Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Головные уборы


9. Метод художественного проектирования головных уборов в условиях промышленного производства

 В наше время рождение новых предметных форм в зависимости от их назначения проходит в разных сферах творчества. В сфере прикладного искусства «рождаются» формы, воплощающие идеальные представления человека. Создание таких форм связывается с особо торжественными, чаще общественного значения, явлениями (праздники, фестивали, международные выставки).
 Создание подавляющего числа объектов предметной среды проходит в сфере промышленного производства и требует серьезной проработки промышленного образца на стадии проектирования. Творческий процесс создания нового изделия состоит из трех взаимосвязанных этапов.
 На первом этапе (исследование предпроектной ситуации) осуществляется анализ существующего ассортимента: выявляются достоинства и недостатки, обусловленные неудовлетворительным решением формы в связи с ее назначением, уровнем конструктивно-технологического исполнения, использованием основных и вспомогательных материалов. Такой анализ все чаще требует учета мнения покупателей относительно потребительских свойств существующих изделий. На этом же этапе проходит анализ имеющихся аналогов проектируемого изделия (по отечественной и иностранной литературе). На основе всестороннего исследования вырабатываются требования к проектируемому изделию.
 На втором этапе происходит корректировка требований к проектируемому изделию (функциональных, конструктивно-технических, эстетических свойств) относительно факторов, определяющих уровень продукта: социально-экономических, функционально-эргономических, технических и эстетических.
 Социально-экономические, морально-этические и эстетические нормы нашего общества определили становление и развитие эстетического идеала, образа человека новой социалистической общности, художественного образа в искусстве костюма. Эти положения непосредственно влияют на выработку эстетических требований и критериев в оценке костюма в целом и отдельных его частей в частности.
 Социально-экономические нормы влияют на характер проявления функциональных (соответствие основному назначению), эргономических (соотношений костюма, его частей с фигурой человека, обеспечение оптимального комфорта для жизнедеятельности человека), технических (выбор материалов, конструктивного решения, технологического цикла) факторов. В результате вырабатывается концепция формы, или техническое задание.
 Учет основных факторов формообразования как костюма в целом, так и отдельных его частей позволяет художнику-конструктору очертить основу, т. е. структуру, будущего изделия.
 Следующий (третий) этап - гармонизация формы средствами композиции. На этом этапе каждому элементу формы нужно найти присущее ему место, чтобы он был органичной частью целого.
 В художественном проектировании изделий легкой промышленности основой для организации серии изделий, отвечающих эстетическим требованиям, моде, повсеместно утверждается базовая форма, базовая конструкция.
 Базовая форма выражает общую для целой группы изделий идею, в базовой форме заложена структура, исходная для всех последующих ее вариаций.
 Опираясь на базовую форму (с учетом размеров, фактуры материалов), мы можем решить целый комплекс проблем: соответствие продукции (целой серии вариантов моделей) модным тенденциям; обеспечение производительного использования оборудования на предприятиях; планомерный выпуск основных и вспомогательных материалов; стилевую связь отделочных деталей с основными материалами.
 Проектируя головной убор того или иного назначения мы прежде всего определяем его ведущую функцию, которая обусловит характер головного убора (масштабно и пластически), его посадку на голове, материалы и способ формообразования, т. е. определит тектоническую и техническую характеристику формы. При успешном решении этой задачи объект творчества способен вызвать целую гамму ассоциаций, составляющих содержание образной выразительности объекта. Выразительность достигается путем гармонизации: соотнесение головного убора с конструктивными поясами головы ведет к выяснению конкретных пропорций, определению симметрии объема; согласование линий головного убора с чертами (линиями) лица будет определять пластику этих линий, ритмическое развитие украшающих элементов; выбор цвета для головного убора зависит от художественного замысла в решении костюма в целом, характера цветовой среды, в которой но своему назначению будет «работать» костюм и, наконец, от цветовой характеристики самого человека (при индивидуальном решении костюма). На этом этапе разрабатывается эскиз.

