Меню сайта

Категории раздела

Раздел 1
Текстильные волокна
Раздел 2
Основы технологии текстильного производства
Раздел 3
Состав, строение и свойства тканей
Раздел 4
Ассортимент тканей
Раздел 5
Трикотажные полотна, нетканые и комплексные материалы
Раздел 6
Прикладные и вспомогательные материалы
Раздел 7
Хранение и чистка тканей, мехов и других швейных материалов

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Сегодня были:
adolallAdmity, Patriotata, Agpixtok, KevinNaw, MarlonNeult, AntonioDiuct, Williamowep, Remstirdox, GilbertKl, deliakj69, Robertemose, SonyaWer, MartinCump
ГлавнаяВсё о шитье МатериалыРаздел 2


6. Отделка тканей

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТДЕЛКЕ ТКАНЕЙ

 Отделка тканей представляет собой совокупность ряда химических и физико-механических операций, предназначенных для улучшения внешнего вида и придания тканям свойств, отвечающих их назначению.
 Химической обработкой из тканей удаляют ненужные примеси (шлихту, жиро-, воскообразные вещества и др.), придают тканям белизну, соответствующую окраску, блеск, при этом улучшаются свойства тканей (гигроскопичность, несминаемость, прочность и др.). Для химической обработки применяют кислоты, щелочи, окислители, восстановители и другие вещества.
 Физико-механической обработкой тканям придаются такие ценные свойства, как повышенная прочность, безусадочность, мягкость, хороший внешний вид и др. К этому виду обработки относятся валка, ворсование, стрижка, глажение или прессование, декатировка и др. Отделку тканей производят на отделочных предприятиях.
 Основными процессами отделки тканей являются: предварительная отделка (опаливание, расшлихтовка, отваривание, промывка, валка и др.), крашение, печатание, заключительная отделка (аппретирование, ширение, каландрование и др.). Но учитывая природу волокнистого материала, вид пряжи, характер ткани и ее назначение, различные ткани подвергают отделке по той или иной схеме на предприятиях, специализирующихся по видам ассортимента тканей.

ОТДЕЛКА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ТКАНЕЙ

 Поступившие с ткацкого на отделочное предприятие хлопчатобумажные ткани (суровье) разбраковывают в зависимости от качества и определяют их назначение. Затем куски тканей клеймят и сшивают по нескольку десятков и даже сотен в одну непрерывную ленту, которая и подвергается полной отделке.
 Ниже перечислены основные процессы отделки хлопчатобумажных тканей.
1. Предварительная отделка: опаливание, расшлихтовка, отваривание, мерсеризация, беление, ворсование.
2. Крашение.
3. Печатание.
4. Заключительная отделка: аппретирование, ширение, каландрование.
 В зависимости от вида и назначения тканей они проходят отделку, состоящую из того или иного количества процессов.

