Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Сегодня были:
Robertwex, Viktorpar, Lizador, NerusulDift, YugulROg, Tornoa, Keldronsr, FrithjofPn, BramOl, OscarGox, TimothyZek
ГлавнаяВсё о шитье Основы художественного проектирования одежды


14. Форма и образное выражение содержания в костюме

 Художественное проектирование одежды основывается на определении ее функционального и эстетического назначения и использования.
 Как произведение прикладного искусства, костюм должен выполнять практические функции и иметь художественный смысл. Проблема художественной стороны в костюме определяется в основном двумя требованиями:
 1) наличием общественной потребности в том, чтобы костюм служил не только практическим целям, но и художественным;
 2) постановкой определенной художественной задачи и ее образным решением.
  Потребности людей, чтобы одежда, костюм служили художественным целям, подтверждается хотя бы общим желанием носить красивую одежду. А красота предметов, производимых человеком, это уже свойство, присущее художественному произведению прикладного искусства. Известно, что красота предмета, вещи, сделанной человеком, кроется только в соотношении элементов его формы между собой, которое в свою очередь обусловливается соотношением между его формой и содержанием. Содержание костюма не является чем-то постоянным, оно все время меняется, а с его изменением прежние формы перестают ему соответствовать и теряют свою красоту в глазах людей.
  Отыскание новых форм, образно раскрывающих содержание костюма, выявляющих его красоту и красоту человека и является художественной задачей, стоящей перед художником-модельером.
  Поскольку одежда-костюм определяется своим назначением и целями своего использования, то это до некоторой степени диктует ее внешние формы. И все же одно и то же содержание какого-либо костюма можно выражать через разнообразные внешние формы.

ВИДЫ ОБРАЗНОСТИ В КОСТЮМЕ

  Образность в костюме проявляется в основном в двух видах.
1. Когда костюм является самостоятельным объектом, раскрывающим смысл своего содержания, назначения, выражая конкретный художественный образ средствами формы костюма, т. е. когда форма и содержание довлеет над человеком.
2. Когда костюм связан с человеком, составляет с ним одно целое, раскрывает через архитектонику своей формы художественный образ своего назначения, красоту своей формы и красоту человека.
  В первом случае костюм имеет главенствующее значение как выразитель конкретного художественного образа, а человек к нему приспосабливается, лишается своей индивидуальности или перевоплощается.
  Примерами такого рода костюма могут служить различные виды зрелищного костюма: карнавальный, эстрадный, театральный, а также различного рода форменные костюмы ~военная форма, ведомственная форма, униформа).
  Образы, выражаемые карнавальным костюмом, заставляют человека, одевшего такой костюм, перевоплощаться, чтобы усилить выразительность создаваемого костюмом образа или мотива, например образы цветов, бабочки, животного и др.
  Во многих случаях перевоплощение человека подчеркивается маской, закрывающей часть его лица, лишающей его последних черт индивидуальности.
  Эстрадные костюмы, в той же степени содействуя выражению определенного художественного образа, помогают артисту перевоплотиться, донести до зрителя сущность исполняемого произведения, номера, аттракциона.
  Почти такими же свойствами обладают форменный костюм и униформа.
  Форма, униформа, выражая определенный образ, также до некоторой степени лишает человека своеобразия, индивидуальных черт, заставляет воспринимать как один и тот же образ множество людей, одетых в нее.
  Коллекции моделей одежды, когда они предназначены для демонстрации, также приобретают свойства такой самостоятельности. Манекенщица, демонстрируя самые разнообразные модели, каждый раз перевоплощается, приспосабливается к модели с тем, чтобы лучше был виден художественный смысл, выражаемый костюмом.
  Во втором случае костюм связан с человеком и своей формой выражает художественный образ, зависящий от облика конкретного человека, его внешних данных, его деятельности и обстановки. Здесь костюм подчиняется человеку, приспосабливается к нему.
  К такого рода костюмам относят костюмы бытового назначения: домашние, повседневные, нарядные, для отдыха, для службы, а также костюмы спортивного и специального назначения.
  Этими двумя положениями определяются возможные границы выражения образности в одежде-костюме.

ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА-МОДЕЛЬЕРА

  Образное решение какого-либо мотива, помимо определенного составления композиции основных элементов формы костюма, связано еще с условностями явления ассоциации наших представлений об окружающей нас реальной действительности. Ассоциация обусловливается предшествующим опытом связи представлений, благодаря которой одно представление вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.
  Явление ассоциации оказывает большую помощь художнику-модельеру в выражении своих художественных идей.
  Постановка художественной задачи определяется идеей - мотивом или комплексом мотивов, которые являются возбудителями творческого воображения художника. Источники, из которых черпает художник свои различные мотивы, мы уже указывали в разделе «Творческий акт моделирования». Все эти источники представляют собой образы реальной действительности, окружающей или окружавшей нас.
  Образы природы дают бесконечное множество таких мотивов. Фауна и флора с их богатой цветовой гаммой и сочетанием цветов, разнообразием формы, движения, времен года, сам человек - являются неисчерпаемым источником творческих художественных решений костюма.
  Формы предметов бытовых и декоративных - результаты творческой работы человека - могут подсказать художнику те или иные мотивы.
  Мысли о будущей модели одежды могут подсказать и новые материалы: ткани, отделка, фурнитура и др., а также образцы декоративного народного творчества и искусства (керамика, палех, хохлома, вятская игрушка и др.). Образцы народного костюма: его форма, покрой, колорит, орнамент, отделка, качество материалов - все это еще более увеличивает возможность отыскания и выражения мотивов при художественном проектировании современного костюма.
  Примерами образности костюма в его доминирующем значении могут служить образцы карнавальных, маскарадных костюмов. Ниже представлены некоторые эскизы, разработанные по теме «карнавальный костюм».