 Моделирование головных уборов. Дальнейшая работа, связанная с созданием головного убора в материале, проходит на основе эскиза. Но в процессе работы конкретный материал может «подсказать», потребовать корректировки в решении каких-то деталей оформления модели. Такое творческое отношение к каждому этапу работы над формой головного убора вполне оправдывает себя в практике. И объясняется это тем, что головной убор - форма пластически сложная (если учесть еще и ее композиционные особенности), а далеко не всегда удается на плоскости эскиза передать все тонкости решения объема. Поэтому образ-эскиз, как правило, является только основой для продолжения поиска гармонического решения формы в макете.
 Макетный материал, имитирующий свойства материала, из которого будет выполнена модель, позволяет многократно варьировать решение данной пластической идеи (степень наполненности в лобной и затылочной частях, характер рельефов, их величину, объем, направление и характер полей, их ширину, линию и т. д.).
 Для поиска форм каркасной или формованной группы головных уборов в качестве макетного материала применяют спартри (плетеный из сосновой стружки материал, в увлажненном состоянии легко принимающий нужную форму). Спартри иногда накладывают на слой марли. В последнее время он заменяется крахмальной марлей или пластилином.
 Достоинство пластилина в том, что он достаточно пластичен в работе (можно добиться чистоты линий) и устойчиво держит приданную ему форму, а недостаток в том, что макет из пластилина нельзя проверить на голове.
 Поиск форм мягких головных уборов может проходить с помощью любых материалов, имеющих (подобные окончательному) пластические свойства.
 При определенных навыках поиск формы может проходить и с использованием окончательного материала.
 Процесс поиска форм головного убора - воплощение образа-эскиза в материале (независимо от того, с использованием какого материала он происходит) называется моделированием. Моделирование, таким образом, включает в себя процесс разработки эскиза, отражающего замысел автора в графическом выражении.
 Проработка формы происходит параллельно с построением чертежей, внесением в них необходимых поправок.
 В результате получается модель и комплект лекал, фиксирующих ее конструкцию. Модель дает возможность оценивать достоинства и недостатки художественного замысла и его технического выполнения.
 Модель - это образец изделия, обладающий художественными достоинствами, новизна модели может проявляться в форме, материалах, конструктивном решении, технологии обработки, отделке.
 Разработка серии конкретных моделей (рис. 31) на основе базовой формы целесообразна в условиях массового производства.
 В системе бытового обслуживания, где производство непосредственно связано с заказчиками, форма и линии каждой модели должны соответствовать форме головы и чертам лица данного человека.