 Предварительная отделка тканей. Опаливание - процесс удаления с поверхности ткани выступающих кончиков волокон, которые не только придают ей некрасивый вид, но и способствуют образованию дефектов при печатании. Опаливание осуществляется на плитной, цилиндровой и газовой опальных машинах. Не опаливаются только ткани, подвергающиеся в дальнейшем ворсованию, а также полотенечные и некоторые другие ткани. После опаливания ткань проходит паровой искрогаситель или ванну с водой.
 Расшлихтовка - процесс удаления с тканей шлихты и некоторых других примесей с целью подготовки ткани к отвариванию.
 Замоченная после опаливания ткань вылеживается в специальных ящиках в течение 4 - 24 ч в зависимости от ее вида, состава шлихты, а также от того, были ли использованы при замачивании различные реагенты - ускорители процесса расшлихтовки, вызывающие брожение крахмала. Крахмал при брожении переходит в растворимое состояние и при последующей промывке ткани удаляется.
 После вылеживания ткань промывают в жгутомойной машине и направляют на отваривание.
 Отваривание - процесс обработки ткани щелочным раствором с целью полной очистки от примесей целлюлозы.
 Отваривают ткань в герметически закрытых варочных котлах. После отваривания ткань промывают сначала горячей, а затем холодной водой. В результате волокна освобождаются от жиро-, воскообразных, азотистых и минеральных веществ, а также от остатков шлихты и прочих примесей.
 Отваренная ткань приобретает смачиваемость, необходимую для равномерного беления ткани, становится мягкой и пластичной, но имеет неприятную серовато-буроватую окраску, образующуюся в результате адсорбции буроокрашенных продуктов вываривания, которые не удаляются промывкой.
 Мерсеризация - процесс кратковременной (30 - 60 с) обработки ткани концентрированным раствором едкого натра при температуре 16 - 20 'С с последующей промывкой ее горячей и холодной водой. В результате мерсеризации ткань приобретает шелковистый блеск, не изменяющийся при носке и стирке, повышенные гигроскопичность и прочность, лучшую способность окрашиваться с меньшим (на 15 - 20 %) потреблением красителя.
 Мерсеризацию ткани проводят на мерсеризационной машине под натяжением с целью предотвращения усадки.
 Мерсеризации подвергаются главным образом ткани из гребенной пряжи (сатин, зефирин, поплин, батист, маркизет и др.).
 Беление - процесс обесцвечивания веществ, сообщающих волокну бурую окраску, и природных . красящих веществ хлопка. Белению подвергают бельевые ткани, предназначенные для нанесения печатного рисунка на белом фоне, а также ткани, которые будут окрашиваться в светлые тона. Белят ткани гипохлоритом натрия NаСlO или кальция Са(ОСl)₂, перекисью водорода Н₂О₂, хлоритом натрия NаСlO₂ и др.
 Ткань пропитывается белящим раствором и вылеживается в течение 2 - 3 ч, при этом белящее вещество разлагается с выделением активных веществ НСlO, Сl₂O, Сl₂ или О, которые разрушают красящие вещества в волокне и белят ткань.
 Затем ткань кислуют, тщательно промывают, отжимают и высушивают.
 Ворсование - процесс создания на ткани ворсовой поверхности с целью увеличения ее мягкости и теплозащитных свойств.
 Процесс осуществляется на ворсовальной машине. При движении ткани вокруг барабана ворсовальной машины на нее действуют иглы ворсовальных валиков, извлекающих концы волокон из нитей, и иглы противоворсовальных валиков, расчесывающих и приглаживающих ворс в направлении, противоположном направлению движения ткани. Ткань пропускают через ворсовальную машину 4 - 16 раз в зависимости от того, какую густоту ворса надо получить (бумазею 4, фланель 8, байку 16).
 Ворсованию подвергают платьевые ткани и ткани, имеющие уток аппаратного прядения со слабой круткой (фланель, бумазею, байку, вельветон, сукно и др.).

