Меню сайта

Категории раздела

Раздел 1
Из старого новое
Раздел 2
Шьём юбку себе и дочке
Раздел 3
Комбинируйте детям одежду
Раздел 4
Как обновить мужскую сорочку
Раздел 5
Создайте новую блузку
Раздел 6
Шейте платья, халаты, фартуки

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Комбинируем, обновляем одеждуРаздел 1


Коротко о тканях

 Как мы уже говорили, изделия можно сшить из вышедших из моды платьев, юбок, мужских брюк, пальто и т.п.

 Подбирая ткань спорков нужно правильно их обработать, уметь определить лицо и изнанку, уметь обновить любой спорок, ведь на отрезках бывших в употреблении тканей возможны загрязнения и пятна.

 Чтобы правильно и лучше использовать ткани спорков, нужно кроме того знать из какого сырья они изготовлены, какими свойствами обладают и какое имеют назначение. Тогда мы сумеем не только подобрать ткань для выбранной модели, но и правильно скомбинировать несколько тканей в одной модели. Поэтому не советуем торопиться скорее создать крой и шить, прежде ознакомимся с различными тканями, их свойствами.

 Все ткани состоят из текстильных волокон, которые группируются в зависимости от их происхождения, получения и химического состава. Ткани делятся на две большие группы: натуральные (природные) и химические (получаемые в заводских условиях). К натуральным относятся растительные (целлюлозные) - хлопок - покрывает семена растения хлопчатника; лен - волокна залегают в стеблях растений. Животные (белковые), это шерсть - волосяной покров животного; натуральный шелк - тончайшая коконная нить, выделяемая железами гусеницы шелковичного червя - шелкопряда. Выделяясь в виде клейкой жидкости из желез гусеницы и застывая на воздухе, шелковая нить образует вокруг гусеницы кокон. Длина ее может быть до 2000 м. При размотке коконов, несколько нитей соединяются вместе и скручиваются, образуя пряжу, из которой получают ткани.

 Химические волокна: искусственные и синтетические. Так искусственное волокно - вискозное - получают из целлюлозы древесины ели и других хвойных деревьев. Целлюлозу обрабатывают. При этом получается вязкий раствор, который пропускают через сетчатые фильтры и получают тонкие волокна, осаждая их в специальный раствор, где они застывают. Синтетическими называются волокна, при получении которых производится синтез (соединение) молекул сравнительно простых веществ. Таких, например, как нефть, различные смолы, природные и нефтяные газы.

 Кроме того, по волокнистому составу ткани могут быть однородными и неоднородными. Однородными называются ткани, состоящие из одинаковых волокон. Например, только из хлопка или только из волокон натурального шелка и т.д. Неоднородные - состоят из волокон различного вида. Например: из шерсти и вискозных волокон, или, например, ткани, которые имеют основу (нить, идущую вдоль кромки ткани) вискозного шелка, а уток (нить, идущую поперек) из хлопка и другие какие-либо совмещения. От свойств волокна зависит и свойство ткани.

 При носке одежда испытывает различные воздействия внешней среды: действие света, влаги, пота, стирки, химчистки и т.д. Но больше всего одежда изнашивается от трений, изгибов, сжатия ее. Поэтому большое значение для сохранения срока носки одежды имеют такие свойства как прочность, сминаемость, износостойкость, гигроскопичность (впитывание влаги), воздухопроницаемость теплозащитные свойства, пылеемкость. При пошиве изделий очень важны так называемые технологические свойства - скольжение, осыпаемость, усадка, прорубаемость иглой и др.

 Ткани из волокон хлопка и льна очень гигроскопичны, т.е. быстро впитывают влагу нашего тела и быстро отдают ее окружающей среде (особенно лен). Эти ткани имеют широкое применение, так как отличаются прочностью, легкостью, носкостью. Они могут быть выработаны как из одиночных волокон хлопка или льна, а также и в сочетании хлопка со льном или иные другие сочетания, как например, с вискозой или синтетическими волокнами. Ткани из льняных волокон сильно сминаемы, а волокна льна в смеси с лавсаном придают ткани лучший вид, малую сминаемость и при стирке почти не усаживаются. Кроме того, они обладают значительно большей износостойкостью. При глажении хлопка и льна (150 - 200'С) волокна не меняются, а выше 250'С появляется желтизна и обугливание (лен более устойчив, так как более гигроскопичен). При горении хлопок и лен сгорают полностью, образуя серый пепел. Ощущается запах жженой бумаги. Все щелочные моющие средства укрепляют волокна хлопка и льна, а кислоты разрушают. Вода, проникая в волокна хлопка или льна, способствует их набуханию. Ткань при этом обычно укорачивается, т.е. садится. Чтобы устранить усадку новой ткани в изделии, можно ее замочить и высушить без вытягивания, отутюжить с изнаночной стороны, а затем уже из нее шить. Спорки тканей б/у в этом процессе не нуждаются.

