Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды


13. Композиция

ЦВЕТ

Определения и терминология

  Цвет - это физиологическое ощущение человека, воспринимаемое непосредственно сетчаткой глаза.
  При разложении пучка белого цвета получается цветная полоса - спектр. Цвета, составляющие эту полосу, называются спектральными цветами.
  В спектре всегда сохраняется одна и та же последовательность расположения семи основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый, сине-голубой и др.
  Все цвета делятся на хроматические, ахроматические и переходные - от ахроматических к хроматическим или от хроматических к ахроматическим.
  Основные спектральные цвета и их промежуточные называются хроматическими (в переводе с греческого - окрашенными).
  Ахроматические цвета (неокрашенные) - белый, серый и черный - иначе называют нейтральными. Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями.,
  Хроматические цвета определяются тремя физическими показателями: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
  Цветовой тон отличает хроматические цвета один от другого; насыщенность является показателем силы цвета и чистоты цветового тона, который характеризуется примесью к хроматическому цвету ахроматического.
  Каждый цвет может быть темнее или светлее, сохраняя свой цветовой тон. Если в банку с водой накапать синих чернил и полученную смесь размешать, то получится бледно-синий раствор. По мере прибавления чернил раствор будет темнеть и приобретет густой синий цвет. В данном случае происходит постепенное уменьшение светлоты и увеличение насыщенности одного и того же цветового тона. Или наоборот, когда в стакан с сиропом- темного цвета наливают газированную воду, происходит уменьшение насыщенности и увеличение светлоты.
  Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Сюда же относятся невидимые в спектре пурпурные цвета, образуемые наложением друг на друга крайних, т. е. красных и фиолетовых, цветов видимой части спектра. Цвета, расположенные между основными спектральными (промежуточные: желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый и другие),- менее насыщенные; их называют сложными, спокойными, сдержанными.
  Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему цветов: белого или черного. Цвета с примесью любого ахроматического цвета называют мутными, причем цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются разбеленными (например, кремовый, розовый или сиреневый цвета), а путем добавления черного цвета - затемненными. Так, коричневые цвета, ~которых нет в спектре, образуются в результате смешения желтого, оранжевого или красного цветов с черным цветом.
  Кроме того, хроматические цвета делят на теплые и холодные. К теплым цветам принято относить желтые, оранжевые, желто-красные, желто-зеленые, т. е. все цвета с примесью желтого, а к холодным - сине-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые, т. е. все цвета с примесью синего.
  Все хроматические цвета делятся на дополнительные контрастные и родственные сближенные.
  Ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности, называют гаммой, или тональностью. Так, если все части костюма светлых, малонасыщенных цветов, говорят, что костюм решен в светлой гамме или светлых тонах. Если весь костюм одного цвета, но нескольких оттенков, то решение этого костюма называют тональным. Например, костюм из тканей нескольких оттенков зеленого цвета называют выдержанным в зеленых тонах или в зеленой гамме (см. приложение 5).

  Кроме общепринятой технической терминологии существуют профессиональные определения некоторых качеств цвета. Художники-модельеры часто употребляют такие определения цветов, как пастельные и акварельные. Пастельными называют цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков. Это определение заимствовано из живописи, выполняемой пастелью, т. е. прессованными цветными карандашами - мелками.
  Светлые, легкие тона, называемые акварельными, ассоциируются с прозрачностью, воздушностью тончайшего красочного слоя и мягкой расплывчатостью акварельной живописи.

