Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Сегодня были:
adolallAdmity, Patriotata, Agpixtok, KevinNaw, MarlonNeult, AntonioDiuct, Williamowep, Remstirdox, GilbertKl, deliakj69, Robertemose
ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


7. Зрительные иллюзии, возникающие при восприятии человека в головном уборе

 Многообразие конкретных особенностей в строении фигуры человека ставит перед художниками требование средствами костюма помочь каждому «приблизиться» к идеальному типу человека своего времени. Если в прошлом это достигалось с помощью внутренних конструкций (корсет, кринолин, толщина и пр.), то в наше время это делается средствами, «лежащими» на поверхности (конфигурация силуэта, линии, объемы, пропорциональное членение форм, цвет), создающими то или иное впечатление.
 Проблема иллюзии и точности восприятия имеет значение в искусстве создания не только костюма, но и скульптуры и архитектурных сооружений, в живописи, прикладном искусстве.
 Зрительной иллюзией следует считать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и общей совокупностью наших знаний о нем.
 Зрительные иллюзии могут быть вызваны различными причинами:
 физическими, обусловливающими вследствие отражения или преломления лучей ложное восприятие предмета (мираж в пустыне, палка, опущенная в воду);
 физиологическими, связанными с устройством нашего глаза (неодинаковая чувствительность глаза для различных мест зрительного поля);
 психологическими, связанными с восприятием смысла фигуры, направлением внимания, влиянием прошлого опыта, пониманием перспективы и т. д.
 Особенно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний.
 Переходя к рассмотрению действия иллюзий на восприятие костюма, следует подчеркнуть, что костюм рассматривается на фигуре человека. Костюм, взаимодействуя с фигурой, образует объемно-пространственную форму, решающее значение в образовании которой имеет пространственная постановка фигуры, ее осанка, пластика, пропорции.
 Наибольшую важность в проектировании костюма как системы, включающей в себя одежду, обувь, головной убор и дополнения, имеют иллюзии, связанные с восприятием формы: восприятие линий, углов, площадей, объемов. Большое значение имеет также направление внимания: не следует не видеть чего-то, не обращать внимания на что-то. Иллюзии нужно рассматривать в целом, чтобы увидеть их действие.
 Иллюзий различного характера много. Рассмотрим лишь те, которые оказывают существенное влияние на восприятие формы головного убора в костюме в целом, надетом на человека. Но прежде отметим, что восприятие только линий уже создает определенное впечатление. Вертикальные линии кажутся стремящимися вверх, они обращают на себя внимание, как восклицательный знак в тексте. Горизонтальные линии кажутся спокойными, основательными. Наклонные линии вызывают ощущение динамичного движения, обладающего определенным ускорением в зависимости от их направленности. Скрещиваясь, линии могут усиливать или ослаблять ощущение динамики движения, незыблемой стабильности или равновесия в чередовании покоя и движения. Прерывистые линии нарушают процесс плавного восприятия и создают впечатление увеличения фигуры.

 Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное расстояние кажется больше равновеликого горизонтального. Например, высота цилиндра кажется больше ширины его полей, хотя эти величины одинаковы (рис. 21).

 Иллюзия заполненного промежутка. Заполненный промежуток кажется больше незаполненного (рис. 22, а).
 Заполнение равновеликих промежутков линиями создает различное впечатление в зависимости от их количества и направления: фигура, разделенная продольной полосой, кажется выше равновеликой фигуры, разделенной поперечной полосой (рис. 22, б); если фигура заполнена линиями, расположенными близко друг от друга, и их количество равно 7 - 8 (оптимальное количество, создающее иллюзии), то форма будет казаться выше при горизонтальном расположении линий и шире при вертикальном (рис. 22, в).
 Пользуясь свойством нашего восприятия, отраженным на рис. 22, б, можно добиваться в решении костюма в целом впечатления динамичности, большей высоты фигуры человека, располагая на одежде и на головном уборе полосы вертикально (рис. 22, 6,1); меньшей высоты фигуры человека, располагая и на одежде, и на головном уборе полосы горизонтально (рис. 22, б, 2); уравновешенности, что достигается двумя путями: 1) расположением полосы вертикально на одежде (тем самым создается впечатление большей стройности фигуры человека) и горизонтально на головном уборе (рис. 22, б, 3); 2) расположением полосы горизонтально на одежде (создается впечатление большей плотности фигуры) и вертикально на головном уборе (рис. 22, б, 4).
 На основании иллюзий, отраженных на рис. 22, в, можно добиваться большей высоты фигуры (рис. 22, в, 1); меньшей высоты фигуры (рис. 22, в, 2); уравновешенности (рис. 22, в, 3, 4).
 Следует уточнить, как конфигурация самих фигур влияет на наше восприятие. Максимально статичным воспринимается квадрат. Прямоугольник обладает некоторой динамичностью в направлении большей стороны, треугольник, трапеция (как усеченный треугольник) динамичны, максимальной динамичностью обладает неравнобедренный треугольник. Овал - замкнутая фигура, которая может в зависимости от конкретных условий превратиться в круг (предел замкнутости) или прямоугольник - фигуру, обладающую динамичностью. Это свойство овала, свойство преобразования формы, выведенное учеными из наблюдений за развитием форм природы, лежит в основе периодической смены форм костюма. Каждый период развития костюма заканчивается появлением округлых, мягких форм.

