Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


4. Классификация головных уборов


 Классификация головных уборов по тектоническим признакам формообразования. Как элемент костюма, тектоническое* решение которого включается в диапазон оболочковых и каркасных структур, головной убор подлежит рассмотрению с этих же позиций.
 Историческое развитие функций головных уборов в европейском костюме продемонстрировало большое разнообразие форм. В прямом соответствии со свойствами материалов или основанные на контрастном взаимодействии свойств материалов и конструктивного решения головные уборы приобретали и различное пространственное решение: плотно облегали голову, повторяя ее форму (оболочковый тип), имели заданную форму благодаря пластическим свойствам материала или с помощью каркасных конструкций.
 Таким образом, по развитию в пространстве головные уборы подразделяются на плотно облегающие голову и обладающие декоративным объемом (схема 1).
 В современном костюме головной убор отвечает тем же, что и костюм, требованиям и развивается как форма, соподчиненная с формами костюма, являясь в отдельных случаях ее доминантой. Костюм ХХ в. отобрал из исторического фонда лишь некоторые типы головных уборов, объемно-пространственная структура которых способна пластически завершать форму основной части костюма (пальто, плаща, костюма и т. д.). Это формы несложные, обладающие четкостью пространственной организации. В них ясно прочитывается основной объем - головка. Она может быть разнообразных форм. Головка пластично связывается с полями, околышем, но может иметь и самостоятельное значение.
 Из народного костюма современный костюм заимствовал формы, отличающиеся целесообразностью, пластической выверенностью относительно этнических особенностей головы человека.
 На основе существующих или ушедших в историю головных уборов при определенных условиях возникают новые типы или конкретные фасонные решения головных уборов, отвечающих требованиям моды или костюма, создаваемого для новых видов деятельности человека. Например, с появлением пассажирского авиатранспорта возник костюм стюардессы с головными уборами специфических форм; для дежурных по станции метро в последнее время ввели в форменный костюм 2 - 3 типа головных уборов и т. д. (схемы 2, 3).
--------------------------
* Тектоника - художественно выразительное конструктивное решение формы, основанное на учете пластических свойств материала, пропорциональных отношений и ритмической организации деталей.

 Классификация головных уборов по техническим признакам. Из практики известно, что каждый тип одежды (пальто, плащ, костюм и т. д.) допускает использование нескольких типов головных уборов (шляпы, береты, головные уборы, облегающие голову или имеющие декоративный объем). Стилевая связь между одеждой и головным убором устанавливается через материал (его фактуру, цвет), конструктивное решение, отделку. Поэтому большая часть типов головных уборов создается из разных материалов, отчего изделие приобретает новые потребительские свойства.
 Современные головные уборы изготовляют из разных материалов. Это материалы, специально разрабатываемые (фетровые колпаки, тесьмы из искусственных волокон, сетчатые материалы). Большую часть сырья составляют пальтовая, костюмная и платьевая группа тканей, трикотаж, кожа, мех и материалы, используемые в производстве обуви (редкие специальные рогожки).
 Классификация материалов, используемых для формообразования головных уборов, приведена на схеме 4.
 В последнее десятилетие для придания тканям и трикотажу формоустойчивости, износостойкости используют смешивание волокон. Различные сырьевые композиции при получении пряжи, способы переплетения в ткачестве и вязании позволяют получать кроме эксплуатационных декоративные эффекты (меланжирование, блеск и др.). Особенно эффективно используется смешивание волокон в фетроваляльном производстве, где к эстетическим качествам колпаков предъявляются очень высокие требования.
 Каждый вид материалов требует не только своей технологии обработки, а поэтому и специального оборудования и средств малой механизации, но и учета свойств материала и способа технологической обработки при проектировании моделей головных уборов. Один и тот же тип головного убора, например кепи, выполненный из искусственной кожи, меха или костюмной ткани, будет иметь свою специфику в конфигурации деталей. Особенно это различие отразится на характере отделки.

