Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды


10. Композиция

  Классификация и характеристика линий. Композиция одежды строится на прямых, кривых и ломаных линиях.
  В одежде различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.
1. Силуэтные линии. Характеристика силуэтных линий была дана при изложении вопроса развития силуэта одежды (см. стр. 65).
2. Конструктивные линии. Любую форму образуют посредством линий, создаваемых швами. Линии эти условно можно разделить на основные конструктивные (рабочие) и конструктивно-декоративные.
  Основными конструктивными линиями являются: плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов по линии талии, швы втачивания рукавов и нижние швы рукавов (рис. 54, а).

  При создании формы изделия помимо конструктивных швов применяют вытачки, которые также могут быть конструктивными и конструктивно-декоративными. К конструктивным относят верхнюю вытачку, расположенную от линии плечевого или бокового срезов или от линии проймы, а также вытачку по линии талии (рис. 54, б) и вытачку от локтевого среза рукава.
  В большинстве случаев конструктивные линии (швы), участвуя в решении формы, малозаметны в готовом изделии.
  Глаз вообще привыкает к конструктивным швам и вытачкам, поскольку они повторяются в большинстве композиционных разработок, воспринимает их не как линии фасона, а как неизбежную закономерность построения основы формы.
3. Конструктивно-декоративные линии. Поскольку одежда должна отвечать не только утилитарным, но и эстетическим требованиям, композицию ее решают посредством как конструктивных, так и конструктивно-декоративных линий, несущих двойную нагрузку. Последние могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными, плавными кривыми. Так, на рис. 55,а показана модель с вертикальной линией середины спинки, на рис. 55,б - с горизонтальными линиями кокетки и бедер, на рис. 55, в - диагональными линиями, а на рис. 55, г - с плавными кривыми линиями рельефных швов.
  Конструктивность всех этих линий заключается в том, что они дополняют конструктивное построение внутри самой формы, заменяя отчасти соответствующие вытачки. Декоративность их в том, что они обогащают форму, участвуют в решении фасона.
  Конструктивно-декоративные линии (швы) могут быть оформлены складками, бейкой, кантом или декоративной строчкой.
4. Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относят линии, образуемые различными элементами отделок: мережкой, бейкой, вышивкой, кружевом, защипами и т. д. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротника, лацкана, манжеты, кармана, хлястиков, поясов и т. д.
  Большинство композиционных решений выполняют по принципу обогащения основы (формы) без нарушения основных линий, швов и вытачек. Изображенная на рис. 55, г полуприлегающая форма с рельефными швами незначительно видоизменена и может быть дополнена декоративными линиями воротника, планки, кармана и т. д. (рис. 56).

  Пример другого решения показан на рис. 57. Линии заданной основы (рис. 57, а) построены на прямом силуэте; конструктивные швы и вытачки изображены на рис. 57, б. Дальнейшая композиционная разработка этой формы - основы видна на рис. 57, в.
  На рис. 58, а изображен один из вариантов русской народной одежды, в котором декоративные линии, образуемые вышивкой, бейками, кантом, являются одновременно и конструктивными. Такая двойная нагрузка линий была вызвана малой шириной домотканой ткани. Необходимо было большое количество конструктивных соединительных швов, которые затем замаскировывались. В народной одежде декоративные и конструктивные линии чаще всего совпадают, что является идеальным конструктивным решением модели.
  Как видно из рис. 58, б, конструктивные швы можно сделать более выразительными и заметными, используя вышивку или цветную строчку вдоль этих швов.
  В отдельных случаях обязательные конструктивные швы, не участвующие обычно в решении фасона, приобретают особую выразительность и имеют декоративное значение, например, когда плечевой шов перенесен в сторону переда и декоративно оформлен складками, бейкой, декоративной строчкой; боковой шов пальто наложен широкой складкой и отделан декоративной строчкой; линии проймы, верхние швы рукавов и швы юбки также отделаны декоративной строчкой.
  То же самое относится и к вытачкам. Верхняя вытачка, например, может быть оформлена в виде мягкой встречной складки, оборок, подрезов, защипов и т. д.
  Согласованность и соподчинение конструктивных и декоративных линий в композиции одежды. В большинстве композиционных решений одновременно применяют конструктивные и декоративные линии, которые взаимно увязываются и соподчиняются. При этом декоративные линии, выполняющие роль основы композиционного замысла, являются ведущими, зачастую маскируют и подчиняют себе конструктивные линии.