 Метод размножения форм-колодок по смежным и крайним размерам. Головные уборы устойчивых форм (с каркасной основой или формованные) получают после их отработки на формах-колодках.
 К формам-колодкам предъявляют прежде всего технические требования. Их поверхность должна точно соответствовать авторскому замыслу.
 Колодки должны быть выполнены из хорошо просушенных липовых кряжей для обеспечения необходимой долговечности и строго соответствовать размеру.
 В последнее время все настойчивее ведутся работы по изысканию искусственных материалов для создания форм-колодок.
 Существуют и эстетические требования: точное соответствие утвержденной модели; сохранение художественных особенностей модели при разработке форм-колодок во всех размерах. Последнее реализовать сложно из-за отсутствия технической базы.
 Однако задачу размножения форм-колодок по смежным и крайним размерам можно решить еще на стадии проектирования.
 Предлагаемый способ апробирован при проектировании фетровых головных уборов.
 Не связанные большим числом антропометрических данных головные уборы (кроме головных уборов специального назначения - защитных шлемов, масок и пр.) проектируются как декоративный объем.
 Разрабатывая эскиз, автор учитывает требования к данному типу головного убора, тенденции в развитии моды, возможности производства и конъюнктуры рынка. Идеи, заложенные в эскизе, воплощаются затем в макете, который выполняется в данном случае из пластилина.
 Разработка макета ведется от основания формы, соответствующего овалу присада головного убора, вычерченного на картоне и вырезанного четко по линии. Для соединения основания с телом формы на нем крепится по большому и малому диаметрам овала картонная крестовина. Для снижения массы формы внутренняя ее часть заполняется обрезками пенопласта (или чем-то другим), которые скрепляются между собой кусочками пластилина. Наружная часть (1,5 - 2 см) формы покрывается пластилином. Размягченный в руках пластилин хорошо принимает нужную форму. Макету придаются определенные объем и линии, пропорциональная пластическая согласованность объемов и линий, чем и обеспечивается характерная для данной модели образная выразительность.
 Мужские головные уборы и классические женские шляпы, как правило, симметричны относительно продольной оси. Для достижения необходимой симметрии объемов и линий левой и правой части головки по поверхности донышка спереди назад проводится осевая линия и концы ее опускаются вниз по стенке головки до основания, они должны совмещаться с точками пересечения большого диаметра с овалом. Затем на всю поверхность головки наносится координатная сетка. Это делается следующим образом. На картонном основании формы больший (продольный) диаметр делится от центра к затылочной части на 3 равные части, от центра к лобной - на 4 части (передняя часть головки имеет более сложный рельеф). Через полученные точки проводят прямые, параллельные малому (поперечному) диаметру, до границы форм, здесь восставляют перпендикуляры и проектируют их на стенку формы. Затем наносят нужное количество горизонтальных прямых линий, например 3 линии, на одинаковом расстоянии друг от друга. Вертикальные линии, пересекаясь с горизонтальными, образуют координатную сетку.
 При полной симметричности формы головного убора координаты полученных точек пересечения в левой и правой частях должны быть одинаковыми.
 Проработанная форма подвергается обмерам по всем точкам координатной сетки. Затем по полученным координатам на миллиметровой бумаге строятся чертежи профильной и фронтальной проекций формы, отражающие профильный и фронтальный абрис и положение вертикальных и горизонтальных формообразующих линий.
 С помощью чертежей и макета замысел автора воплощается мастерами в деревянной форме без искажений.
 Дальнейший процесс перехода от деревянной формы к пресс-форме в производстве мужских головных уборов происходит следующим образом. Деревянную форму заливают гипсом, получают матрицу, а по ней уже отливается металлическая пресс-форма, с помощью которой и прессуются фетровые колпаки. Форма головных уборов, полученных этим методом, соответствует образцу-эталону, выполненному автором модели в пластилине.
 На основе чертежей профильной и фронтальной проекций базовой формы можно получить серию моделей.
 На координатной сетке относительно формообразующих линий базовой формы последовательно наносят линии новой формы, причем новые линии не должны выходить за пределы базовой формы, т. е. высота и объем формы должны быть стабильными.
 В мужских головных уборах изменяются форма замина донышка, форма и положение боковых заминов, ширина и характер изгиба полей. Если на основе базовой формы создаются модели спортивного характера, поля могут переходить в козырек.
 В женских головных уборах серия моделей разрабатывается аналогично. Если базовая форма имеет, к примеру, асимметричное решение объемных рельефных линий, то можно в пределах базового объема варьировать степень объемности рельефов, изменять (делать более плавным или, наоборот, очень активным) «движение» линий. Работа проводится сначала в одной проекции (допустим, в профильной), затем в другой (фронтальной).
 Такой метод разработки серии моделей головных уборов требует пространственного воображения, т. е. представления за линиями чертежа целостности композиционного строя формы, пропорциональной выверенности, ритмической согласованности линий. Поэтому разработка серии моделей и самой базовой формы должна проводиться художником-модельером.
 Чертежи и макет (в пластилине) позволяют размножить данную модель по смежным и крайним размерам предварительно в чертежах, а затем на их основе выполнить деревянные формы.
 Так как при зрительном восприятии форм головных уборов разницу в смежных размерах отметить трудно, целесообразно проводить размножение форм через размер. Исходным принято считать 57 размер.
 Работа в чертежах проводится следующим образом.
 Большой диаметр овала головного убора, допустим 59 размера, равный 192 мм, делят пополам. От полученной точки (проекции малого диаметра) откладывают три равные части к затылочной стороне и четыре - к лобной. В точках восставляют перпендикуляры. Для построения горизонталей определяют высоту головного убора. Высота от размера к размеру увеличивается пропорционально. Если в головном уборе 57 размера большой диаметр равен 186 мм, высота равна 153 мм, то в изделии 59 размера при диаметре 192 мм высота головного убора будет равна 153 х 192 / 186 = 157,9 ≈ 158 мм; в головном уборе 61 размера при большом диаметре, равном 198 мм, его высота будет равна 153 х 198 / 186 = 162,8 ≈ 163 мм и т. д.
 Аналогично проводят расчеты для изделий меньших размеров. Определив на чертеже положение высоты головного убора, делим расстояние от основания до высоты на три равные части. Получаем координатную сетку, относительно которой наносят основные точки формообразующих линий, а по ним рисуют и сами линии.
 По этим линиям вырезают шаблоны для контроля и корректировки формы из дерева или гипсовой заготовки.

 Некоторые композиционные приемы проектирования головных уборов. Головные уборы способны влиять на образную выразительность человека. Строящиеся на очень четких линиях шляпы типа «канотье», шляпы, в которых сопоставлены прямые линии полей и четкие геометрически построенные линии головки, называют официальными, потому, что, «игнорируя» отдельные индивидуальные особенности своего обладателя, они придают человеку строгость, подтянутость.
 Некоторые композиционные приемы приводят к совершенно определенным результатам.
 Так, поля, поднятые у лица вверх, делают своего обладателя моложе.
 Поля, особенно широкие, опущенные вниз, создают своеобразную микросферу, замкнутость. Сдвинутость набок головного убора почти любой формы, как правило, является проявлением большего или меньшего кокетства. «Бессменный» абсолютно симметричный (если это не форменный головной убор, который надевается в соответствии с предписанием) головной убор свидетельствует о строгости, официальности своего обладателя или о его простоватости, если эта манера носить головной убор не вытекает из общего композиционного решения костюма и не поддержана другими деталями костюма, характером прически, макияжа.
 При проектировании головного убора обязательно учитывается характер прически. В системе головной убор - прическа главным может быть в одних условиях прическа, в других - головной убор. Головной убор и прическа рассматриваются как единое композиционное целое, которое соответствует особенностям формы головы и черт лица.


Проголосовать: 
Категория: Головные уборы | (24.06.2012)
Просмотров: 12452 | Рейтинг: 0.0/0