 Крашение. Крашение - процесс придания тканям окраски определенного цвета путем поглощения волокнами красящего вещества из раствора.
 Красящими веществами, или красителями, называются органические соединения, обладающие способностью окрашивать волокна при поглощении ими этих веществ.
 Для окрашивания хлопчатобумажных тканей используют прямые, кубовые, сернистые красители, азокрасители, образующие окраску на волокне, черный анилин, образующий окраску на волокне, активные красители, пигменты и др.
 Процесс крашения тканей складывается из одновременно протекающих трех стадий.
 1. Адсорбция (поглощение) красителя поверхностью волокна, зависящая от вида красителя, его концентрации, температуры раствора, наличия или отсутствия в растворе вспомогательных химических веществ.
 2. Диффузия (проникание) красителя в глубь волокна, зависящая от концентрации красителя в ванне, от величины частиц красителя и состояния волокна (чем меньше размер частиц красителя и чем больше набухает волокно, тем быстрее будет происходить диффузия и тем быстрее будет адсорбироваться краситель внутренней поверхностью волокна), от температуры раствора, от наличия или отсутствия в растворе вспомогательных химических веществ. Диффузия приводит к равновесному состоянию красителя, адсорбированного на волокне, и красителя, находящегося в растворе. Этот момент равновесия будет характеризовать полное окрашивание волокнистого материала.
 3. Фиксация (закрепление) красителя в волокне, обусловливающаяся физическими и химическими силами взаимодействия между красителем и волокнистым материалом (межмолекулярным притяжением, возникновением водородных связей).
 Ниже приведена краткая характеристика красителей.
 Прямые красители легко растворяются в воде и из водного раствора переходят на волокно, не меняя своего химического состава. После крашения ткань промывают холодной водой, отжимают и высушивают. Прямые красители дают возможность окрасить ткани в разнообразные цвета.
 Прямые красители дают окраску яркую, устойчивую к трению, но не к стирке, поту и свету. Для повышения прочности окраски ткани обрабатывают специальным закрепителем ДЦМ (сложное органическое соединение с уксуснокислой медью).
 Кубовые красители (производные индиго и антрахинона) растворяются при восстановлении их гидросульфитом в щелочной среде, образуя так называемые лейкосоединения (соединения с измененным цветом).
 Пропитанная лейкосоединением ткань проходит окислительный зрельник, где первоначальный краситель восстанавливается, прочно закрепляясь на волокне.
 Кубовые красители дают возможность окрасить платьевые и сорочечные ткани в яркие и разнообразные цвета. Прочность окраски при этом получается значительно выше, чем при окраске прямыми красителями.
 Сернистые красители, так же как и кубовые, растворяются при восстановлении их сернистым натрием в щелочной среде, образуя натриевую соль лейкосоединения, которая поглощается волокнами. Далее сернистые красители закрепляются на волокне, окисленном так же, как и кубовые.
 Окраска сернистыми красителями относится к группе прочных, но уступает по прочности окраске кубовыми красителями; прочность к трению у них выше. Сернистыми красителями окрашивают одежные и подкладочные ткани в различные цвета, кроме красного, но чаще всего ткани окрашивают в черный, синий и коричневый цвета.
 Крашение сернистыми красителями получило большое распространение благодаря дешевизне и простоте применения.
 Нерастворимые азокрасители образуются на волокне из двух полупродуктов: азосоставляющих (азотолов, нафтолов) и диазосоставляющих (аминов), которые, вступив в химическую реакцию, образуют окрашенные соединения.