  На рис. 59, а показано платье, в котором основными по замыслу являются контурные линии воротника, карманов и пояса. Верхняя вытачка расположена от линии проймы, она незаметна и не нарушает всей композиции в целом.
  На рис. 59, б изображен лиф того же платья с вытачкой от линии плечевого среза. При таком решении вытачка, «врезаясь» в линию воротника, нарушает плавность линии отлета и не увязывается с декоративными линиями композиции.
  Другой пример - модель блузки (рис. 59, в). В основе композиционного замысла лежит линия кружевной прошивки, красиво выделяющейся на гладкой поверхности блузки. Верхние вытачки совмещены с линией кружевной прошивки.
  На рис. 59, г показан пример неправильного соподчинения линий. Вытачка, расположенная от середины линии плеча, представляет собой ненужную дополнительную линию, членящую верхнюю часть блузки. Вытачка от бокового среза образует некрасивый угол с линией отделки и поэтому также нарушает целостность композиционного замысла.
  Главные и второстепенные линии композиции. Главные линии композиции как бы организуют силуэт и форму, выражают назначение, стиль, характер, замысел этой композиции.

  На рис. 60, а главными линиями композиции являются контурные линии силуэта, определяющие конструкцию модели. Плотно прилегающая спинка предопределяет конструкцию: расположение швов, вытачек, наличие подрезного бочка. Подрез ниже линии талии, закрытый хлястиком, создает пышную форму юбки.
  Главной линией силуэта могут быть также линии плеча и рукава, если на них сосредоточен акцент моды (см. рис. 42, силуэт 1895 г.).
  В платье, изображенном на рис. 60,б, главной линией композиции является линия горловины (внутреннее решение силуэта). Асимметричная форма и глубина выреза свидетельствуют о специальном назначении платья (эстрадное, концертное, бальнае) и определяют его конструкцию. Расположение вытачек подчинено форме линии выреза. Вытачки, расположенные в любом другом направлении (рис. 60, в), разбивают, нарушают четкость линии горловины.
  Наряду с главными линиями в композиции существуют второстепенные (дополнительные) линии, которые должны быть согласованы и увязаны с главными.

  Эта зависимость видна из рис. 61. Главной линией изображенной на нем модели костюма является плавная линия застежки, подчеркнутая строчкой. Ей подчиняются второстепенные линии деталей (карманов и клапанов).
  На рисунке показано два различных решения композиции: закрыв бумагой правую сторону модели, можно убедиться в том, что детали, помещенные на левой ее стороне, плохо увязаны с общей композицией модели.
  Линии, связанные с естественными очертаниями фигуры. В некоторых случаях исходным моментом в решении композиции одежды является линия горловины. Формы ее могут выражаться прямыми ломаными или плавными кривыми линиями в самых разнообразных сочетаниях, что видно из рис. 62:
а - вырез каре, образуемый сочетанием вертикальных и горизонтальных линий;
б - вырез мысом (мысообразный), выраженный диагональными линиями;
в - овальный вырез, выраженный плавной кривой;
г - вырез лодочкой, характеризуемый плавной, но менее вогнутой линией;
д - вырез трапециевидной формы, сочетающий горизонтальную и наклонные линии.

  Линия горловины различно влияет на общую форму костюма, увеличивая или уменьшая общую массу, создавая те или иные восприятия фигуры. Так, линия мысом, глубоко врезаясь в торс, зрительно делает фигуру более стройной. Овальный вырез и вырез лодочкой зрительно расширяют лиф.
  В некоторых композиционных решениях форма линии горловины сочетается с формой застежки. Горловина может быть оформлена воротником различной формы, выявляющей стиль и назначение модели (рис. 63, а, 6).
  Линия груди может быть подчеркнута различными линиями кокеток, складок, манишек и отдельных деталей. Эти линии могут располагаться в различных направлениях: горизонтальных, диагональных и др.
  Кокетки могут быть выражены прямыми или плавными кривыми линиями. Линия кокетки придает одежде спортивный, деловой, иногда нарядный характер. Она может быть декоративно оформлена в виде канта, подчеркнута строчкой, бейкой, заканчиваться бантом и т. д.
  Манишка также может быть выражена как прямыми, так и плавными линиями, которые создают более мягкую, женственную форму изделия. На рис. 64 показаны характерные разработки линии груди.

  Линия талии. Эту линию можно выразить прямыми, ломаными или плавными кривыми линиями (рис. 65). Соединяя лиф с юбкой, эта линия является сугубо конструктивной и ее, как правило, закрывают поясом различной формы и ширины. Пояс с пряжкой, переброской, завязками, бантом является элементом, оформляющим и маскирующим конструктивную линию соединения лифа с юбкой. Если же линию оставляют открытой, ее декоративно оформляют, применяя машинную строчку, кант, бейку, сборки, придавая ей различную форму.
  Линию бедер не всегда выявляют и подчеркивают в одежде, но иногда эта линия является главной в композиции. В этом случае она влияет на всю форму модели, как показано, например, на рис. 66, а. Вся форма строится на расширенной книзу юбке, создающей силуэт трапеции. Линия, соединяющая лиф с юбкой и подчеркнутая строчкой, кантом или поясом, может носить характер конструктивно-декоративной линии. Эта линия может быть смещена ниже естественного расположения, т. е. может скользить, изменяя пропорции всей модели.
  В ряде композиционных решений линию бедер подчеркивают различными декоративными элементами: складками, подрезами, хлястиками, бейками, бантами, патами, отделочной строчкой и т. д. (рис. 66, б).
  Следует иметь в виду, что членение формы по линиям груди, талии и бедер сплошными конструктивными или конструктивно-декоративными линиями зрительно расширяет фигуру, делает ее более массивной; прерывистое членение различными клапанами, патами, хлястиками, подрезами как бы уменьшает объем фигуры.
  Линия низа - одна из наиболее существенных линий в композиции, определяющих пропорции одежды.

  Линия низа влияет на вид всего костюма в целом, так как она ограничивает силуэт снизу и эмоционально воздействует на восприятие всего образа. Условно эта линия может быть выражена прямой, ломаной, плавной кривой или зигзагообразной линиями (рис. 67).
  Оформление линии низа может носить самый различный характер. Иногда по низу изделий прокладывают машинную строчку (рис. 67, а). Широкая бейка может подчеркнуть и сделать эту линию более выразительной. Юбка в складку носит спортивный, деловой характер. Линия низа такой юбки - ломаная, зигзагообразная, она очень динамична и выразительна (рис. 67, б). Широкий волан в пышную сборку, широкая полоса цветов или перьев, меховая опушь по линии низа пальто придают одежде остроту и нарядность и являются ведущим моментом в создании модели (рис. 67, в, г, д). Во всех этих примерах линия низа волнообразная.
  В прямых и расширенных книзу юбках любой длины по линиям среднего или бокового швов иногда делают разрез. В нарядных, например эстрадных, платьях разрез может быть очень глубоким, что влияет на форму юбки (рис. 67, е).
  Эстетическое значение линий в композиции одежды. В моде наблюдаются периодические увлечения той или иной линией. Это относится как к силуэтным, контурным линиям, так и к тем, с помощью которых осуществляется внутренняя композиционная разработка модели.
  Вертикальная линия выражает строгость, лаконичность. Она определяет масштабы одежды, пропорциональное членение одежды на части (лиф, кокетка, баска, юбка и т. д.). Вертикаль способствует зрительному удлинению фигуры. Увлечение этой линией как ведущей в композиции характерно для начала ХIХ века (стиль ампир). Вертикально падающие мягкие драпировки создавали главные линии в одежде (рис. 68, а). На рис. 68, б, в, г приведены примеры современной одежды, где композиции построены прежде всего на вертикалях.

  Горизонтальная линия определяет устойчивость, статичность модели. Она способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали. В ХIХ веке можно отметить много периодов увлечения горизонталью как основной линией в композиции (рис. 69, а). В современной одежде горизонтальная линия также находит применение: это линии кокетки и другие конструктивно-декоративные линии (рис. 69, б, в, г).
  Диагональная линия выражает движение, динамику. Диагональ типична для построения одежды с асимметричными формами деталей. Подобные композиционные решения были характерны для 80-х годов ХIХ в. (рис. 70, а). В современной одежде эта линия применяется в мягких и жестких драпировках, запахах и т.п. (рис. 70, б, в, г).

  Плавная кривая характерна своей мягкостью, «текучестью». В конце ХIХ в. в период увлечения усложненными фасонами посредством плавных линий строили форму многослойных юбок (рис. 71, а). Плавную линию используют и в современной одежде (мягкие драпировки, круглые кокетки, баски, плавные рельефы; рис. 71, б, в, г).
  Сочетание линий в одежде. Фасон обычно разрабатывают, используя вертикали, горизонтали, диагонали и плавные кривые в самых различных композиционных соподчинениях.
  Рассмотрим несколько примеров:
 рис. 68, а, г - сочетание двух линий - вертикальной (драпировки) и горизонтальной (линии пояса). Здесь вертикаль является главной линией композиции. Горизонтальная линия является дополнительной, она обозначает положение линии. талии и определяет пропорции в модели;
 рис. 69, б, г - в сочетании вертикали и горизонтали ведущей линией является горизонталь, вертикальная же линия- дополнительная;
 рис. 70, а, в, г - сочетание двух линий диагонали (ведущая линия) и горизонтали (дополнительная линия);
 рис. 71, 6 - сочетание трех линий - плавной кривой (ведущая линия), вертикали и горизонтали (дополнительные линии).
  Таким образом, в основе композиции всегда лежит какая-нибудь одна линия, с которой согласуются все остальные.
  Неправильное сочетание линий в композиции. Если основными в композиции являются линии, явно не взаимосвязанные, модель теряет свою художественную ценность. Примером может служить спинка пальто с диагональными линиями, усиленными отделочной строчкой (рис. 72,а): линия проймы втачного рукава не сочетается с диагональными линиями рельефов. Более уместным здесь был бы цельнокроеный рукав.
  Другой пример - спинка пальто покроя реглан (рис. 72, 6). В этом случае линии проймы соединены линией кокетки, образуя угол в центральной части спинки, в результате чего нарушается плавность линий проймы.
  На рис. 72, в показана еще одна спинка пальто реглан с прямыми рельефными линиями, как бы врезающимися в плавные линии проймы; это приводит к нелогичности и нарушению композиционного замысла.
  Примером неправильного сочетания линий может служить полочка пальто, изображенная на рис. 72, г. Здесь одна вытачка оформлена в виде мягких защипов, идущих от линии плеча, а другая - в виде подреза со сборками - от линии проймы. Такое соединение в одной модели разнохарактерных линий недопустимо.

  Еще более недопустимым является композиционное решение, при котором модель перегружена различными по характеру, «спорящими» между собой линиями.
  В любой период моды наблюдается ее утрирование и вульгаризация. Ведь одежду шьют не только опытные специалисты, но и малоквалифицированные люди, с дурным вкусом, стремящиеся к созданию нарочито усложненных фасонов.
  На рис. 73, и изображена модель платья. В основе композиции лежит вертикаль, усиленная застежкой с пуговицами. Лиф и юбка строятся посредством диагональных линий рельефов. Талия подчеркнута горизонтальной линией. На юбке-овальные линии кокетки (баски).
  Другой пример - спинка пальто (рис. 73, б), явно перегруженная разнохарактерными линиями. Такое нагромождение конструктивных и декоративных линий снижает качество модели.
  На рис. 73, в показана спинка пальто, также перегруженная конструктивными и декоративными линиями (защипы, декоративная строчка, рельефы). В таком композиционном решении обнаруживается отсутствие чувства меры и эстетического начала. Кроме того, в средней части спинки созданы очень сложные узлы обработки.

  Перегрузка модели однородными линиями также свидетельствует о неправильном композиционном решении модели. Рассмотрим это на примерах:
 рис. 74, а - назойливое повторение рельефных овальных линий в модели пальто. Эти рельефные линии в верхних вытачках стали бы значительно выразительнее, если снять рельефные линии с карманов и низа рукавов;
 рис. 74,б - на рукавах и спинке пальто использованы однородные встречные складочки - защипы и декоративная строчка;
 рис. 74,в -многократное повторение овальной линии в линиях воротника, манжет, клапанов и низа жакета.
  Во всех указанных примерах единство композиции нарушается, она как бы распадается на отдельные узлы. Такие модели можно исправить, снимая с них излишние линии, закрывая по очереди отдельные элементы, линии.


Проголосовать: 
Категория: Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды | (10.08.2011)
Просмотров: 23534 | Рейтинг: 5.0/2