Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Основы художественного проектирования одежды


13. Основы композиции костюма

КОМПЛЕКТ И АНСАМБЛЬ В ОДЕЖДЕ

  До сих пор рассматривались свойства одежды и различные средства связи ее частей в приложении к отдельным формам одежды, составляющей костюм. Но костюм состоит из целого ряда одежд и ее дополнений, связанных между собой единством назначения, использования его человеком.
  Как же производится подбор и составление всех частей костюма? Определение такого подбора может быть двух видов: комплект и ансамбль.
  Комплект (от латинского слова completus - полный) -, это полный набор одежд и предметов, ее дополняющих, отвечающих определенному назначению.
  Так, по отношению к одежде говорят: дорожный комплект, комплект для пляжа, комплект для службы, спортивный комплект.
  Дорожный комплект в зависимости от сезона и других требований может состоять из пальто, плаща и платья (или жакета), блузки, брюк, юбки. Комплект для пляжа: платье, блузка, шорты, купальник. Комплект для службы: пальто, блузка, юбка, жилет, жакет. Спортивный комплект может состоять из полупальто, куртки, блузки, юбки, брюк. Отдельными комплектами делают и дополнения различного назначения (сумка, перчатки, обувь).
  Одежды, составляющие комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения. Каждая вещь, входящая в комплект, должна быть закончена в своем художественном решении и в то же время быть связана с другими вещами, входящими в комплект.
  На основе подбора комплектов одежды и ее дополнений можно составить костюм определенного назначения и использования. Но достигнуть законченного художественного единства на основе подбора комплектов не удается, так как помимо связи отдельных предметов, составляющих костюм, необходимо их соподчинение. Комплекты не строятся на принципе соподчинения, так как в данном случае важна взаимозаменяемость частей комплекта в зависимости от назначения. Замена одной одежды на другую, взятую из комплекта, не должна нарушать его целостность. Для этого одежды, составляющие комплект, в своем соподчинении должны быть равнозначны между собой, но обязательно связаны назначением и художественным решением.
  На примерах трех разработанных эскизов комплектов показано, каким образом связываются составные части костюма в комплект.

  На рисунке 2 показан эскиз комплекта спортивного типа для молодого человека. Комплект состоит из рубашки, брюк, блузы, короткого пальто, обуви, шарфа. Здесь одежда связана между собой на основе отношений цвета каждой составной части костюма. Рубашка и брюки связаны тождеством цвета - коричневый, темный. Блуза, брюки и рубашка связаны, с одной стороны, контрастом светлоты (блуза светлая, брюки темные) и нюансом коричневых тонов блузы. Шарф связан с блузой нюансом цветового тона, а с пальто контрастностью зеленого тона с оранжевым тоном пальто. Пальто связано с брюками коричневым цветом трикотажной отделки воротника и карманов. Обувь связана тождеством цвета с брюками, рубашкой, отделкой пальто. Кроме того, блуза и пальто связаны нюансом фактуры, а вместе контрастируют с гладкой фактурой шарфа, рубашки, брюк, обуви.

  На рисунке 3 дан эскиз комплекта для девушки, состоящего из пальто с капюшоном, блузы, жилета, брюк (юбки), сапожек, туфель, чулок. Помимо связей, основанных на отношении цвета, фактуры частей костюма, подобных ранее разобранному эскизу, здесь добавлены связи, основанные на ритмическом повторении форм карманов пальто и жилета.

  На рисунке 4 показан эскиз комплекта для девочки подростка. Этот комплект имеет большое количество вещей и может быть использован для прогулки, для дома, на катке. Комплект состоит из: пальто, полукомбинезона, блузы, короткого жакета, сарафана, платка-шарфа и сапожек. Связь частей данного комплекта основана также на отношении цвета частей комплекта и на повторности линий отделки, вытачек, застежки, карманов.
  Таким образом, при разработке какого-либо комплекта определенного назначения надо каждую его часть композиционно решать как законченное произведение, связав при этом все части между собой. Связи частей комплекта строят на использовании отношений и ритмического повторения по каким-либо составным элементам формы: цвету, фактуре, линиям, силуэту и др. Наибольшие возможности организации таких связей имеют отношения: тождества, нюанса и контраста цвета, фактуры и рисунка материала; а также повторность различной отделки и деталей.
  В ансамбле, в отличие от комплекта, и одежда и ее дополнения согласованы и соподчинены между собой, отвечают единому художественному решению и назначению костюма. Ансамбль отличается соподчинением частей костюма, связью с человеком, его деятельностью, обстановкой, временем года, временем дня, окружением природы, города, деревни, интерьером помещения, транспорта.
  В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без его нарушения. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, как главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части также не равнозначны между собой. Все части ансамбля вместе составляют единое целое в котором отдельные предметы взаимно связаны между собой по форме, материалу, назначению.
  Основные средства связи частей костюма в ансамбле те же, что и при составлении комплектов: отношения и ритмика элементов формы, отделки составных частей ансамбля. Но соподчинение этих частей, степень соподчинения их будет различна. Например, ансамбль состоит из платья, пальто, шляпы, обуви, перчаток, сумки, украшений. Какой-то из этих предметов будет главным, а остальные его дополняют, подчеркивают, выделяют.

