета головного убора в повседневном индивидуальном костюме следует учитывать характер макияжа, возникающее взаимодействие цветов, а в костюме для торжественных случаев при декоративном макияже следует обращать внимание не только на взаимодействие цветов, но и на согласованность линий головного убора с чертами лица, которые благодаря усилению их значимости могли даже несколько изменить черты лица.
 Уже в ХIХ в. костюм перестал быть выражением только индивидуального вкуса. На необходимость изучения костюма как социального явления указывали немецкие ученые Зомбарт, Зиммель и др.


 В ХХ в. костюм подвергается всестороннему изучению. Вопрос изменения и развития его формы всегда привлекал к себе внимание (рис. 2). Применение метода структурного анализа формы позволило выявить в огромном многообразии существовавших в ХХ в. форм костюма основные. Их три - прямоугольная, овальная и трапециевидная, являющаяся производной от треугольника - усеченный треугольник (рис. 3, а). Было также выяснено, что ни одна из указанных форм полностью не исчезает - они сосуществуют, но одна является наиболее актуальной, другая оказывается в тени, а третья как бы зреет в недрах, чтобы на определенном этапе в обновленном виде занять лидирующее положение (рис. 3, б). На этом основании были выделены периоды: геометризированный (I - 1923 - 1933 гг. с преобладанием прямоугольной формы и 1934 - 1946 гг. с преобладанием трапециевидной формы; II - 1960 - 1964 гг. с преобладанием прямоугольной формы и 1965 - 1970 гг. с преобладанием трапециевидной формы); пластический (I - 1912 - 1922 гг. и II - 1947 - 1959 гг. с преобладанием овальной формы).

 Геометризированный период характеризуется: ясно читаемой, максимально приближенной к простой геометрической форме прямоугольника или трапеции формой; логикой конструктивного членения формы (соответствия кроя конструктивным поясам фигуры); подчиненностью декоративного оформления конструктивному членению формы; использованием тканей устойчивых структур.
 Пластический период характеризуется: достаточно ясно прочитываемой овальной формой, что достигается увеличением объема рукавов за счет сборок, драпировок; горизонтальными членениями формы; свободным расположением декора; использованием материалов пластичных структур.
-------------------------
*В отличие от театрального - тонко выполненный грим.
**Губная помада, тушь и специальные карандаши для бровей и ресниц, румяна и тени для придания лицу определенной формы и цвета.



Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (23.06.2012)
Просмотров: 7874 | Рейтинг: 0.0/0