Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды


6. Композиция

КОМПОЗИЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

  Процесс создания композиций весьма многообразен. У каждого художника он протекает по-своему в зависимости от индивидуальных творческих особенностей автора. Однако общей чертой этого процесса, как и любого процесса творчества, является то, что он протекает в два этапа, в две стадии:
1. Возникновение замысла.
2. Реализация замысла в композиции.
  3амысел - это сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей, приблизительное представление о содержании и форме будущего произведения до начала практической работы над ним.
  Исходным в возникновении замысла является тема, или задание, включающая в себя три главных вопроса: 1) для кого создается одежда, т. е. учитываются пол, возраст и особенности телосложения человека; 2) для чего предназначена одежда, т. е. каково ее утилитарное назначение; 3) из какого материала будет выполнена модель, т. е. какие ткани, отделки, фурнитура будут использованы для изготовления одежды. Например, «Домашний комплект из хлопчатобумажных тканей для полных женщин в возрасте от 40 до 50 лет», «Повседневный гардероб зимнего сезона девочки-подростка» и другие темы.
  Кроме того, на возникновении замысла сказывается творческая индивидуальность художника, его способность и стремление выявить то, что он считает наиболее важным и существенным, выразить в костюме определенные чувства, настроения, ассоциации. Например, комплект для отдыха по замыслу художника должен выглядеть ярко, красочно, а служебный костюм - строго и элегантно; туалету для юбилейных дат автор хочет сообщить торжественность, а вечернему ансамблю - таинственную загадочность и т. д.
  На первой стадии работы художник обращается к различным творческим источникам, питающим и обогащающим его воображение и фантазию, таким как жизнь- современного общества; историческое прошлое нашего народа; многообразная природа страны; произведения классиков художественной литературы, искусство кино, театра; богатство национального народного искусства и т. д. Из этих источников художник черпает свои идеи и образы, используя отдельные мотивы, способствующие созреванию и конкретизации замысла.
  Мотивом в декоративно-прикладном искусстве называют декоративный - элемент, положенный в основу композиции и используемый как побудитель творческого воображения. Характер мотива, его истоки нередко определяют стиль художественного решения костюма.
  Своеобразным источником творчества являются художественная литература, кино, театр. Впечатления от прочитанных книг, просмотренных пьес и кинокартин часто бывают настолько сильными, что полностью захватывают воображение художника живыми образами. Так, полюбившиеся литературные герои - Наташа и Петя Ростовы - побудили художника к созданию моделей вечерних платьев для молодых девушек (рис. 13). Мотивы женского платья в стиле «ампир» и гусарского мундира начала ХIХ в. легли в основу замысла. Высокая линия талии, подчеркнутая декоративным элементом золотого шитья в одной модели, и двубортная, высоко расположенная застежка и ювелирная пряжка пояса в другой модели сделали их нарядными, современными и модными (в соответствии с направлением моды 1967 г.). Прообразом ансамблей одежды, созданных другим художником, стали его любимые герои времен гражданской войны. Детали солдатской шинели и гимнастерки, декоративные элементы и силуэт буденовской бурки составили комплекс мотивов, использованных художником при разработке современных композиций ансамблей (приложение 1, фигуры вверху).
  Исторический костюм нередко служит источником возникновения замысла художника. Своими формами, пропорциями и общим характером он обычно отображает дух соответствующего времени, общества. Поэтому, обращаясь к историческому костюму как к вспомогательному источнику современного моделирования, необходимо подходить к нему критически, с тем чтобы уметь переосмыслить формы исторического костюма в современной одежде.
  Например, такие виды одежды, как накидки-пелерины, сарафаны с разнообразными вырезами, цветные чулки-колготы имеют своим первоисточником средневековый костюм, однако мало кто усматривает в законченных современных моделях их первоначальный прообраз. Художники берут из этого источника лишь идею формы, а не специфические детали и тем более не характер костюма. Так, взяв от готического стиля идею свободной верхней одежды с вырезами по ее поверхности, французские художники создали модели сарафанов, сугубо современных по стилю, выполненных из синтетических материалов и дополненных свитерами, подчеркивающими спортивность комплектов (рис. 14).
  Не раз модельеры обращались к рединготу - мужской верхней одежде ХVIII - ХIХ вв., причем его своеобразная форма «принцесс», прилегающая по линии талии и свободная по линии бедер, разрез на спине, двойной воротник, пелерина или широкие отвороты - все это варьировалось в рамках определенной направленности моды.
  Важным источником творчества художника-модельера является работа с материалами. Полно раскрыть все качества материала, выявить его технологическую и художественную характеристику возможно лишь в процессе его моделировки. Художник придает ткани ту или иную форму, ищет наиболее выразительное расположение узора, подбирает фактуру и цвет других материалов, могущих в сочетании с основной тканью дать необычные и выразительные сочетания. В результате этой работы возникает идея, общий характер композиции модели. Проследим этот процесс на нескольких примерах.
  Мягкая, с рельефной выработкой шерстяная ткань, предназначенная для повседневного платья (рис. 15), формируется модельером на манекене. Свободный конец ткани, наброшенный на манекен, неожиданно определил весь строй композиции. Художник нашел не только выразительное расположение рельефной полосы, но и характер формообразующих вытачек, отделку, наконец, композиционный акцент - асимметрично расположенный пластрон в виде шарфа.
  Для разработки моделей нарядных платьев художник выбрал две ткани с противоположными формообразующими свойствами: плотный, торчащий шелк и мягкий, эластичный, тонкий креп. Свойство первой ткани сохранять жесткие лучеобразные драпировки использовано художником в качестве основного мотива замысла - создать вечернее платье конусообразного силуэта с ярко выраженной асимметрией (рис. 16).
  Мягкость и эластичность крепа, живая игра света и тени в складках привели художника к решению нарядного платья с мягкими, округлыми формами лифа, с веерообразными неглубокими складками, оформляющими вырез горловины и рукава (рис. 17).
  Источником возникновения замысла или отдельных его мотивов могут служить различные вспомогательные постановки - натюрморты, составляемые из предметов декоративно-прикладного искусства (керамических и деревянных поделок, посуды, игрушек), из цветов, листьев, фруктов и т. д. Восприятие и внимательное изучение входящих в постановки предметов могут повлиять на характер замысла, т. е. на форму и пропорции модели, на выбор цвета, рисунка фактуры материала и вида отделки.
  Приведем несколько примеров творческого решения замысла, возникшего у разных художников на основе восприятия одной и той же постановки.
  Мягкий, спокойный колорит декоративного керамического сосуда, оттененный глубоким черным цветом (рис. 18), определил замысел одного художника: композицию простого, изящного платья, главным акцентом которого будет воротник из ткани черного цвета строгих очертаний с отворотами, переходящими в планку застежки (рис. 18,а). Другой художник воспринял выразительный силуэт сосуда, узкий в верхней части и расширенный книзу, и контраст блестящей черной поливы и шершавой поверхности сосуда. Эти мотивы явились основой композиции повседневного платья с четкой формой слегка завышенной талии и гладкой окантовкой срезов платья (рис. 18, б).
  Красочная деревянная игрушка - стилизованное изображение жирафа - стала источником многих декоративных мотивов для разработки композиции детской одежды (рис. 19). В комплекте для девочки дошкольного возраста (рис. 19, а) - в линиях силуэта пальто, в его членении, элементах конструкции и декоративности оформления всего комплекта ясно просматривается взаимосвязь с первоисточником. В домашнем комплекте для мальчика (рис. 19, б) образ игрушки проявился в рисунке ткани (темные крапинки по светлому фону), в округлой форме карманов, в разрезах в боковых швах рубашки.
  Натюрморт - золотистая спелая груша с коричневой веточкой и желто-зелеными листьями (рис. 20) - своей формой и красивыми оттенками цветов вызывает в воображении художника пейзажи ранней осени; отсюда замысел костюма из теплых, рыхлых или бархатистых материалов именно для этого времени года. Основные мотивы натюрморта художник воплотил в модном для данного времени ансамбле женской одежды: платье-пальто из ворсовой шерстяной ткани цвета бронзы, шляпе и туфлях коричневого 'цвета, перчатках жухло-зеленого оттенка (рис. 20, а).
  Детский костюм (рис. 20,б) выполнен из тканей более ярких оттенков осенней гаммы. Форма и членение пальто, мотив аппликации кармана, форма шапочки повторяют мотив главного компонента натюрморта.
  Богатейшим источником образов, замыслов и мотивов композиции одежды является национальное народное декоративно-прикладное искусство.
  Общей чертой всего народного искусства является его глубокая реалистичность. В искусстве костюма она проявляется в практической целесообразности предметов, в их форме, в выборе орнамента и сюжетов отделки, украшающей эти предметы.
  Старинная народная одежда, к которой обращаются современные художники, удивительно своеобразна своими формами и колоритом, насыщена деталями, разнообразными решениями покроя, приемами рукоделия и художественного оформления. Использование народного костюма в поисках собственного стиля стало своего рода традицией для советского моделирования. Начало этой традиции положила Надежда Петровна Ламанова - известный русский художник костюма. Ее работы являются примером исключительно осмысленного, творческого подхода к использованию прекрасного наследия народа.
  Не отступая от моды 20-х годов, когда женское платье было коротким, простым по конструкции, прямоугольным по форме, с низко расположенной линией талии, подчеркнутой только поясом, Ламанова создала интересный национальный стиль одежды. Она использовала в своих моделях покрой прямой русской рубахи и доступные простые материалы - суровое льняное полотно, грубые шерстяные ткани и вышитые полотенца. Модная прямая форма этих моделей органически связывалась с линиями покроя и прямоугольными деталями одежды, умело украшенными народной вышивкой или цветной гладкой полосой (рис. 21).
  При всем многообразии видов одежды в костюмах каждого народа сложились устойчивые, классические формы, определенный характер покроя, общие способы украшения и формы орнамента, выработались традиционные схемы композиции одежды.
  На основе типичных форм и покроя различных видов народной одежды художники создают близкие им формы современных моделей. Например, русская рубаха представлена в различных вариантах в женской, мужской и детской одежде. Различные типы русских сарафанов и полушубков, закарпатских кептарей, украинских плахт и свиток, эскимосских анораков и многие типичные формы костюма других национальностей нашей страны возрождаются в творческой интерпретации художников, привлекая простотой и рациональностью покроя, или наоборот,- оригинальностью и замысловатостью. Путем подбора современных материалов, используя их пластические свойства, художник создает новые современные модели, сохраняющие вместе с тем существенные черты национального первоисточника.
  Так, по мотивам русской праздничной одежды ХVII века было создано нарядное платье (рис. 22). «Сборчатые», объемные в верхней части рукава модели не только придали ей национальный оттенок, но и помогли художнику острее выявить модный в 1956 - 1957 гг. облегающий фигуру силуэт платья.
  Применение новых в то время и очень различных тканей (плотного, фактурного узорчатого шелка и прозрачного гладкого капрона) подчеркнуло оригинальность пластического решения.
  Типичные формы и элементы кроя русской косоворотки и поддевки явились основными средствами построения модели демисезонного пальто в комплекте с повседневным легким костюмом в соответствии с модой первой половины 60-х годов (рис. 23).
  Толстый, мягкий драп и тонкое шерстяное трико близких оттенков сохранили существенные черты объемно-пластической формы первоисточника.
  Широкие, свободные рукава и прямой, свободный покрой нарядного платья напоминают туникообразную народную рубаху. Нарядность этой модели придает интересное сочетание шифона и бархата черного цвета и отделка в виде струек золотого шитья и пояса-шнура из металлических нитей (рис. 24).
  Эскимосский анорак - вид северной одежды, сшитой вместе с покрывающим голову капюшоном, является прототипом современной формы зимней одежды (спортивной куртки с капюшоном) и источником интересного решения шубы из меха (рис. 25).
  Для оформления современной одежды модельеры часто заимствуют приемы рукоделия (вид отделки), национальный орнамент и расположение декора в народной одежде.
  Приемы художественной отделки народной одежды неразрывно связаны с ее покроем и формой. Мало того, характер отделки зависит от способа ее выполнения и от структуры ткани. Так, в русской одежде узоры выполняли способом ручного ткачества или вышивкой, располагая их прямыми полосами, соответствующими прямолинейному покрою и форме одежды. Орнамент помещали на переднике, рубахе, сарафане или шушпане по низу одежды и на внешней части рукавов. Иногда отделывали только ворот и низ рукавов.
  Сам орнамент народной одежды ценен исключительным совершенством своих форм, гармонией ритма и пропорции, радостным, насыщенным колоритом или графическим лаконизмом.
  Используя красоту русского орнамента, художник создает композицию платья для молодой девушки (рис. 26). Сопоставляя орнаментированные полосы мягкого, красивого цвета с большими плоскостями основной ткани платья светлого тона, художник следует одному из традиционных приемов композиции русской народной одежды.
  Национальный орнамент (рис. 27) использован и при создании сугубо современных ансамблей одежды, разработанных художниками Дома моделей г. Алма-Аты.
  В разработке композиции двух сарафанов и платья (приложение 2, фигуры вверху) модельеры следовали традиционным схемам расположения декора, типичным для русских народных сарафанов и рубах, используя в качестве отделки гладкую кумачовую ткань. Ею окантовывается вырез-каре и разрез застежки одной модели; в другой модели полоса кумача с белым вьюнчиком акцентирует середину.
  Важным источником творчества художника-модельера являются колористические народные традиции. Каждому народу свойственно тяготение к тем или иным цветам и цветовым сочетаниям. Цвет и цветовое сочетание в одежде могут одновременно выразить замысел художника, подчеркнуть назначение костюма, а главное - соответствовать типу и характеру людей, для которых она создается.
  Так, в узорах и расцветках русской народной одежды преобладает красный цвет и его сочетания с белым и черным либо с синим и белым цветами. Характерным колоритом тканей рязанщины является сочетание ярких красных и зеленых цветов, придающих одежде нарядность, праздничность, а всему облику человека - жизнерадостность и ощущение здоровья. Вот почему в решениях современной одежды для спорта и отдыха так распространена сочная, яркая гамма цветов.
  Прибалтийские народы тяготеют к сдержанным, спокойным цветам, колорит их народной одежды богат пастельными оттенками, прекрасно сочетающимися с природой Прибалтики.
  Узбекская одежда, наоборот, чрезвычайно богата насыщенными яркими цветами, контрастными сочетаниями лиловых и изумрудных, малиновых и бирюзовых цветов. Такая живописность гармонично сочетается с обликом узбекского народа, с красочностью старинных мозаик национальной архитектуры.
  Использование традиционных материалов, применяемых в народной одежде, придает современному костюму национальное своеобразие. Известно, что у каждой народности были свои традиционные материалы, свои художественные и технические способы их оформления. Одни ткани были грубоваты, с неровной поверхностью, например льняные и бумажные холстины, другие, такие как суровые полотна, выполнялись из тончайших волокон льна серебристых оттенков и напоминали шелк. Привлекательны и многообразны двухцветные пестротканые материалы - в мелкую клетку, полосатые и др. Эта, по народному выражению, «пестрядь», а также гладкокрашеные ткани отличались выразительной фактурой, которая создавалась за счет утолщенных нитей, узелков и петель.
  Оформление тканей рисунком в клетку и полоску является традиционным для многих национальностей, однако по своему колориту, размерам, цветовым сочетаниям все они отличаются одна от другой (украинские тканые плахты и рязанские поневы, латышская шерстяная ткань с едва заметными широкими полосами и радужно-полосатый узбекский бекасаб или красочный, яркий шелк хан-атлас).
  Такие всем известные материалы, как овчина и кожа, у разных народов имели свою выделку и окраску. Шерстяная толстая ткань с длинным ворсом в Закавказье была только одноцветной- белой или черной, закарпатские же народы в материалы подобного вида вводили узор.
  Материалы с ярко выраженным национальным характером, подобные традиционным, в наше время вырабатывают не только из натурального сырья, как в прошлом, когда употреблялось только натуральное сырье, которое давало крестьянское хозяйство, но и в их сочетании с искусственными и синтетическими волокнами. Примером использования материалов и тканей, имитирующих те, которые применяли в народной одежде в прошлом, служат современная дубленка из овчины (рис. 28); пальто из длинноворсовой ткани, напоминающее бурку (рис. 29); платье из шелка хан-атлас (рис. 30);, брючный костюм с пелериной-накидкой из прибалтийской клетчатой ткани (рис. 31).
  В практике советского моделирования появилось новое направление в использовании национального наследия. Оно проявляется в разработке тканей, оформленных стилизованными рисунками по народным мотивам. Старинные формы прялок и деревянной резьбы, узоры росписи и кружев, изображения старинных ювелирных изделий и традиционных народных игрушек - все это в новом ритмическом композиционном и цветовом решении входит в структуру современных тканей.
Одежда современного стиля, выполненная из таких материалов, очень тонко передает ощущение народных традиций, живописный национальный колорит. На рис. 32 представлены платья, выполненные из полотен, орнаментированных мотивами ювелирной серебряной филиграни и деревянной резьбы. Подобные ткани не нуждаются в замысловатом крое или сложной форме. В лаконичном силуэте простого покроя раскрывается выразительность этих полотен.
  При использовании мотивов народного творчества необходимо глубокое проникновение художника в сущность той или иной национальной традиции. При этом могут быть использованы только те художественные приемы и принципы народного декоративного искусства, которые созвучны современным требованиям жизни и направлению моды и согласованы с возможностями производства.
  Источником возникновения замысла могут служить явления и образы окружающей природы. Фауна и флора с их богатой цветовой гаммой и цветовыми сочетаниями, многообразными формами и видами является неисчерпаемым источником творческих поисков художника.
  Таковы различные источники, которые способствуют возникновению того или иного замысла у художника при разработке новых моделей одежды. Но какими бы источниками ни пользовался модельер в поисках мотивов, какими бы путями ни возникали эти мотивы, постоянное требование к ним - новизна и выразительность. Только в этом случае творчество модельера будет полноценным и эффективным.


Проголосовать: 
Категория: Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды | (06.08.2011)
Просмотров: 16714 | Рейтинг: 5.0/3