 Шерсть и натуральный шелк ведут себя иначе. Так, волокна шерсти при увлажнении приобретают способность удлиняться до 60% и более, а затем опять усаживаться, при высыхании. Это очень важная особенность при проведении таких операций, как сутюживание (сокращение утюгом участка ткани) или оттягивание (удлинение участка ткани). Для сохранения формы изделия сутюживание и оттягивание необходимо проводить до полного высушивания ткани. Шерсть устойчива к действию всех органических растворителей, применяемых при чистке одежды. Это же относится и к натуральному шелку. Под действием светопогоды натуральный шелк разрушается быстрее, чем все натуральные волокна, а шерсть устойчива. При сгорании шерсти и шелка - волокна спекаются. На конце образуется спекшийся черный шарик, ощущается запах жженого пера. Нагрев утюга - 180 - 200'С.

 Вискозные волокна дают ткани резкий блеск или, наоборот, не блестят. Ткани стойки к истиранию, усадочны, сминаемы, скользят и осыпаются пуи работе с ними. Химические свойства и характер горения вискозных волокон аналогичны хлопку, но горят быстрее. Нагрев утюга переносят несколько слабее - до 120 'С.

 Синтетические волокна очень разнообразны, в зависимости от вида полимера, из которого они изготовлены. Одни из них имитируют (т.е. похожи) шелк, а другие шерсть. Гигроскопичность всех синтетических волокон очень низкая, поэтому их в основном стараются применять в смеске с натуральными или вискозой. Растяжимость этих волокон мала, при влажно-тепловых обработках они создают трудности. Так ткани с лавсаном при сильном увлажнении могут дать усадку и изменение цвета. Горение происходит медленно, желтым коптящим пламенем и образуется жесткий шарик сплава. Так как они упруги, то их прибавление к другим волокнам дает ткани малую сминаемость, а хорошо обработанные путем запаривания складки, плиссе, гофре, остаются настолько прочно, что не исчезают даже после стирки. Если устойчивость плиссе на тканях из лавсана принять за 100%, то устойчивость плиссировки на шерстяных тканях составит 25%, на тканях натурального шелка - 20%, а вискозного - всего лишь 5%. При наличии в тканях разнородных волокон необходимо учитывать их влияние на внешний вид и свойства тканей. Это влияние будет зависеть от количества волокон, введенных в состав ткани от того, в каком виде они введены в ткань: в виде смески волокон, в виде основной или уточной нити или в виде просновок, т.е. отдельных цветных (ярких) волоконец.

 Постараемся понять состав ткани при помощи простого органолептического метода, т.е. с помощью органов чувств: зрения, осязания и обоняния. С помощью зрения определяем цвет, блеск, гладкость, ворсистость, характер горения нити. С помощью осязания - мягкость, жесткость, растяжимость, несминаемость, прочность, теплоту или прохладу. С помощью обоняния - запах, выделяемый волокнами при горении. Например, хлопчатобумажные ткани на ощупь мягкие и теплые, а льняные твердые и прохладные. Льняную ткань труднее надорвать руками, чем хлопчатобумажную. Льняные ткани не растягиваются ни по основе, ни по утку, а хлопчатобумажные заметно растягиваются по утку. На конце оборванной нити хлопчатобумажной - обрыв из тонких волокон, а конец льняной, оборванной нити - обрыв неоднородный, из прямых остроконечных волокон разной длины и толщины.

 Ткани из искусственного шелка отличаются от тканей из натурального шелка тем, что блестят более резко, менее приятно, на ощупь менее мягкие и сильно мнутся. При обрыве нить искусственного шелка представляется в виде листочки с разлетевшимися в разные стороны волоконцами. Увлажненная нить разрывается значительно легче, чем сухая. Ткань в мокром состоянии теряет до 50% прочности. Этого не случается с тканью натурального шелка. О запахе горящих волокон шелка мы уже говорили.

 Отличительными признаками тканей чистошерстяных, полушерстяных и смешанных является то, что при смятии руками чистошерстяные ткани быстро релаксируют, т.е. смятина исчезает быстро, а на полушерстяных медленно или частично исчезает. Но если к шерсти прибавлена синтетика, то сопротивление смятию большое. Таким образом, пользуясь органолептическим методом можно определить наличие в ткани тех или иных волокон и правильно выбрать ткани для их комбинирования в изделии.