 В зависимости от взятого в сочетании азо- и диазосоединения получают окраски различных цветов и прочности. Наиболее часто этими красителями окрашивают ткани в яркие красные и синие цвета, устойчивые к стирке, но не устойчивые к действию трения и света (однако ряд красителей дает окраску, стойкую и к действию света). Кроме того, ими окрашивают ткани в черный цвет.
 Черный анилин образуется на волокне окислением солянокислого анилина.
 Черным анилином окрашивают высококачественные одежные и платьевые ткани. Окраска отличается глубоким черным цветом и высокой стойкостью ко всяким воздействиям, но при этом наблюдается некоторое (на 8 - 12 %) понижение разрывной нагрузки ткани вследствие применения окислителей, которые вызывают образование окси- и гидроцеллюлозы. Однако такое снижение прочности ткани заметного влияния на ее носкость не оказывает.
 Активные красители (проционы, цибакроны, кавалиты) содержат подвижные атомы хлора, которые способны реагировать с гидроксильными группами целлюлозы или с аминогруппами белковых и полиамидных волокон, образуя окрашенные соединения типа простых эфиров.
 Окраски этими красителями характеризуются высокой прочностью и яркостью.
 Пигменты - это минеральные нерастворимые окрашенные вещества (ультрамарин, берлинская лазурь и др.), используемые в сочетании со связующими веществами (синтетическими смолами) для окрашивания тканей в различные цвета и оттенки при высокой стойкости окраски к свету, но невысокой к трению.

 Дефекты крашения. Дефекты, возникающие при крашении тканей, являются следствием недостаточной подготовки тканей перед крашением (при отваривании и белении), несоблюдения технологии крашения и неисправности оборудования.
 Ниже приведены основные дефекты крашения.
 Пятна и помарки, возникающие при белении (известковые, железные и масляные пятна), при крашении резко проявляются. Кроме того, пятна и помарки могут возникнуть и непосредственно при крашении из-за накопления грязи на отжимных валах красильных аппаратов, а также в результате попадания капель воды во время запаривания.
 Пятна и помарки на видимых деталях одежды не допускаются, на закрытых частях не учитываются.
 Разнооттеночность - это неодинаковая интенсивность окраски по ширине или длине ткани. Образуется из-за неодинаковой степени прижатия валов при плюсовании или из-за неравномерного подливания краски в ванну плюсовки.
 В швейных изделиях разнооттеночность более заметна, чем в куске ткани. Ведь переход от одного оттенка к другому в ткани происходит постепенно, а в изделии резко: например, полочка и рукав, выкроенные из разных частей куска ткани, будут сильно отличаться друг от друга по цвету.
 Резкая разнооттеночность в изделии недопустима, при таком дефекте изделие забраковывают. Заметная разнооттеночность допустима лишь в изделиях III сорта.
 Полосатость - это продольные или поперечные полосы различной интенсивности окраски, возникающие из-за неоднородности применяемого сырья, а также неравномерности натяжения нити в процессах кручения и ткачества.
 Изделие, на видимых частях которого наблюдается полоса, переводится в пониженный сорт.
 Непрокрас - это слабо или почти неокрашенные участки пряжи в местах переплетения основы с утком, а также внутри пряжи. Причины дефекта - плохая подготовка ткани, не полностью проведенный процесс крашения (недостаточна продолжительность крашения), низкая температура красильной ванны.
 Засечки - это узкие светлые или темные полосы, возникающие при прохождении ткани через плюсовки складками. Дефект при разбраковке ткани подлежит вырезанию.
 Красильный останов - это участок ткани в виде широкой поперечной темноокрашенной полосы, образованной вследствие останова красильного аппарата и более длительного, чем нужно, нахождения ткани в растворе красителя. Дефект при разбраковке ткани подлежит вырезанию.

