Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


6. Композиционные основы проектирования головных уборов

 Композиционная взаимосвязь головного убора с костюмом и фигурой человека. Головной убор завершает всю систему форм костюма. Основным условием пластической связи всех форм костюма является их масштабная и пластическая согласованность.
 Масштаб головного убора по отношению к основной части костюма (пальто, костюм, платье) определяется, с одной стороны, конкретным назначением костюма в целом, его ведущей функцией, а с другой - господствующими в данное время эстетическими идеалами.
 Определенность замысла в пластическом решении форм костюма - характеристика весьма важная. Она, по существу, является визитной карточкой не только определенного сезона, периода, но даже эпохи.
 Под пластикой в узком смысле этого слова понимается постепенность в изменении направления, «перетекание» линии, плоскости. В широком смысле пластическое изменение направления линии, плоскости может проходить не только постепенно, но и скачкообразно, т. е. в основе изменения направления может лежать и нюанс, и контраст.
 Концепция пластического решения костюма, как и масштабность, зависит от конкретного назначения костюма, его ведущей функции и эстетических идеалов данного времени. Формы головного убора по отношению к основной части могут создаваться по принципу контрастного, нюансного или тождественного отношения в пластическом решении форм (рис. 16).

 Если рассматривать форму с точки зрения ее геометрического вида и массы (величины), то зависимость между сравниваемыми формами головного убора и основной частью костюма можно проследить более конкретно. Контрастное отношение головного убора к основной части в бытовом костюме - явление маловероятное. Если по одним свойствам формы (допустим, по геометрическому виду) будет проводиться контрастное решение, то по другим (это может быть цвет, фактура) - тождественное или нюансное. Комбинации здесь могут быть самые разнообразные. Кроме того, головной убор согласуется не только с формой пальто, костюма, платья в целом, но и с их деталями, и в первую очередь с характером плечевого пояса одежды. Отношения могут быть контрастными при сравнении форм головного убора и костюма в целом, но при сопоставлении головного убора с формой и линиями воротника часто можно фиксировать отношения нюансные и даже тождественные.
 Иначе говоря, линии головного убора должны иметь себе подобные в костюме - в оформлении горловины, лифа, линии плеч (рис. 17).
 Различные соотношения между формами головного убора и костюма подразумевают соотнесенность этих форм с фигурой человека. Массивность пальто, костюма зависит не только от художественного замысла автора модели, но и от размеров человеческой фигуры, и в конкретном проектировании костюма как целостной системы это должно учитываться.
 Наибольшие трудности возникают в проектировании одежды на полную фигуру. Смена периодов существования в моде геометрического и пластического типов форм и опыт проектирования на основе этих ведущих форм одежды на полные фигуры женщин показали, что они требуют:
 удлиненных форм, скорее полуприлегающего силуэта, чем прямого*;
 умеренных по величине деталей (крупные еще более утяжелят, мелкие подчеркнут общую массивность), смягченных или четких (но не острых) очертаний;
 мягко развивающихся в общем строе композиции линий (скорее чередование прямых линий с линиями плавной кривизны, чем только каких-то одних, и не остроломаных);
 общей композиции сдержанной, но не статичной (усилит тяжесть) и не динамичной (подчеркнет своей контрастностью к фигуре человека всю противоестественность такого решения).
 Из этого следует, что головной убор для полной женщины должен быть небольшим по объему (при невысоком росте - с несколько завышенной головкой), с полями умеренной величины. При создании мехового головного убора следует избегать длинноворсовых видов меха. Конкретное же проектирование головных уборов (и не только для полных фигур) будет определяться характером формы головы и черт лица человека.
--------------------
* В основе зрительного восприятия костюма на человеке лежит свойство глаза «прочитывать» формы, линии: глаз следует за движением линии; если мы хотим создать впечатление удлиненности формы, мы эту форму будем трактовать мягко скользящей линией, а не геометрической прямой, так как известно, что прямая есть наикратчайшее расстояние между двумя точками.

