Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды


44. Детская одежда

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ДЕТСКИЙ КОСТЮМ

  Произведения народного прикладного искусства - одежда, вышивки; кружева, узорное тканье, керамика, игрушки - отличаются высоким вкусом, декоративностью и художественной образностью. Поэтому художники постоянно используют его элементы и мотивы в моделировании современной, особенно детской одежды.
  При создании детского костюма можно обращаться к самым различным видам народного искусства, широко применять приемы художественного оформления изделий, свойственные разным народностям, брать отдельные элементы орнамента. Но всегда необходимо глубокое проникновение в сущность тех или иных традиций, чтобы суметь отобрать из них те, которые наиболее созвучны современности и облику детей.
  Работая над использованием народных традиций, важно также, чтобы костюм оставался вполне современным по стилю.
  Формы и покрой одежды. Одежда как один из видов материальной культуры каждого народа всегда отличалась целесообразностью, многообразием форм и покроя, самобытностью и разнообразием декора.
  Творческое обращение к различным видам народной одежды с традиционными формами, покроем и способами художественного оформления способствует расширению и обновлению ассортимента.
  Из числа разнообразных форм русской народной одежды наибольший интерес для разработки детского легкого и верхнего платья представляют простые классические формы. К ним относятся сарафаны, передники, безрукавки, рубахи, шушпаны, тулупы. Форма и членение этих видов одежды близки основному силуэту одежды малышей ясельного, дошкольного и младшего школьного возрастов.
  Классические формы сарафанов широко используются в моделировании современной детской одежды младших возрастных групп, сочетаясь с особенностями строения фигуры.

  На основе покроя рубах разрабатываются оригинальные конструкции рубашек для мальчиков с цельнокроеным рукавом и ластовицей (рис. 398,а). Прямая линия плеча и рукава первоисточника, создающая на фигуре угловатую форму, в новой конструкции усовершенствована за счет плечевого шва с плавным скосом. В результате такого изменения покроя форма приобрела мягкие очертания и стала удобней.
  Покрой женской рубахи с поликом (плечевой вставкой) служит основой конструкции различных видов одежды девочек- ночной сорочки, блузки, платья, пальто (см. рис. 398, в). Если плечевые вставки выполнить из ткани другой расцветки, чем все изделие, или украсить их вышивкой, то этот конструктивный элемент превратится в украшающую, декоративную деталь.
  Исходя из формы покроя и отделки латышской народной одежды «рудинес» из домотканой шерстяной ткани, художниками разработан комплект из трех частей - платья, пальто и шапочки - для девочки младшего школьного возраста (рис. 398, б). Будучи выполненным из качественно новых тканей, с творческой интерпретацией формы и покроя в соответствии с требованиями данного возраста, комплект выглядит очень современно и вместе с тем сохраняет национальный оттенок.
  Колорит. Народным костюмам присущ определенный колорит. Так, в русском народном костюме преобладают различные оттенки красного цвета. В сочетаниях с белым, синим, или зеленым цветами он звучит особенно декоративно. Умело применяя эти цвета, можно создавать детские костюмы различного назначения (приложение 13), вызывающие ощущение здоровья и задора.

  Колорит одежды северных народов составляют сочетания светлой гаммы теплых оттенков охристых, серебристых, белых цветов и насыщенных оранжевых с мягким коричневым и черным цветами. Эти тонкие, нежные сочетания цветов созвучны с обликом детей любого возраста. Образной выразительности костюма можно добиться количественным соединением перечисленных цветов и их оттенков.
  Художественное оформление одежды. Приемы художественного оформления народной одежды отличаются большим разнообразием и имеют ярко выраженный самобытный для каждого народа характер.
  Широкое применение в оформлении предметов народного быта, в том числе и одежды, имело искусство вышивания, кружевоплетения, узорного ткачества, вязания, набойки. Красочности и выразительности народного костюма достигали цветом и характером исполнения отделки (вышитые и вытканные узоры, набивные рисунки, кружевные полоски, канты, настроченные ленты и тесьма), соблюдением определенных пропорций и ритма, ее расположением в одежде. Например, орнаментальные узоры на переднике, рубахе, сарафане или шушпане располагали так, чтобы они акцентировали наиболее заметные участки одежды (низ и перед изделия, плечи, наружные стороны рукавов). Иногда отделкой подчеркивали только ворот и нижние края рукавов. Нередко декоративную нагрузку несли соединительные швы, подчеркивающие одновременно красоту формы. Тот или иной способ украшения был связан со структурой (переплетением) и фактурой материала. Например, одежду из льняных и хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения украшали способом ткачества или вышивкой по счету нитей; верхнюю одежду из плотных ворсистых шерстяных тканей отделывали аппликацией из цветного сукна или тонкой кожи, а также шерстяным шнуром, кистями, мехом.
  Украшением одежды народов Севера, сшитой из различного меха, служит инкрустация, или вышивка способом аппликации, выполняемой из цветной кожи, меха или сукна в форме геометрического орнамента. Особую нарядность и выразительность костюму из пушистого или гладкого меха придает отделка цветным бисером. Им украшают головные уборы, обувь, рукавицы.
  Все эти традиционные приемы оформления широко применяются художниками при создании детской одежды (приложение 14).