 Печатание. Печатание - это процесс получения узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани. Узорчатые расцветки получаются путем нанесения на ткань различных печатных красок по заданному рисунку с их последующим закреплением на волокне. При печатании используются те же красители, что и при гладком крашении (кубовые, нерастворимые азокрасители, черный анилин, активные, пигменты), но густой, вязкой консистенции. В состав печатных красок, кроме красителей, входят растворители (вода, спирт и др.), восстановители (гидросульфит, ронгалит,сернистый натрий и др.), окислители (хромпик, хлорноватокислый натрий и др.), загустители (крахмал маисовый или пшеничный, декстрин, КМЦ и др.).
 Печатание тканей производится с помощью печатных машин, которые могут быть одновальными и многовальными. Печатный рисунок на ткань наносится печатным валом.
 Печатный вал 3 (рис. 19) представляет собой медный полый цилиндр, на ровной поверхности которого выгравирован узор в виде углублений. Под печатным валом помещается ящик с краской 4, в котором имеется круглая щетка 5. Щетка при вращении вала наносит на его поверхность краску. С гладкой поверхности вала краска удаляется стальной пластиной 6 (раклей), и краска остается только лишь в углублениях. При плотном соприкосновении печатного вала с тканью 2 краска из углубления печатного вала переходит на ткань, образуя на ней соответствующие цветные узоры.
 На ткань, прошедшую первый, второй, третий и т. д. печатные валы, наносится определенная часть общего узора соответствующего цвета. При выходе из печатной машины ткань 1 поступает в сушилку, где напечатанные участки высушиваются; контуры печатного рисунка при этом становятся четкими.
 После сушки ткань направляют на промывку или в запарку - в зависимости от вида красителей, которыми она расцвечивается.
 Запарка предназначена для окончательного закрепления красителя на волокне. Она проводится при высокой температуре и увлажнении, при этом краситель хорошо адсорбируется поверхностью волокон и проникает в глубь их.
 После запарки ткань направляется на промывку. При промывке удаляются краситель, не закрепившийся на волокне, сгустки и прочие загрязнения. Промывка ведется сначала в растворе мыла, а затем в горячей и холодной воде.
 Для расцветки тканей используют следующие виды печати: прямую, вытравную, резервную и трехцветную.
 Прямая печать - это печать по беленой или светлоокрашенной ткани.
 Вытравная печать - это печать по окрашенной ткани разрушающим краситель составом, с помощью которого можно получить белые или цветные узоры по окрашенному фону. Вытравку проводят на тканях, окрашенных индиго, прямыми и азокрасителями. Если на вытравленном месте необходимо получить цветной рисунок, то вместе с вытравкой на ткань наносится краситель, который не разрушается от данной вытравки (кубовый, сернистый и др.).
 Резервная печать - это печать по неокрашенной ткани составами, химически или механически препятствующими образованию окраски в местах рисунка при последующем гладком крашении. В качестве резервирующих веществ используются: при крашении нерастворимыми азокрасителями - сернокислый или уксуснокислый алюминий, кислый сернокислый натрий или калий и другие вещества, которые наносятся на азотилированную ткань и при последующем прохождении через диазораствор препятствуют сочетанию этих полупродуктов и образованию красителя; при крашении черным анилином - едкий натр, бисульфит натрия и другие вещества, которые нейтрализуют кислоту и окислитель, предотвращая окисление красителя, а значит, и окраску ткани.
 Если по этому способу нужно получить цветной рисунок, то вместе с резервирующим веществом на ткань наносят соответствующий краситель, для которого данное вещество не является препятствием. При крашении черным анилином в состав резервирующего вещества вводят кубовые красители, при крашении сернистыми красителями - азокрасители, при крашении азокрасителями - кубозоли, диазотированные амины, а также активные красители в смеси с предконденсатом термореактивной смолы.
 Трехцветная (растровая) печать - это способ воспроизведения на ткани многоцветного рисунка при использовании трех печатных красок: ярко-голубой, ярко-красной и ярко-желтой. Рисунок трехцветной печати образуется путем оптического или субтрактивного смешения цветов. Рисунок, полученный на основе оптического смешения, основан на том, что глаз не различает мелкие цветные элементы, лежащие друг около друга,- цвета их сливаются при этом в один смешанный цвет. При наложении одна на другую различно окрашенных точек получается субтрактивное смешение цветов. Различная тональность краски определяется диаметром и глубиной растровых точек на печатном валу. Этот способ улучшает художественное оформление тканей и более экономичен, чем обычный способ. Применяется он главным образом для расцветки платьевых и мебельно-декоративных тканей.
 При нанесении на ткань рисунка печатным способом могут возникнуть дефекты печати. Причины дефектов разнообразны: от повреждения печатного вала или ракли, от засоренности и несоответствующей густоты печатной краски, от плохой подготовки ткани к печатанию и др.
 Зашиб вала (рис. 20, а) - окрашенный участок ткани, периодически повторяющийся; возникает вследствие повреждения вала.
 Штриф (рис. 20, б) - одинарная или двойная тонкая волнистая линия, образованная вследствие повреждения лезвия ракли (от наличия зазубрин).
 Растраф (рис. 20, в) - несовпадение отдельных частей многоцветного рисунка вследствие неточной наладки печатных валов.
 На рис. 20, г для сравнения показан нормальный отпечаток.
 Щелчок (рис. 20, д) - пятно, разделенное белой полосой, образованное из-за попадания под раклю песчинки, которая приподнимает раклю, и под нее проскальзывает некоторое количество краски.
 Затаск (рис. 20, е) - узкая неровно окрашенная полоска, разделенная белым участком; возникает при попадании под раклю пуха и протаскивания его по валу.
 Засечка (рис. 20, ж) - полоса, лишенная рисунка; образуется вследствие прохождения ткани под печатным валом в складку.
 Щелчки, затаски и засечки при раскрое ткани могут быть обойдены, а при попадании на видимые детали изделия снижают его сорт.
 Перекос рисунка (рис. 20, з) образуется вследствие плохой подготовки ткани к печатанию, т. е. в ткани не устранен перекос нитей утка по отношению к кромке. Дефект особенно хорошо заметен на тканях с рисунком в клетку.
 Належки (рис. 20, и) - слабые отпечатки печатного рисунка по всему куску ткани. Образуются от соприкосновения друг с другом недостаточно просушенных участков ткани, когда они проходят через сушилку или зрельник, или при транспортировке ее в тележках от сушилки к зрельнику. Изделие из ткани с таким дефектом выпускают III сортом, а если дефект выражен резко, то изделие идет в брак.