 Композиционная взаимосвязь головного убора с типом головы и чертами лица. Проследим взаимодействие форм и линий головного убора с опорными поверхностями и линиями композиционного согласования головы.
 Поверхность головы требует головного убора определенного объема. Созданный по принципу тождества, он будет покрывать голову, повторяя ее объем (платки, вязаные шапочки, повязки, шлемы и пр.). Такие головные уборы, их форма обеспечивают прежде всего утилитарные потребности. Эстетические потребности обеспечиваются фактурой материала, его цветом и пр. Головной убор, созданный по принципу контраста, будет значительного объема. Форма и пропорции его необходимо соизмерять с формой и пропорциями основной части костюма (пальто, платье и т. д.), характером фигуры и характером головы - ее общим объемом, формой мозговой и лицевой частей. Значительный объем может быть связан с тем, что эстетическая или символическая функция доминирует в головном уборе (на доминировании символической функции часто решался головной убор в народном костюме, в головном уборе светского костюма ХХ в. доминирует эстетическая функция).
 Головной убор, созданный по принципу нюанса, по объему будет больше головы (рис. 18). По этому принципу решается современный головной убор. Оптимальное отношение его объема к объему головы выражается отношением 2:3, но используются и отношения 1:3, 3:4, 3:5. В этом, в частности, проявляется современное отношение к головному убору как к части костюма, которая должна выполнять одновременно утилитарные и эстетические функции.

 Если конструктивные пояса головы являются координатами, относительно которых определяется положение головного убора, то точное следование им будет означать, что головной убор «сидит» на голове прямо, небольшое (нюансное) отклонение от продольной линии будет означать, что головной убор слегка сдвинут набок, небольшое отклонение от поперечной линии - сдвинут назад (вперед), а значительное (контрастное) отклонение - что головной убор сдвинут на затылок, или «сидит» на макушке, или ухарски сдвинут на ухо. Кроме того, согласованность головного убора с конструктивными поясами может быть разная: с одним быть в тождестве (например, повторять линию обхвата головы), с другим - в контрасте (с продольной или поперечной линией или с обеими сразу). Это приведет к асимметричному решению объема головного убора. Конкретное определение положения головного убора решается на следующем (после выяснения масштаба и пропорций) этапе проектирования, когда «закладывается» его эстетическое звучание в общей системе костюма и относительно головы.
 Взаимодействуя с формой головы и чертами лица конкретного человека, пластически соподчиняясь с ними, головной убор подчеркивает образную характеристику человека, благодаря чему его индивидуальность начинает «звучать» особенно зримо.
 Эта убедительная значимость головного убора композиционно достигается сопряженностью форм и линий головного убора с формой головы и чертами (линиями) лица. Так как восприятию человека (его глазу) свойственно устанавливать зависимость между крайними точками воспринимаемого объекта, естественным оказывается видеть продолжение, развитие линий головного убора в линиях одежды, ее плечевого пояса - в линиях головы. Эта зависимость линий головного убора устанавливается со стабильными и мобильными линиями головы и ее лицевой части (рис. 19, 20).
 Если мысленно продолжить линии (черты) лица и линии головного убора, то можно определить, что они могут быть параллельными или стремиться к пересечению. Головной убор «невыгодно подает» лицо, если воображаемая точка пересечения находится у самого носа или близко к затылку. Параллельность линий придает лицу оттенок официальности.
 Согласование линий головного убора со стабильными линиями головы и лица обеспечивает принципиальное соответствие характера головного убора характеру типа. Поэтому при проектировании головных уборов для их промышленного производства характер этих линий, постоянный для данного типа людей, следует учитывать, причем для бытовых головных уборов оптимальным является решение, основанное на нюансных отношениях линий головного убора к стабильным линиям лица, а тождество или контраст будут усиливать, подчеркивать характерные особенности лица, что не всегда желательно.
 Достижение согласования линий головного убора с мобильными линиями лица является завершающей стадией в определении характера головного убора, соответствующего характеру лица. Эта работа проводится при изготовлении головного убора на конкретного заказчика. Очень важным средством усилить (подчеркнуть) какие-либо особенности лица является решение головного убора по принципу тождественного соотношения его линий с линиями лица. Но здесь чувство меры, чувство пропорций должно определить границы использования тождественных решений, ибо повторение линий лица в линиях головного убора может иногда придать внешности карикатурный вид. Контраст также (но методом «от противного») подчеркивает и усиливает особенности лица человека, и только решение, основанное на нюансном соотношении линий головного убора и черт (линий) лица, позволяет создать сложное индивидуальное взаимодействие головного убора с лицом (то подчеркивая отдельные моменты, то стушевывая что-то). Таким образом, при нахождении оптимального решения головного убора черты (линии) лица задают направление линиям головного убора только вначале, затем линии головного убора могут плавно или скачкообразно изменить заданное направление, но в пределах, возможных для данного типа головного убора и типа лица. В этих случаях учитываются угол наклона головного убора (его посадка, пропорции лица, ритм линий головного убора и черт лица) и угол Кампера.
 В профильном положении головы на форму и линии головного убора, и прежде всего на ширину полей (или других выступающих деталей - козырьков и т. д.) влияет соотношение масс мозговой и лицевой частей черепа. Касательная к кончику носа и выступающей части подбородка определит возможную максимальную ширину полей над лицевой частью. Касательная к кончику носа, проведенная параллельно наклонной линии, образующей «лицевой угол» Кампера, определит минимальную ширину полей. Касательная к кончику носа, проведенная перпендикулярно горизонтальной линии, образующей «лицевой угол» Кампера, определит оптимальную ширину полей головного убора (см. рис. 19, а).
 Линия затылка во всех случаях должна находить пластичное продолжение в линии головки головного убора (см. рис. 20).
 Проведенный анализ композиционного согласования форм и линий головного убора с формой головы и чертами лица на основе предложенной классификации морфологических признаков головы позволяет сформулировать основные принципы этого взаимодействия.