 Классификация головных уборов по способу их формообразования. Простейшим способом создания головного убора является окутывание. Это делается с помощью плоскостных материалов: платков, косынок, шалей, шарфов, лент, тесемок и пр. Несколько сложнее способ драпирования. С помощью тех же материалов и вуалей создаются разнообразные формы и способы завязывания предварительно заложенных складками, задрапированных головных уборов.
 Головные уборы с заранее заданной формой получают разными способами.
 Формованием получают мужские, женские и частично детские головные уборы из фетровых колпаков (конусообразные и удлиненные с разведенным, расширенным краем - капелины).
 Формованные головные уборы получают также из шитых полуфабрикатов, выполняемых из разных материалов, обладающих достаточно рыхлой структурой. К ним относятся определенная часть пальтовых и костюмных тканей, трикотажные полотна. В таких изделиях швы являются не только конструктивной необходимостью, они выполняют существенную эстетическую функцию, являясь конкретными модельными линиями головного убора.
 Для получения формованных головных уборов в Чехословакии разработаны искусственный мех, трикотажное полотно и ткани с включением в структуру материалов термопластических волокон. Выполненные из этих материалов полуфабрикаты при обработке высокими температурами приобретают форму, соответствующую формам-колодкам, на которые они натянуты, при этом фиксируемая форма получается очень устойчивой к неблагоприятным атмосферным воздействиям. Головные уборы из материалов с термопластическими волокнами кроме высоких технико-экономических показателей обладают положительными эксплуатационными свойствами: имеют небольшую массу, сохраняют устойчивую форму.
 В последнее время разрабатываются тесьмы и сетки из моноволокна различных переплетений. Из сетчатого полотна методом механического прессования получают летние мужские шляпы. Женские летние шляпы формуют вручную.
 Шитые головные уборы составляют очень широкую группу по используемым материалам.
 При разработке шитых моделей можно достичь достаточно выразительных форм, используя для этого не только конструкцию, крой, но и элементы, полученные формованием. Они играют роль каркаса в головном уборе. Поэтому все шитые головные уборы подразделяются на мягкие и с каркасной основой.
 Мягкие головные уборы могут быть из искусственного и натурального меха. К ним относятся мужские шапки-ушанки, папахи, головные уборы типа «гоголь», «московская», мужские и женские панамы, береты, шапочки, облегающие голову.
 На каркасной основе или с жесткими прокладками выполняются женские головные уборы типа «ток», «боярка», драпированные типа чалмы, тюрбана, берета с околышем; шляпы, мужские кепи, фуражки, бескозырки.
 Следующую группу составляют головные уборы, плетенные из натуральных и искусственных волокон. Натуральные волокна - рисовая и бамбуковая соломка - составляют незначительный процент в промышленном производстве. Искусственные волокна - различные подработки тесьм, плетенных из моноволокна и другого сырья. Изделия из этого сырья получают путем стачивания тесьмы по спирали с учетом требований формы (опытный мастер при стачивании в необходимых местах посаживает или растягивает тесьму). Этим методом получают шляпы с полями, шапочки, облегающие голову, береты, спортивные шапочки типа жокейки.
 Последнюю группу составляют вязаные головные уборы, получившие за последние годы наибольшее распространение благодаря возможностям приспосабливать их практически к любому типу лица и выполнения ручным способом, что позволяет использовать подручный материал или найти необходимую по цвету и качеству пряжу для согласования головного убора с остальными частями костюма. Вязаные головные уборы выполняют ручной вязкой или на различных трикотажных машинах. Они представляют широкую группу типов: разнообразные береты, шапочки, облегающие голову, с полями, козырьками, ушками, отвернутым краем и пр., колпачки («гномик», «петрушка» и нр.), различные имитации головных уборов, выполняемых, как правило, из других материалов (шапки-ушанки, мужские кепи, шапочки спортивного типа).
 Классификация головных уборов по способу их формообразования приведена на схеме 5.

 Классификация головных уборов по конструктивному решению. Каждый способ формообразования головных уборов допускает существование достаточно широкого диапазона вариаций конкретного конструктивного решения.
 Следует отметить, что конструкция формованных головных уборов практически совпадает с их объемнопространственной структурой, а в группе вязаных головных уборов конструктивное решение формы закладывается в расчет петель при ручном вязании или в технологический расчет количества игл и переплетения при вязании на машине. В шитых головных уборах форма зависит от конструктивной четкости в сопряжении деталей. При одинаковом наборе деталей их различная конфигурация (например, клиньев) дает разную форму (можно получить берет или плотно облегающую голову шапочку). Классификация головных уборов по конструктивному решению приведена на схеме 6.

 Классификация головных уборов по техническим и тектоническим признакам. Приведенная выше классификация головных уборов по отдельным признакам позволяет представить их в сводной таблице (табл. 1), в которой на первом месте стоят технические признаки, что делает более удобным классификацию промышленной продукции.

Таблица 1
 Технические признаки Тектонические признаки
 Способ формообразования Используемые материалы Объемно-пространственная структура Типы головных уборов
 Повязыванием на голове Искусственные и натуральные ткань, трикотаж Плотное облегание головы Штучные и мерные изделия (платки, шали, косынки, ленты)
 Плетение по форме Материалы из искусственных и натуральных волокон (соломка рисовая, бамбуковая, моноволокно) Декоративный объем, устойчивая жесткая или упругая форма Шляпы, береты, спортивные головные уборы
 Вязание мягких Пряжа из искусственных и натуральных волокон Плотное облегание головы, неустойчивая форма Шапочки, облегающие голову, спортивные головные уборы, «гномик», капор, береты
 Вязание жестких (на каркасной основе) То же Декоративный объем, устойчивая форма Береты на кашпене с козырьком, спортивные головные уборы
 Пошив мягких Искусственная и натуральная ткань, трикотаж, фетр, искусственная и натуральная кожа Декоративный объем, неустойчивая форма Шляпы, береты, спортивные головные уборы, шапки-ушанки, папахи, панамы, шапочки, облегающие голову
 Пошив жестких (на каркасной основе) Искусственные и натуральные ткань, трикотаж, мех Декоративный объем, устойчивая форма Форменные головные уборы, фуражки, кепи, береты на кашпене
 Формование и прессование Фетровые колпаки, трикотаж из термопластичного волокна, мех, ткань Декоративный объем, устойчивая, жесткая или упругая форма Шляпы, повседневно-деловые и спортивные головные уборы

 Классификация головных уборов по социальным признакам. Головные уборы создаются для удовлетворения конкретных и разнообразных потребностей людей. Эти потребности учитываются на каждом этапе проектирования и производства головных уборов.
 В готовом продукте отражаются деятельность большого коллектива людей, технический уровень производства. Это накладывает на художника, проектирующего костюм и, в частности, головной убор, большую ответственность за достойное решение образа представителя нашего общества.
 Классификация головных уборов по социальным признакам приведена ниже.
 Половозрастной Соответствие головных уборов требованиям, предъявляемым к моделям, предназначенным для взрослых (мужчин и женщин, в том числе молодежи и людей зрелого возраста), детей (мальчиков и девочек, подразделяющихся по возрастным группам)
 Функционально-эргономический Соответствие головных уборов выполняемой костюмом в целом основной функции, а также соответствие конструктивного решения головного убора форме и размерам головы (каски строителей, пожарников, шахтеров, рыбацкие шапки, широкополые шляпы чаеводов и рисоводов)
 Социально-знаковый Соответствие головных уборов костюмам, функция которых - выделить определенную группу, коллектив людей в связи с их деятельностью (железнодорожники, спортивные коллективы, учащиеся СПТУ, работники сферы обслуживания и т. д.)
 Эстетический Соответствие головных уборов характеру костюма, типу человека (по форме, пропорциям, конструктивному решению, материалам, цвету, отделке) и модному направлению
 Художественно-образный Достигается при индивидуальном решении головного убора в костюме для определенного человека в связи с различными задачами: решением ансамбля, разработкой коллекции одежды, созданием сценических и театральных образов



Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (24.06.2012)
Просмотров: 17955 | Рейтинг: 5.0/2