 По окраске ткани бывают: гладкокрашенные - окрашенные в один цвет, набивные - имеющие печатный рисунок. Они бывают с рисунком по белому полю, с вытравным рисунком, по уже окрашенному полю. Пестротканые - вытканные из разного цвета нитей. Меланжевые, где пряжа выработана из разного цвета нитей. Знания окраски тканей нужны для того, чтобы точнее уметь определить лицевую сторону ткани. На лицевой стороне ткани обычно имеется четкий рисунок. Сравнивая вид и отделку лицевой и изнаночной поверхности ткани можно разделить на равносторонние и разносторонние. Равносторонние ткани имеют абсолютно одинаковый вид с двух сторон. Разносторонние бывают двулицевые, которые имеют различный вид лицевой и изнаночной поверхности. Они могут использоваться на любую сторону и изделия из них можно перелицовывать. Однолицевые используются лишь с одной лицевой стороны. В набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий. В гладких тканях изнаночная сторона несколько пушистая, т.к, ткань с лицевой стороны в процессе отделки опаливается. Чтобы заметить эту пушистость, рекомендуется рассмотреть ее в проходящем свете на уровне глаз. На изнаночную сторону ткани выводятся отдельные ткацкие дефекты, как узелки, петельки. Если на ткани имеется косой рубчик, полученный в результате переплетения нитей, то на лицевой стороне он идет снизу вверх, слева направо. В тканях смешанных волокон„обычно более дорогие нити выводятся на лицевую сторону. Например, в полушерстяных на лицевой стороне пряжа шерсти, а в полушелковой - шелк. В процессе раскроя необходимо учесть направление долевой нити. При перекосах ее в изделиях получаются искажения формы деталей и возникновение разнооттеночности. Это выявляется особенно если детали мелкие.

 Нить основы в тканях идет вдоль кромки. Если при ручной пробе на растяжимость куска ткани оказывается, что образующие ткань нити растягиваются неодинаково, то менее растяжимые нити являются нитями основы. Малоплотные ткани можно посмотреть на свет и будет видно, что более равномерно и прямолинейно располагается нить основы. Нити в ткани, которые отличаются по цвету или толщине и создают полоски ткани, располагаются параллельно кромке.

 Предлагаем рассмотреть таблицу, которая поможет в определении вашего спорка:

Таблица 1 Способы распознавания волокон
 Волокно Поверхность волокна Смятие в месте перегиба Характер горения и вид обугленного волокна Запах при горении
 Хлопок Рыхлая,  шероховатая, матовая  Сминается Полностью сгорает, пепел рассыпается; светло-серая зола  Жженой бумаги
 Лен Гладкая, лоснящаяся  Сминается сильно  То же То же
 Шерсть  Рыхлая, шероховатая, пушистая  Не сминается Горит плохо с образованием хрупкого шарика на конце  Жженого рога
 Натуральный шелк Гладкая блестящая  То же  То же  То же
 Вискозное  То же  Сминается  Полностью сгорает, пепел рассыпается; светло-серая зола Жженой бумаги с привкусом
 Капрон-нейлон Гладкая блестящая Не сминается Не горит, но плавится с образованием шарика Запаха нет
 Лавсан  Гладкая, матовая То же  Плавится без воспламенения с образованием твердого шарика на конце Запах несколько неприятный
 Нитрон  Рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая То же  Сначала плавится и делается коричневого цвета, затем горит коптящим пламенем с образованием твердого шарика на конце То же

 Ткани спорков различаются по волокнистому составу на х/б, льняные, шерстяные, шелковые, вискозные, синтетические, смешанные по волокнам. Прежде всего определим, что будем шить, и из каких тканей.

 Хлопчатобумажные ткани. Для нарядных изделий чаще используют ткани отбеленные. Для повседневных - пользуются широкой гаммой цветов. Ситцы, бязи, сатины применяют при изготовлении летних детских, женских платьев, блузок, мужских сорочек.

 Ситцы, бязи, сатины - это средней толщины ткани.

 Батист, вуаль - это ткани прозрачные, тонкие.

 Женские блузки и мужские сорочки из батиста и вуали тоже будут очень красивы, нарядны.

 Поплин и тафта - это так называемые ложнорепсовые или рубчиковые ткани. Эти ткани шелковисты. Из них можно сшить детские платья или женские блузки.