Закономерности составления гармонических сочетаний цветов

  В моделировании одежды практически используется небольшое количество цветов. Основой при составлении различных цветовых сочетаний в костюме является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Это различие выражается тремя видами соотношений цветов друг к другу: тождеством, нюансом и контрастом.
  Гармонические цветовые связи, сходные по цветовому тону, насыщенности или светлоте, называются тождеством, связи незначительного различия - нюансом, противоположная цветовая характеристика - контрастом.
  Гармония сочетаний ахроматических цветов. Ахроматические цвета, обладающие только светлотными различиями, могут гармонично сочетаться в двух и трех цветах. Двухцветные сочетания выражаются либо как нюанс двух близко расположенных цветов в ряду, либо как контраст далеко отстоящих в ряду цветов по светлоте. Количественные же отношения взятых ахроматических цветов могут строиться как тождество, нюанс и контраст.
  Трехцветное гармоничное сочетание может быть выражено в четырех соотношениях по светлоте и количеству цветов:
поровну светлого, среднего и темного;
много светлого и сближенного по светлоте среднего тона, мало темного;
много темного и сближенного с ним по светлоте среднего тона, мало светлого;
много среднего тона и мало светлого и темного.
  Гармония монохромных сочетаний. Рассмотренные выше закономерности составления гармонических сочетаний распространяются и на цветовые ряды от хроматического к ахроматическим цветам. Такие цветовые сочетания называются еще монохромными, т. е. одноцветными. И здесь не следует брать больше двух-трех оттенков данного цветового тона. Иначе снижается связь и выразительность их сочетаний.
  Особенно значительна роль белого и черного цветов как компонентов композиции одежды. В силу своей цветовой нейтральности белый и черный цвета способны к гармоническим связям со многими хроматическими чистыми и сложными (производными) цветами.
  Рассмотрим основные монохромные гармонические сочетания с белым и черным цветами, создающие различные ощущения.
 1. Белый и чистый хроматический цвета (желтый, оранжевый, зеленый и другие спектральные цвета) образуют броские, напряженные сочетания. Белый цвет выявляет звучность цветового тона,- в силу чего создается ощущение декоративности, праздничности.
  Такие сочетания цветов эффектны, активны (динамичны).
  Сочетания белого и чистого хроматического цветов основаны на гармонии контрастов, т. е. на отношении противоположных характеристик спектрального и белого цветов.
  Черный и чистый хроматический цвета также образуют броские, напряженные сочетания. Но черный цвет обладает способностью несколько ослаблять яркость и чистоту цветового тона. В силу этого напряженность, броскость сочетаний чистого хроматического цвета с черным уменьшается по мере удаления от одного крайнего цвета спектра к другому (от красного к фиолетовому).
  Эта закономерность распространяется и на промежуточные (производные от основных) цвета.
 2. Белый и светлый, разбеленный хроматический цвета (кремовый, розовый, оливковый и другие пастельные тона) соединяются органично и легко, создавая ощущение свежести, нарядности.
  Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (спокойны, статичны).
  Гармония сочетаний хроматических цветов. Более сложными в составлении гармонических сочетаний являются отношения хроматических цветов. Основные из них - это сочетания двух цветов хроматического цветового круга*.