  На рисунке 8 показаны два эскиза платья, выражающих образно мотивы «бабочки» (слева) и «цветка мака» (справа). Композиционное решение форм этих платьев построено на ассоциации линий и цвета форм бабочки и цветка.
  Форма рукавов, лифа и юбки, рисунок и цвет ткани платья, дополненного шляпкой с кисточками, напоминающими усики, убедительно передает облик порхающей бабочки. Платье предназначено для танцев.
  Другое платье, тоже для танцев, состоит из задрапированного лифа зеленого цвета и красной фигурной юбки, стянутой зеленым поясом. Платье отделано цветком мака и дополнено шляпкой в виде цветка.
  На рисунке 9 показаны костюмы «Картошка» (слева) и «Ракушка» (справа). Платье формы «Картошка» очень простое, дополненное зелеными чулками и длинными перчатками. Платье «Ракушка» сложное по форме, дополнено задрапированной шляпкой из ткани платья.

  Два других эскиза 10 называются «Хлопушка» (слева), «Гармошка» (справа). Эти платья отличаются друг от друга своей практичностью. «Хлопушка» имеет только шуточное, зрелищное значение, так как по своим формам громоздко и не очень удобно для активного веселья. «Гармошка», конечно, тоже шуточный костюм, но в нем свободно можно танцевать, двигаться.
  На рисунке 11 показаны два эскиза на современные темы - шуточный костюм для танцев «Ракета» (слева) и «Марсианка» (справа). Костюм «Марсианка» - платье характерной формы, ассоциирующейся в нашем представлении с различными скафандрами, составленными из подвижных шарнирных частей. Головной убор (шлем) усиливает выразительность «космической» одежды.

  На рисунке 12 представлен эскиз костюма «Кинолента». Костюм «Кинолента» состоит из белой блузки и удобной широкой юбки с рисунком киноленты и портретами героев кино.
  Наконец, на рисунке 13 показаны эскизы сатирических гротесковых костюмов «Слабый пол» (слева) и «Жених» (справа). «Слабый пол» («Жандарм в юбке») - сатира на некоторых женщин, имеющих скверный характер. Забавный образ «Жениха», предлагающего свое сердце, смешит гротескным сочетанием коротких штанов на бретельках, праздничным галстуком и шляпой, украшенной лентами. Как видно из показанных примеров, в карнавальных костюмах выразительность создаваемых образов построена на неизобразительных средствах формы, характерных и для одежды любых других назначений.
  В зрелищном костюме широко используются мотивы, источником которых служат бесчисленные образцы народного и исторического костюмов.
  Исходя из конкретного назначения зрелищного костюма (танцы, хоровое пение, карнавальное празднество и др.), художник может образно выражать характерные черты народного костюма не копируя, а создавая свои, новые, отличные от использованного образца, костюмы, сохраняя в них национальные или этнографические особенности в большей или меньшей степени.

  На рисунках 14 и 15 показаны костюмы для парного танца (дуэт). Мотивами для них послужили образцы народных костюмов Польши. Костюмы являются творческой переработкой образцов, они мало похожи на свой первоначальный источник, но в них сохранены национальные и этнографические особенности, присущие народным костюмам Польши.

  На рисунках 16 и 17 даны эскизы костюмов для участников хоровой капеллы, разработанных по образцам народных женских костюмов северных и центральных областей России. Образность этих костюмов такова, что они не вызывают сомнения в их этнографической принадлежности к указанным областям России.
  Характер образного выражения различных мотивов в одежде иных назначений всегда зависит от специфики ее использования и связи с человеком. Меняются практические требования и вместе с этим меняется характер образности: в одних случаях большее значение придается самому костюму, в других случаях главное значение имеет человек.
  Образное выражение каких-либо мотивов в костюме можно найти почти всегда, но не всегда любой мотив можно выразить в конкретном костюме. Сущность мотива должна согласовываться, быть уместна в костюме определенного назначения.
  Посмотрим, как в одежде бытового назначения (например, женском платье домашнем, повседневном и нарядном) можно образно выразить мотив.

  Все знакомы с традиционной манерой хохломской росписи деревянной утвари: ложек, бочонков, ковшей, шкатулок, мебели. Характерное сочетание цветов росписи: золотистая охра, красный и черный. Так возникает мотив «Хохлома». Художник, вдохновившийся этим мотивом, предлагает свои эскизы различных платьев. На рисунке (приложение 18) показаны эскизы домашних платьев, на рисунке (приложение 19) эскизы одежды повседневного назначения: юбки и блузки, на рисунках (приложения 20 и 21) даны эскизы нарядных и вечернего платьев.
  Образность мотива «Хохлома», выраженного в этих платьях, очень убедительна и не противоречит их назначению, связанного с формой, деталями, отделкой.

  Использование мотивов исторической и народной одежды в современном костюме наиболее целесообразно лишь тогда, когда есть какие-либо совпадения с характером текущей моды. Возможно использование формы исторической и народной одежды или ее деталей, колорита, орнамента и декоративной отделки, их композиционного расположения.


Проголосовать: 
Категория: Основы художественного проектирования одежды | (23.08.2011)
Просмотров: 20470 | Рейтинг: 0.0/0