 Шотландки - пестротканая ткань в клетку. Из этой ткани эффектно выглядят юбки или повседневные платья.

 Фланель - ткань с двухсторонним начесом. Выпускают фланель с добавлением штапельного, вискозного волокна. Фланель может быть отбельной гладкокрашенной, с печатным рисунком. Бумазея - похожа на фланель, но отличается тем, что вырабатывается с односторонним начесом, на лицевой стороне ткани имеется рубчик, идущий сверху вниз, слева направо), Фланель и бумазея может использоваться для изготовления зимних детских платьев, мужских и мальчиковых сорочек.

 Льняные ткани. Льняные ткани вырабатываются хлопкольняными или хлопколавсанольняными, в основном гладкокрашенными или пестротканными, набивными, в клетку, полоску, модным "деревенским" рисунком. Эти ткани обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемость, поэтому, в основном применяются при изготовлении летних изделий.

 Шелковые ткани. Шелковые сорочечные ткани выпускаются с процентным содержанием полиэфирных и вискозных волокон. По внешнему виду они напоминают шелковые платьевые ткани. Обладают высокой сминаемостью, осыпаемость, блеском. Ткани из натурального шелка очень красивы, малосминаемы, мягкие, хорошо драпируются. Эти ткани часто используют для изготовления нарядных женских блузок, а также мужские сорочек для торжественных случаев, Небольшие кусочки ткани можно использовать для отделки изделий.

 Штапельные ткани. Штапельные ткани имеют различный волокнистый состав: искусственное синтетическое волокно и в смеси с другими волокнами. Их спорки можно применять для изготовления детской одежды.

 Ткани, в которых преобладают лавсановые штапельные волокна или нитрон, а в качестве компонента используются вискозное волокно, применяются в основном для пошива мужских и детских сорочек.

 Шерстяные ткани играют первенствующую роль в изготовлении верхней теплой одежды, а так же костюмов мужских и женских брюк, юбок, зимних платьев и даже мужских сорочек. Спорки этих тканей будут пригодными для изготовления детских пальто, курток, теплых накидок, платьев женских и детских. Комбинация этих тканей заключается в подборке спорков по фактуре и цветовым сочетаниям,

 Теперь определим ткани по расцветкам и рисункам. Ткани бывают яркими, чистыми или приглушенными. Насыщенность и светлота цвета гладкокрашенных тканей зависит от назначения изделия, сезона и возраста того, кому оно предназначено. Ткани с печатным рисунком отличаются живописным, красочным сочетанием цветов и имеют различное композиционное решение. Они могут быть с рисунками классическими, геометрическими, цветочно-растительными, а также по народным мотивам.

 Рисунки классического характера - это различные орнаментальные мотивы: клетка, горошек, полоска,

 Подбирая для комбинации спорки тканей нужно очень внимательно отнестись к сочетанию рисунков, а особенную трудность будут представлять те спорки тканей, где рисунок будет крупный. Рисунок не должен обрываться где-то посередине. Рекомендуется сохранять раппорт (с франц, - повторяющаяся часть рисунка на ткани) на стыках кокетки с нижней частью спинки или полочки, в боковых швах, в среднем шве спинки.

 Подбирая спорки тканей для той или иной модели, необходимо помнить, что если изделие выполняется из ткани с мелким печатным густым рисунком, то на нем выглядят неудачно и невыразительно рельефы, подрезы, драпировки.

 Лоскуты спорков надо подбирать так, чтобы они не дробили, не сбивали форму изделия и зрительно не деформировали фигуру человека.

 Ткани с рисунком в полоску и клетку чаще бывают пестротканными, реже с печатным рисунком. Эти ткани всегда хороши для повседневных и спортивных мужских и детских сорочек, и женских блузок. Ткань в полоску можно располагать в изделии по-разному, например, сочетая продольное направление полосок на основных деталях с поперечным на мелких, и наоборот. Полоски можно располагать елочкой или только по диагонали (рис. 4).

 Нужно заметить, что сочетание в изделии трех направлений полосок - продольного, поперечного и по диагонали - утомляет глаз и выглядит назойливо. Так зрительно перегружать изделие не рекомендуется.

 Рисунок в клетку требует аккуратного раскроя изделия. Необходимо следить затем, чтобы в парных деталях рисунок совпадал по швам, вытачкам и т.д. Если же рисунок ткани имеет вид асимметричной клетки, он требует особого внимания, и в ряде моделей применение его исключено, т.к. удачно подобрать спорки - трудно.