 Иллюзии контраста. Это усиление впечатления от восприятия объекта в сравнении с чем-то противоположным.
 Контрасты сильно действуют на чувства человека, оживляя притупившееся восприятие. От соседства с резко отличным объект кажется еще своеобразнее, противоположность резко усиливается: маленький рядом с большим кажется еще меньше, светлый рядом с темным - еще светлее, геометрическая форма рядом с прихотливой по силуэту формой кажется еще более четкой, «сухой».

 Одна и та же голова в головном уборе больших размеров будет казаться маленькой, а в плотно облегающем голову - больше (рис. 23).
 Широко известна иллюзия Мюллер-Ляйера, заключающаяся в том, что отрезок прямой, заключенный между стрелками с концами, обращенными внутрь, воспринимается меньшим, чем отрезок прямой той же самой длины, но с концами стрелок, обращенными наружу (рис. 24, а).
 На основе этой иллюзии можно выделять отдельные части костюма, головного убора (рис. 24, б). На приведенном рисунке головка шляпы кажется больше головного убора типа «ток», хотя истинные их величины одинаковы.

 Иллюзия подравнивания. Форма, сходная, повторяющаяся и несколько подчеркивающая особенность фигуры, оттеняет, выделяет эту особенность. Так, головной убор округлых линий на голове с полным округлым лицом будет подчеркивать эту его особенность (рис. 25, а), то же впечатление - подчеркивание особенностей лица - будет создавать головной убор вытянутых форм на голове с худым удлиненным лицом (рис. 25, 6).
 Для возникновения иллюзий подравнивания благоприятными условиями являются: малая величина различий; нарочитое повторение (в то же время чрезмерное повторение сделает это свойство незаметным).
 Повторение иногда может придать внешности невыгодный, карикатурный вид (рис. 25, в).
 Подчеркнуть особенности фигуры, черт лица можно не только повторением, но и контрастным к ним решением (рис. 25, г).
 В тех случаях, когда подчеркивание особенностей невыгодно, следует пользоваться линиями, несколько (нюансно) отличающимися от характера и направления данной линии (рис. 25, д). Это положение широко используется в моделировании головных уборов на конкретный тип лица.
 На восприятие формы существенное влияние оказывают цвет, сочетание цветов.

 Иллюзия иррадиации. Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем равные им по величине темные на белом фоне.
 При слабом освещении серая поверхность на белом фоне может казаться больше, чем на черном фоне.
 Предметы, окрашенные в теплые цвета (красные, оранжевые, желтые), кажутся больше, а предметы, окрашенные в холодные цвета, - меньше.

 Иллюзия выступания и отступания цветов. Яркие теплые цвета выступают вперед, холодные прозрачные или плотные, но мало насыщенные цвета как бы уходят на второй план (хотя темные, черные, насыщенные цвета также будут выступать вперед). Зеленые цвета занимают промежуточное положение.

 Иллюзии в восприятии цвета, фактуры, пространства. Для того чтобы полностью определить цвет, нужно знать не только его светлоту (светлый или темный), цветовой тон (красный, синий, желтый), насыщенность (более красный или менее красный), но и то, как цвет дан в пространстве. Окрашенная поверхность дает плоскостный цвет (цвет матовой ткани). Цвет может как бы не иметь носителя - цвет радуги. Такие цвета кажутся независимыми. Цвет может иметь протяженность в третьем измерении (цвет жидкости; например, вода в большом количестве имеет зеленоватый оттенок). Пространственными свойствами цвета определяются и особенности фактуры материалов, строения поверхности. Она может быть блестящей, матовой, шершавой и т. д. Материалы с блестящей поверхностью характеризуются поверхностным цветом; материалы с фактурной поверхностью - «глубоким» цветом (бархат отличает насыщенный глубокий тон данного цвета). Все явления контраста, ведущие к изменению цвета, вызывают и зрительное изменение формы.
 Предмет светло-серого цвета на черном фоне кажется светлее, чем на белом, а поэтому и больше. Предмет любого цвета на зеленом фоне представляется несколько выступающим вперед.
 Контраст по светлоте между фоном и фигурой дает возможность ясно воспринимать форму: отличие фигуры и фона только по цветовому тону недостаточно, следует установить между ними разницу светлотных отношений.
 При конкретном выборе цвета следует считаться с возможностью контрастного действия, а главное, что не должно быть упущено, - с назначением проектируемого изделия. Оно определит в конечном итоге характер пространственной организации изделия, его конкретное конструктивное решение, пластику формы, материалы, их цвет, структуру, переплетение, орнаментацию.


Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (24.06.2012)
Просмотров: 8397 | Рейтинг: 5.0/1