 Заключительная отделка. После беления, крашения и печатания ткани вытянуты по основе (на 60%), ширина их уменьшена (на 20%) и неравномерна, поверхность покрыта многочисленными складками и морщинами, матовая, с недостаточной белизной, на ощупь излишне мягкая, вялая. Все это ухудшает внешний вид тканей и затрудняет их раскрой и пошив изделий из них.
 Целью заключительной отделки является устранение всех перечисленных недостатков ткани и улучшение ее свойств: эластичности, гигроскопичности, прочности, несминаемости, малоусадочности, водонепроницаемости и др.; в результате увеличивается износостойкость ткани.
 Основные процессы заключительной отделки - аппретирование, ширение и каландрование (глажение).
 Аппретирование - это процесс нанесения на ткань аппрета для придания ей плотности, жесткости или мягкости, белизны, блеска и других свойств, улучшающих качество тканей и увеличивающих их износостойкость.
 В зависимости от строения и назначения ткани в состав аппрета могут входить различные вещества: клеящие (крахмал, декстрин, КМЦ и др.), смягчаюшие (масло ализариновое, мыло и др.), гигроскопические (глицерин, поваренная соль и др.), повышающие степень ее белизны (ультрамарин, белые красители и др.), антисептики (борная или салициловая кислота, формалин и др.).
 Аппрет наносят с помощью крахмальных плюсовок с двух или с одной стороны ткани, с изнанки (например, на вельвет). После аппретирования ткань поступает на сушильные барабаны или сушильно-ширильную машину.
 Аппретирующие составы обычно придают тканям лишь временный эффект, исчезающий после нескольких стирок. С целью получения устойчивого эффекта отделки все шире применяют несмываемые аппреты. В качестве несмываемых аппретов используют растворимые в щелочах препараты целлюлозы (щелочерастворимые эфиры целлюлозы) и водные эмульсии синтетических смол (латексы).
 Ширение - это процесс придания тканям стандартной ширины и устранения перекосов. Он проводится на цепных ширильных машинах. Цепи при движении несколько отдаляются друг от друга, и удерживаемая ими ткань растягивается по ширине. Перекосы устраняются в результате увеличения или уменьшения скорости движения одной из цепей.
 Каландрование - это процесс разглаживания тканей и придания им некоторого блеска. Процесс осуществляется на каландрах, которые состоят из нескольких (2 - 8) чередующихся металлических и наборных валов.
 Степень каландрования зависит от вида и назначения ткани и конструкции каландра. Наибольшее применение имеют трехвальные отделочные каландры. Если ткань пропускать через каландр, валы которой вращаются с одинаковой частотой, получается матовая отделка ткани, а если через каландр с увеличенной частотой вращения металлического вала, то глянцевая. Так, ситцы муслиновой (без аппрета) и жесткой (до 10% аппрета) отделки получают матовую отделку, а ситцы фуляровой (1 - 2 % аппрета) и лощеной (сильно аппретированные) отделки получают глянцевую отделку. Имеют значение сила прижима и температура валов. Так, муслиновая отделка получается при пропускании ситца через холодный каландр, а фуляровая - через горячий цилиндр, жесткая отделка - при небольшой силе прижима, а лощеная - при большой и т. д.
 Для получения серебристого блеска, подобного блеску шелковых тканей, сатин и ластик отделывают на серебристом двухвальном каландре. Поверхность стального вала этого каландра покрыта тонкими параллельными штрихами, расположенными под некоторым углом к оси вала. Но серебристый блеск неустойчив и пропадает после первой стирки.
 Однако не все ткани каландруют. Не каландруют, например, костюмные ткани (трико, коверкот, вельвет-корд и др.) и большинство платьевых тканей из крученой пряжи с рельефной поверхностью (маркизет, поплин, тафта, эпонж и др.).
 В процессе заключительной отделки могут возникнуть дефекты, например в процессе аппретирования - неровнота аппрета, ширения - неравномерная ширина, перекос ткани, разрыв ткани, оторванная кромка, каландрования - ослабление ткани.
 Наиболее часто встречающимися дефектами являются неравномерная ширина куска ткани, получающаяся из-за неналаженности ширильной машины; перекос ткани при неправильной правке утка при ширении; оторванная вследствие чрезмерного ширения и недостаточного увлажнения ткани кромка.