  На рисунке 5 показан летний нарядный вечерний ансамбль. Платье и пальто сделаны из набивного шифона на чехле из капроновой тафты, шляпа-тюрбан из того же шифона. Перчатки сине-зеленого цвета подобраны в тон платью и пальто. Главная часть этого ансамбля, конечно, платье. Простая форма пальто открывает глубокий вырез платья, подчеркнутого несколькими рядами бус. Значение платья выделено сложностью его формы и зрительным движением, которое создается тюрбаном, бусами и линиями пальто. Тюрбан и перчатки заканчивают ансамбль, создавая замкнутое объемное пространство формы. Как видно из данного примера, все части ансамбля составляют композиционное единство целого и убрать или заменить какую-либо часть без нарушения ансамбля нельзя.

  На рисунке 6 показан летний выходной ансамбль для молодой женщины. Ансамбль состоит из пальто, платья из двух частей, дополненных шляпой, перчатками и туфлями. Весь ансамбль построен на цветовом отношении нюанса и нюансной повторности некоторых линий формы пальто и платья. Шляпа, перчатки и туфли связаны тождеством цвета и повторяют цвет фона ткани платья. В ансамбле главенствует платье, подчеркнутое набивным рисунком «солнышко», которое выделяет его относительно пальто, выполненного из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани мелкой фактуры.
  Повторение по цвету дополнений: шляпы, перчаток, туфель - создает замкнутость объемного пространства формы всего ансамбля.

  На рисунке 7 дан пример ансамбля весеннего выходного костюма для женщины, дополненного шляпой, перчатками, туфлями. Основой ансамбля, его главной частью, является сам костюм. Дополнения связаны с костюмом отношением цветового родства (желто-зеленым), а их цветовое тождество замыкает объемное пространство ансамбля.
  Таким образом, отличительными признаками композиции любого ансамбля одежды являются:

1. Определенность - конкретность назначения всех составных частей ансамбля (человек, его деятельность, окружающая обстановка).

2. Общее художественное стилевое решение составных частей ансамбля (направление моды).

3. Законченное композиционное решение каждой части, как формы.

4. Согласование - связь частей ансамбля между собой.

5. Соподчинение частей ансамбля.

6. Выделение главной части ансамбля и его читаемость.

7. Замкнутость частей ансамбля в единство пространственной формы.

  Замкнутость частей ансамбля, единство пространственной формы создается предметами костюма, завершающими его, закрывающими голову, кисти рук, стопы ног.
  В примерах это были: головной убор (шляпа), обувь, перчатки. К дополнениям, закрывающим указанные части тела человека, относят: платки, чулки, носки и др. Остановиться на этих дополнениях следует потому, что выполняя утилитарное назначение в костюме, они могут выполнять ту же завершающую роль в ансамбле.
  В 1966 - 67 гг. вновь вошли в моду цветные и ажурные женские чулки: синие, красные, зеленые, лиловые и др. Цветовой тон повышает значение чулок в костюме женщины. Платки в ансамбле могут заменять головной убор и также иметь важное значение. Головной убор в ансамбле может компенсироваться прической или каким-либо украшением: лентой, бантом, гребнем и др.
  Перчатки могут быть заменены украшениями: запястьем, браслетами, кольцами. Так многие костюмы народов жарких стран часто завершаются, дополняются браслетами на голове, на руках и ногах.


Проголосовать: 
Категория: Основы художественного проектирования одежды | (23.08.2011)
Просмотров: 19563 | Рейтинг: 0.0/0