Свойства цветов и их использование в моделировании

  Цвет окружает и сопровождает человека повсюду. Эмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно: различные цвета и их сочетания вызывают различные чувства и ощущения, меняют настроение, навевают определенные образы. Темные, мрачные тона удручают, действуют на нас подавляюще, светлые,- наоборот, радуют, создают приподнятое настроение. Существуют даже выражения, связанные с цветовой характеристикой: «темные силы», «черный день», «серая жизнь», «розовые мечты», «светлый разум».
  Тесно связано с цветом и восприятие человеком окружающей природы. Ослепительное солнце, красно-желтый ореол вокруг него, сине-голубое небо, зеленые поля и леса - вот что открывается летом в природе глазам человека. Каждый из этих цветов, увиденный в другое время года, ассоциируется с образами природы летней поры. Багряно-желтые цвета вызывают воспоминания осеннего леса.
  Цвет может вызывать ощущение тепла и холода. Теплыми обычно называют красный, оранжевый и желтый цвета, холодными - голубой и фиолетовый. Эти ощущения основаны на объективных ассоциациях: красный и оранжевый цвета напоминают огонь, заход солнца. Голубой цвет, напоминающий необъятные просторы неба и моря, дейотвует успокаивающе. Одни цвета действуют на человека успокаивающе, другие раздражают и утомляют. В связи с этим на производстве рекомендуют использовать спокойный, зеленоватый колорит для окраски стен и оборудования. В производственной спецодежде избегают ярких красных цветов, поскольку они привлекают к себе внимание и быстро утомляют.
  Цвет влияет и на гигиенические свойства одежды, особенно в летнее время. Для лета предпочтительны светлые ткани, обладающие большой способностью отражать солнечные лучи. Цвета красных, оранжевых и желтых оттенков очень хорошо отражают тепловую часть солнечного спектра - инфракрасные лучи (в Средней Азии поэтому предпочитают носить платья красных оттенков).
  Отношение человека к цвету, выражающееся в предпочтении одних тонов и цветовых сочетаний другим, характеризует его темперамент, вкус.
  В народной одежде цвет и цветовые сочетания означают проявление национального вкуса, традиций, национальных обычаев и обрядов, возрастных отличий. Так, понятие девичьей красоты, проявление жизнеутверждающего начала у русской крестьянки связывалось с красным цветом, который преобладал и в одежде, и в других предметах обихода. В настоящее время выбор того или иного цвета диктуется возрастом человека: яркие, насыщенные, чистые цвета и контрастные сочетания больше подходят молодежи, а сдержанные, сложных оттенков - людям зрелого возраста.
  Восприятие веса и объема также зачастую переплетается с ощущением цвета. Теплые и светлые цвета обладают свойством «выступать вперед» (выступающие), а холодные и темные - «уходить назад» (отступающие). Поэтому предметы, окрашенные в теплые цвета, кажутся расположенными ближе, чем предметы; окрашенные в холодные тона, хотя они будут находиться на одинаковом расстоянии от глаза.
  Это свойство широко используют в композиции костюма. Полные фигуры в костюмах холодного темного цвета кажутся меньшего объема в силу того, что цвет как бы отдаляет их. Те же фигуры в костюмах светлого теплого тона будут казаться более объемными, чем они есть на самом деле, следовательно белый цвет всегда зрительно увеличивает объем, а черный предельно его уменьшает.
  Свойства цветов выступать и отступать, увеличивать и уменьшать объем используют при моделировании костюма и тогда, когда хотят добиться большей разницы в объемах отдельных частей костюма. Например, для зрительного уменьшения объема бедер (большинство женщин в бедрах шире, чем в плечах) такой вид женской одежды, как блузка и юбка, строят на соотношении двух цветов различной насыщенности или светлоты. Однако в любом случае юбка должна быть более темной, чем блузка. Только тогда объем верхней части фигуры будет казаться увеличенным, а нижней - уменьшенным.
  Изменение цветов от непосредственного соседства одного с другим называется одновременным контрастом цветов.
  На темном фоне или рядом с ним все цвета светлеют, а на светлом или рядом с ним - темнеют. В этом легко убедиться, положив кусок гладкокрашеной серой ткани одним краем на белый фон, другим - на черный.
  Это - так называемое явление контраста по светлоте. Цвета, находясь на хроматическом фоне или рядом с ним, изменяются в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.
  Дополнительные цвета от соседства одного с другим усиливают насыщенность Цвета, выявляют и взаимно подчеркивают друг друга. Например, довольно спокойному красному цвету можно придать более сильное звучание, если его дать в окружении зеленого цвета.
  Родственные, близкие между собой цвета в окружении более насыщенного цвета того же тона теряют в насыщенности, как бы обесцвечиваются. Если два синих цвета разной насыщенности расположить рядом, то один из них - менее насыщенный - как бы посереет.
  Белый цвет в соседстве с красным, желтым, оранжевым приобретает теплый оттенок.
  Свойства цветов при взаимодействии один с другим в одном случае усиливать или ослаблять свое звучание, в другом - изменять оттенок имеют большое значение. Знание свойств цветов и их взаимодействия помогает художнику претворять в жизнь определенные художественные замыслы.
  В тесной связи с явлением одновременного контраста цветов находится вопрос, почему одному человеку идет одежда данного цвета, а другому не идет. Здесь также проявляется взаимодействие цветов: цвета костюма и оттенкакожи (особенно кожи лица), цвета волос, глаз. Поэтому, если у женщины теплый, нежный цвет лица, светлые желтоватые волосы, то ей к лицу костюмы голубых и синих тонов. Брюнетке с тем же цветом лица, но иссиня-черным оттенком волос идут желтые, насыщенные цвета, а женщине с рыжими, огненно-медными, бронзовыми волосами - зеленые. Женщине пожилого возраста, кожа которой стала блеклой, нельзя, как правило, рекомендовать одежду темно-лилового или лилового с синим оттенком цветов, иначе кожа будет казаться желтовато-землистой.
  В случае нежелательного цветового контраста при взаимодействии цвета костюма с цветом лица и волос, его можно избежать, разделяя два цвета нейтральными цветами, такими как белый, черный, серый и близкий к ним бежевый в отделке или дополнениях к костюму. Эти цвета как бы изолируют цвет костюма от цвета лица, шеи, рук. В качестве отделок и дополнений могут быть использованы канты, бейки или кружева по краю горловины и рукавов, воротники, меховая отделка, косынки, шарфики, ожерелья и т. д.
  Положительным свойством всех малонасыщенных разбеленных (пастельных) цветов является их гармоничное сочетание один с другим в любых количественных отношениях. Это свойство позволяет одновременно вводить в композицию как одного изделия, так и комплекта одежды, несколько различных по цветовому тону оттенков и создавать красочные, нежные сочетания. Из практики известно, что пастельные тона к лицу, за редким исключением, всем людям.
  Работая над композицией одежды конкретного назначения, выбирая для нее определенный цвет, нельзя не считаться с таким его свойством, как изменение при вечернем искусственном освещении. Если туалет предназначен для вечера, то цвет ткани следует выбирать только при электрическом освещении, и наоборот, ткань не для вечернего костюма нельзя выбирать при искусственном свете. Это объясняется тем, что при искусственном освещении цвета тканей значительно изменяются. Так, красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, причем красные цвета становятся насыщеннее, оранжевые- краснеют, а светло-желтые выбеливаются. Голубые, синие и фиолетовые цвета темнеют, при этом голубые заметно зеленеют, синие становятся менее насыщенными, темно-синие кажутся черными, некоторые синие чуть краснеют, фиолетовые краснеют в значительной степени. Например, сиреневый цвет (фиолетовый малой насыщенности и большой светлоты) становится значительно краснее; некоторые фиолетовые цвета даже трудно бывает отличить от пурпурных. Зеленые цвета желтеют (при искусственном освещении. они более теплые); светлота желто-зеленых цветов не изменяется.


Проголосовать: 
Категория: Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды | (13.08.2011)
Просмотров: 12771 | Рейтинг: 0.0/0