 Ткани, клетчатый рисунок на которых нанесен лишь на лицевую сторону, например, фланель, ситец, используют при создании изделий самых простых, несложных моделей. На тканях могут быть перекосы, и рисунок не совпадет по швам.

 Клетчатую ткань можно кроить, расположив клетку в косом направлении. При этом важно правильно наметать центральную, осевую линию рисунка.

 Спорки с рисунком в клетку или полоску могут создать особенно приятную композицию модели (рис. 5), особенно если сочетать прямое направление рисунка с косым или поперечным. Если такое сочетание является основным замыслом художественного оформления изделия, то различные детали, такие, как карманы, клапаны и др., применять не следует: они лишь нарушат задуманную композицию и будут невыразительными.

 Орнаментальные мотивы могут быть не только чисто классического характера, но и цветочного, а также с изображением каких-либо предметов, животных, фруктов и т.д. Эти изображения располагаются на ткани в строго классическом построении, но могут быть помещены и на клетке или полоске.

 Для таких рисунков характерна яркая декоративность, контрастность решений. Различные цветовые сочетания разнообразят характер этого стиля. Ткани с такими рисунками можно использовать в летней одежде.

 Рисунки геометрического характера чрезвычайно многочисленны. Это разнообразные графические эффекты, выглядящие очень выразительно, подвижно в результате различных вариаций. Интересны рисунки с использованием лоскутной композиции. В них отдельные элементы являются фрагментами какой-либо темы. Эти части рисунка могут располагаться на ткани определенным раппортом, т.е. рисунок повторяется через определенный промежуток то в мелком, то в крупном плане, яркий или едва уловимый или могут быть разбросаны по всему фону, создавая непроизвольную композицию. Из таких тканей шьют блузки, халаты, повседневные летние платья.

 Используется также принцип многослойности, т.е. наложения одного орнамента на другой, например, геометрического на цветочный или наоборот.

 Для этих рисунков создается различный фон, например, имитация кружев или поверхностей домотканых материалов.

 Рисунки тканей могут иметь вид мозаики или картинки калейдоскопа. Эти ткани подойдут для детской одежды или летних блузок.

 Рисунки цветочно-растительного характера - яркие, выразительные, образные. Цветочный мотив рисунков реалистичен.

 Это в основном изображение натуральной природы - поля, сада, луга, неба, моря. В композициях этих рисунков ощущается своеобразное движение, жизнь, ритм. В изделиях с таким рисунком хорошо быть за городом, на даче.

 Рисунки цветочно-растительного характера бывают очень сложными. Принцип их исполнения может быть плоскостно-декоративным, а также объемным со светотенью. Рисунки могут быть выполнены и примитивно, "по-детски". Эти ткани очень хороши для детских рубашек и платьев для девочек.

 Рисунки по народным мотивам отличаются национальным своеобразием. В основном это печатные рисунки, отражающие узор национального характера, часто это кайма на ткани с классическим рисунком. Такие ткани используют в платьях-халатах, домашних блузонах.

 Рисунки тканей могут быть абстрактными, статистичными, т.е. с орнаментом, расположенным вертикально или горизонтально, динамичными - с орнаментом, расположенным по диагонали, и комбинированными.

 С точки зрения композиции рисунки на тканях бывают легкими и трудными. Первые - это рисунки средних размеров, не имеющие определенного направления: если это рисунок мелкий, то он сливается с фоном и при раскрое в соединенных спорках тканей не создает трудностей в определении линии середины. Трудные - это рисунки, имеющие определенное направление, имеющие верх и низ. Трудными соединениями спорков могут быть рисунки больших размеров, ясно выделяющиеся на основном фоне. Эти ткани трудны в раскрое, так как рисунок требует определенного подбора модели изделия с минимальным количеством швов и рельефов.

 Трудно подбирать ткани, которые имеют рисунок горизонтальный - это полнит, а вертикальный - худит и стройнит, Ткани с мелкой клеткой или в горох на темном фоне идут женщинам всех возрастов и с любой фигурой. Для изделий из ярких набивных тканей не следует выбирать сложных фасонов, так как ни декоративные линии, ни фигурные детали из таких тканей не видны, основную роль здесь играет силуэт. Поэтому в комбинации с такой тканью будет хорошо сочетаться ткань гладкокрашенная, В работе подбора этих тканей должен быть заложен элемент творчества. Все детали должны быть тщательно продуманы и найдено гармоничное сочетание модных форм с индивидуальностью человека.


Проголосовать: 
Категория: Раздел 1 | (04.12.2012)
Просмотров: 19364 | Теги: материалы | Рейтинг: 0.0/0
Ещё по теме: