Меню сайта

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Национальная одеждаСоветский костюм


1. Вступление

 Искусство костюма составляет одну из важнейших и наиболее обширных областей советского декоративного искусства. Над созданием его трудится целая армия художников - в творческих лабораториях домов моделей и специальных художественно-конструкторских бюро, в художественных мастерских швейных фабрик страны. Творческая проблематика костюма многочисленными нитями связана с такими разнообразными сферами, как экономика и промышленное производство, социология и культура, психология и идеология.
 Советское искусство костюма имеет свою долгую и сложную биографию, своих выдающихся мастеров, имена которых либо забыты, либо остались неизвестными. В государственных и частных архивах хранятся интереснейшие материалы, позволяющие шаг за шагом восстановить ступени эволюции костюма у нас в стране. Не менее важным «источником» информации являются и многие ныне здравствующие мастера старшего поколения - их воспоминания помогают воссоздать атмосферу прошедших лет.
 В истории советского костюма эпоха после Великой Октябрьской революции представляется особо интересной и менее всего известной. Именно в те годы формировались принципы нового костюма, рождались гениальные по своей прозорливости проекты массовых форм одежды, намечались конкретные пути претворения творческих эталонов в массовую промышленную продукцию. Блестящее творчество пионеров нового костюма - Надежды Ламановой, Веры Мухиной, Александры Экстер, Любови Поповой, Варвары Степановой, Надежды Макаровой, очень разных по своим индивидуальностям, но единодушно стремившихся к осуществлению одной цели, заложило прочный фундамент теории и практики советского моделирования.
 Деятельность названной первой в этом ряду имен - Надежды Петровны Ламановой - составляет самые яркие страницы этой истории. К сожалению, это имя долгие годы было незаслуженно забыто. Ламанову, талантливейшего художника и обаятельного человека, хорошо помнит старшее поколение советских актеров, писателей, художников, модельеров. Эта книга ставит своей целью восполнить в какой-то степени пробелы в истории советского искусства костюма, показать своеобразие ее проблематики в 20-е годы, восстановить имена первых мастеров.
 Но прежде несколько слов о том, что же, собственно, пони-мается под «искусством костюма» и какова его специфика? Понятие «костюм» в достаточной мере условно, ибо оно вбирает в себя целый ансамбль предметов декоративного искусства, формирующих внешний облик человека: собственно костюм, головной убор, обувь, сумки, ювелирные украшения, фурнитуру. Издавна эти элементы проявляли тяготение выступать согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя, таким образом, единый стилевой комплекс. Особенность его в том, что он создается не одним человеком, а специалистами разных профессий, работающими изолированно в различных сферах производства.
 Ведущую роль в ансамбле предметов одежды, роль своеобразного «дирижера» играет костюм - наиболее подвижный элемент, чаще всего изменяющийся и диктующий свои условия другим «слагаемым». Эволюцией форм костюма в конечном счете определялся стилевой строй всего комплекса. В свою очередь, на развитие костюмных форм большое влияние оказывает структура и рисунок текстиля, который создается и существует не сам по себе, а как своего рода «полуфабрикат», предназначенный для жизни в костюме, на человеке. Не случайно с первых послеоктябрьских лет одной из центральных проблем становится постоянный контакт художников-текстильщиков и модельеров.
 Принципы формообразования и характеристики искусства костюма особенно близки архитектуре, где в основу построения берется соотношение пропорций и масштабов, ритмов, объемов, система декора. При анализе костюмных форм различных исторических эпох исследователи чаще всего прибегают к сопоставлению их с архитектурными сооружениями. Подчиняясь общим со всем декоративным искусством законам, костюм имеет свою ярко выраженную специфику. Объектом творчества мастеров костюма становится сам человек, его облик. Художники фарфора, стекла, декоративного текстиля, мебели создают предметы, составляющие материальную среду, в которой живет человек. Эта обращенность к человеку порождает ряд любопытных особенностей в искусстве костюма. Прежде всего, активное участие, даже соавторство масс в утверждении и развитии форм одежды: ни один из других видов декоративного искусства не может соперничать с костюмом по распространенности и массовости. Эта особенность проявляется в индивидуальности моды, в стремлении человека приспособить ее себе.
 Другая отличительная особенность искусства костюма - его приверженность моде. Ни в одной области творчества таким решительным образом ее влияние и роль не сказываются, как в костюме. Ритм движения моды убыстрился в ХХ веке, достигнув буквально космической скорости и заставляя обновлять посезонно громадные отрасли промышленного производства. Особенно сильное воздействие имеет фактор моды на капиталистическую индустрию. одежды.
 Сложные процессы формообразования и движения моды прослеживаются и в развитии советского искусства костюма. Но преломляются они здесь весьма своеобразно, ибо новый характер социальных отношений, новая социалистическая экономика, идеология и культура диктуют свои особые законы. Формула Н. Ламановой «для кого создается костюм, из чего, для какой цели» стала своеобразным девизом творчества художников советского искусства костюма.

 На фото: 1899 год. Торжественное шествие в Нижнем Новгороде по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. О сословной принадлежности участников позволяет судить прежде всего их одежда - костюмы мещан, чиновников, рабочих, духовенства, форма учащихся. Это редкое фото сделано М. Дмитриевым и хранится в фондах Музея А. М. Горького в Москве.


Проголосовать: 
Категория: Советский костюм | (17.08.2012)
Просмотров: 12337 | Рейтинг: 5.0/1