 Специальные виды отделки хлопчатобумажных тканей. В зависимости от назначения тканей при отделке им могут быть приданы различные свойства - водонепроницаемость, водоупорность, несминаемость, малоусадочность, огнестойкость, а также тот или иной внешний эффект.
 Водонепроницаемой отделке подвергаются плащевые ткани. Их покрывают пленкой резины или синтетических смол, но они при этом становятся воздухонепроницаемыми,что отрицательно сказывается на их гигиеничности.
 Водоупорную отделку получают пальтовые и плащевые хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные ткани. Ткани с водоупорной отделкой не смачиваются и сохраняют воздухопроницаемость. Такая отделка может быть выполнена обработкой алюминиевыми мылами, хромоланом, препаратом 246, силиконовыми препаратами.
 Противоусадочная отделка тканей осуществляется обработкой их после увлажнения на ширильно-усадочной машине или на специальном противоусадочном агрегате. Сущность работы агрегата заключается в следующем. Увлажненная ткань прижимается к эластичному растянутому сукну, которое при последующем освобождении от натяжения укорачивается и вызывает усадку ткани.
 Несминаемую отделку хлопчатобумажные ткани получают пропиткой их синтетическими препаратами (карбамолом, карбамолом ЦЭМ, метазином, этамоном ДС и др.) с последующей сушкой и термической обработкой. Обработки тканей препаратами на основе карбамола ЦЭМ и карбамола с метазином дают высококачественную несминаемую отделку, не исчезающую после многократных стирок. При этом сохраняется эластичность и шелковистость ткани. Изделия из обработанных таким образом тканей после стирки требуют лишь легкого проглаживания. Усадка после стирки - не более 1,5 %.
 Широко известна отделка СКЭТ для бязи с яркой печатной расцветкой, в результате которой дешевая бельевая ткань приобретает вид дорогой ткани. Термин СКЭТ составлен из начальных букв слов: смола (карбамол ЦЭМ), катализатор, электрокаландр, термообработка. Отделка СКЭТ придает бязи несмываемый устойчивый аппрет, блеск, несминаемость, безусадочность и увеличивает прочность окраски.
 Все большее применение находит совмещение процесса крашения с отделкой, придающей тканям несминаемость. Для этого краситель (проционовый) смешивают с предконденсатом смолы и наносят на ткань. В результате.обработки ткань приобретает хорошую несминаемость и прочную окраску. Прочность окраски обусловливается тем, что краситель вступает в химическую реакцию с целлюлозой и смолой.
 Противогнилостную пропитку получают хлопчатобумажные и льняные парусиновые, палаточные и другие ткани. Для противогнилостной обработки применяют различные соли (хлористый кадмий, сульфат меди), а также специальные препараты - шерлан и превентоль.
 Огнеупорной пропитке подвергаются хлопчатобумажные и льняные ткани специального назначения (для театральных занавесей, штор, для спецодежды рабочих, работающих с расплавленным металлом и огнем). С этой целью на ткани наносят различные минеральные соли, обладающие способностью тушить пламя (аммонийные соли, фосфорнокислые соли, бура и др.), добавляя их в определенном количестве к крахмальному аппрету или к предконденсатам синтетических смол.
 Эластичную отделку хлопчатобумажным тканям спортивного назначения придают посредством обработки их концентрированным раствором щелочи с последующей пропиткой карбамолом и термообработкой. Разрывное удлинение таких тканей может быть равным 30 - 90 % в зависимости от их вида (от переплетения, плотности и степени крутки нитей), упругость 75 - 80 %. Изделия из этих тканей обеспечивают хорошую свободу движений, не производя впечатления мешковатости, хорошую прилегаемость и опрятный внешний вид при минимальном уходе.
 Форниз - формование несминаемых изделий. На ткань наносят специальные термореактивные смолы с последующим высушиванием, но без полимеризации. В швейном производстве после пошива и влажно-тепловой обработки (при температуре 135 - 140 'С в течение 8 мин) изделия подвергаются обработке форниз в специальных термокамерах при температуре 150 - 160 'С в течение 15 мин. Под действием высокой температуры происходит процесс полимеризации смолы, и форма изделия, созданная при пошиве и влажно-тепловой обработке, фиксируется. Она сохраняется в процессе длительной носки, после стирки и химической чистки, что повышает износостойкость изделия. Этот метод применяется для тканей, содержащих целлюлозные волокна, из которых изготовляют верхние сорочки, блузки, платья, пижамы, брюки, юбки, костюмы, спортивную одежду.
 Гофрирование ситцев производится на основе местной мерсеризации ткани в свободном состоянии. Щелочь вызывает усадку ткани, а те места, на которые.щелочь не была нанесена, образуют вздутия - гофре.
 Тиснение сатинов и бязей, т. е. получение рельефного узора тканей с помощью тиснильного каландра, выполняется следующим образом. Предварительно ткани пропитываются специальными препаратами, в основу которых входят метазин и гликазин или карбамол ЦЭМ. После тиснения ткани проходят зрельник при температуре 130 'С.
 Отделка для придания устойчивого блеска осуществляется для платьевых тканей. Сначала на ткань печатным способом наносят загущенный раствор метазина и после просушки пропускают ее через фрикционный каландр с последующей термообработкой. Получаются рисунки с устойчивым блеском, называемые лаковыми (лаке).
 Ткани с цветными рельефными узорами получаются при печатании полихлорвиниловыми пластиками в комбинации с различными пигментами.


Проголосовать: 
Категория: Раздел 2 | (09.07.2012)
Просмотров: 26898 | Рейтинг: 5.0/2