 Принципы взаимодействию тектоники головного убора с морфологическими признаками головы. На основе этических и эстетических норм, сложившихся в ХХ в., принципы взаимодействия тектоники головного убора с морфологическими признаками головы могут быть выражены следующим образом:
 принцип «окутывания» (формы замкнутые). Головной убор не имеет заданной формы или она проста по геометрическому виду. Головной убор повторяет форму головы и черты лица;
 принцип пространственного развития (формы открытые). Головной убор имеет развитую в пространстве форму. Объем головного убора соотносится с объемом головы по геометрическому виду, размерам и массе, что может выражаться в определенных пропорциональных отношениях;
 принцип композиционного согласования характера головного убора с типом человека. Линии головного убора согласуются со стабильными линиями головы и лица, повторяя их движение или отклоняясь от них нюансно или контрастно;
 принцип эмоционально-психологической связи головного убора с человеком. Оптимальная выразительность головы человека достигается при последовательном согласовании линий головного убора со стабильными и мобильными линиями лица по принципу нюансных отношений. Максимальной выразительности (когда это можно или нужно) достигают с помощью контрастного или тождественного отношения форм и линий головного убора со стабильными и мобильными линиями лица.
 История и современная практика моделирования головных уборов демонстрируют нам широкий диапазон возможностей использования сравнительно небольшого числа форм головных уборов.
 Взаимодействие головных уборов с человеком может проходить не по всем их характеристикам, но обязательно должны согласовываться с характером головы и лица основной объем, ведущие линии, акцент головного убора. Чем больше возникает связей между характером головы и лицом, тем «тоньше взаимодействует» головной убор с человеком, тем больше возможностей ансамблевой организации костюма в целом. Отсюда следует, что согласованность композиции головного убора с характером головы и лица представляет собой определенную систему голова - головной убор, имеющую самостоятельное художественно-образное значение. Согласование головного убора со всем костюмом, прежде всего с его основной частью (пальто, платье и т. д.) - с фигурой человека, представляет собой, по существу, включение системы голова - головной убор в систему человек - костюм, что обеспечивается всем ходом проектирования костюма в целом от определения ведущей функции в его назначении, тектонической и технической характеристик до получения гармоничности всех частей, составляющих костюм. Система голова - головной убор по отношению к системе человек - костюм занимает соподчиненное положение.
 Таким образом, говоря о зависимости головных уборов от характера основной части костюма, фигуры человека, его головы и лица, мы сталкиваемся с необходимостью решать вопрос о взаимозависимости элементов подсистемы голова - головной убор в общей системе человек - костюм.
 Благодаря относительной автономности головного убора, его более тонкой связи с человеком и большей зависимости от эмоционально-психологических состояний человека головной убор чаще, чем основная часть костюма, подвергается смене.
 Проведенные исследования позволяют утверждать, что в рамках одного периода развития определенной системы костюма существует два контрастных типа головных уборов, последовательная смена которых проходит через бесконечные вариации промежуточных нюансных решений.


Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (24.06.2012)
Просмотров: 10038 | Рейтинг: 4.2/4