  Большую выразительность и индивидуальность придает детской одежде отделка владимирской вышивкой. Этот вид отделки отличают яркие, сочные сочетания красного, зеленого, желтого и синего цветов, своеобразные формы орнамента, выполненного в стилизованной форме цветов, деревьев, плодов, птиц и т. д.
  Интересная, разнообразная фактура этой вышивки и сравнительно несложное выполнение дают возможность широко применять ее в современной детской одежде любого возраста.
  Интересным элементом оформления детской одежды являются русские кружева.
  Разнообразие и богатство узоров, выразительность стилизованных форм и высокая декоративность отличают вологодские кружева.
  Примером может служить летний костюм для девочки-подростка из льняного полотна ярко-желтого цвета с белоснежным кружевом традиционного рисунка «речка» (приложение 15, фигура справа).

  Иными выразительными качествами обладают рязанские кружева, создаваемые в Михайловском народно-художественном промысле. Их декоративность выражена не столько в рисунке, сколько в сочных, ярких сочетаниях цветов. Красочный колорит, незатейливый, но разнообразный узор этих кружев придают детским изделиям нарядность и живописность (приложение 15, фигуры внизу).
  В настоящее время трудоемкие и поэтому дорогостоящие виды ручной отделки стало возможным перенести на ткани, тесьму, ленты путем набивки рисунка на ткань или механического ткачества, что позволило применять их в массовом производстве детской одежды.
  Примером могут служить новые отделочные материалы- узорная тесьма, цветная бахромка, шнур, вьюнчик (см. приложение 13, 14). Так, узорная шерстяная лента с орнаментом чукчей и эскимосов, настроченная по низу шубки, прекрасно сочетается с пушистым искусственным мехом.
  Широкое применение мотивов народного орнамента в оформлении современной одежды детей объясняется тем, что помимо своей исключительной красочности народный орнамент обладает четким, обобщенно-условным выражением образов растительного и животного мира. Эта условная геометризация образов живой природы вместе с условностью цвета делает орнамент декоративным, выразительным и доступным восприятию детей: если внимательно всмотреться в традиционные изображения петуха, коня, дерева, цветка или фигурки человека в народных вышивках, кружевах, ткацких узорах, то нетрудно заметить их большое сходство с рисунками детей ~приложение 16). Поэтому для украшения детской одежды часто используют отдельные мотивы народного орнамента без какой-либо переработки.

  Отечественная текстильная промышленность выпускает немало тканей по образцам известных народных набоек, таких как ивановские ситцы и сатины с традиционно-русским цветочным рисунком или кашемировые легкие ткани с печатным узором в характере так называемых павловских платков. Интересным способом решения тканей является ее оформление изображениями народных игрушек - дымковских глиняных коней-свистулек или деревянных матрешек- чрезвычайно самобытных по цвету и забавных по содержанию. Все эти ткани сами по себе могут служить для модельера основными исходными мотивами творчества.
  Народный костюм - это сложный комплекс, состоящий из нескольких частей. В костюме каждого народа есть свои отличия в деталях, дополняющих одежду (головные уборы, пояса, рукавицы, обувь, чулки). Такие детали могут органично входить в современный детский костюм, дополнять одежду, придавать ей выразительность и общую завершенность ансамбля (см. приложение 14).
  Таким образом, изучение принципов использования различных элементов прикладного народного искусства в современной детской одежде позволяет сделать следующие выводы:
1. Народное искусство во всем своем многообразии является школой хорошего вкуса, образцом высокого мастерства для специалистов, занимающихся разработкой и созданием моделей одежды. Обращение к народному искусству как творческому источнику совершенствует профессиональные знания художников и модельеров, развивает искусство моделирования костюма, обогащает его художественно-выразительные средства.
2. Рациональные и художественные элементы народной одежды не теряют своего значения сегодня и дают богатый материал, способный направить художника на путь новых творческих исканий.
3. Выработанные в процессе длительного времени художественные приемы оформления одежды и ее дополнений остаются жизненными в наше время и имеют тенденцию нового развития.
4. Использование художниками в оформлении тканей и одежды ярких, самобытных национальных художественных традиций способствует эстетическому воспитанию детей, развивает их вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа.


Проголосовать: 
Категория: Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды | (13.09.2011)
Просмотров: 11983 | Рейтинг: 0.0/0