Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
JaqmesCrunc
Сегодня были:
adolallAdmity, PrikhodkoEl, JaqmesCrunc, Michxealhibra, NikitaDof, AnatoliyLit
Пивные рестораны и пиво бары киева
ГлавнаяВсё о шитье Основы художественного проектирования одежды


2. Процесс моделирования одежды

КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

  Все разнообразие одежд, существующих в настоящее время, можно классифицировать в такой последовательности.
  В зависимости от пола и возраста населения одежду подразделяют на мужскую, женскую и детскую (для мальчиков и для девочек).
  Детскую одежду разделяют по возрастным признакам: на одежду для детей ясельного возраста, одежду для дошкольников, для детей школьного возраста и для подростков (старшего школьного возраста).
  По целевому назначению одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную, зрелищную (для карнавала, выступления на эстраде, в театре).
  Каждую из указанных видов одежды можно разделить на свои группы и подгруппы. Так, бытовую одежду делят на повседневную и нарядную и далее на подгруппы в зависимости от ее использования в различное время дня и для различной окружающей обстановки: утром, днем, вечером, в помещении (дома или в общественном здании), на улице и др.
  Спортивная и производственная одежда различаются в зависимости от вида спорта или производства. Форменную одежду подразделяют на военную, ведомственную и униформу.
  В зависимости от сезона одежду обычно подразделяют на весенне-осеннюю, летнюю и зимнюю. Разделения по сезонам зависят от климатического пояса.
  По способу употребления одежду делят на нижнюю и верхнюю. Нижнюю одежду в основном надевают непосредственно на тело, как например, белье.
  Верхнюю одежду: жакет, пиджак, юбку, брюки и другие изделия надевают и носят поверх нижней одежды.
  В зависимости от материала, из которого изготовляют одежду, ее делят на одежду из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей и тканей из искусственных и синтетических волокон.
  Существующий ассортимент одежды очень обширен, но только в каждом конкретном случае используется тот или иной комплект одежды.

НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ ОДЕЖДЫ

  Совокупность изделий, которыми человек покрывает свое тело, включая также головной убор, обувь, перчатки и другие предметы, называется костюмом.
  Этим же термином «костюм» называют определенный комплект (набор) одежды, как жакет и юбка, или пиджак, жилет и брюки. Аналогично термину «костюм», принятому в первом определении, употребляется слово «туалет». Но значение этого слова несколько иное.
  Туалет - совокупность одежды, обуви, перчаток с предметами, дополняющими, украшающими костюм (украшения, цветы и др.), а также прически и грима.
  Сочетание одежды и предметов, ее дополняющих, подобранных как единое художественное целое, называется ансамблем. Ансамбль одежды должен составлять единое целое с обликом человека, который его носит.
  Слово «ансамбль» употребляется также и в отношении некоторого количества различных предметов, составляющих единое художественное целое.
  Подбор нескольких изделий в законченное единое целое называется комплектом. Комплект может состоять из платья и пальто, костюма и пальто, платья с фартуком, блузки, сарафана и жакета или из платья, полупальто и головного убора из того же материала, что и полупальто и др.
  Набор предметов одежды определенного назначения, сделанных обычно из одного и того же материала, называется гарнитуром (гарнитур белья; шапочка, шарф и перчатки).
  При определении подбора одежды для ряда конкретных случаев употребляют термин «гардероб».
  Гардероб - это набор нужных комплектов одежды и других предметов, их дополняющих в костюме, необходимых для целого ряда случаев, т. е. совокупность всей одежды одного человека и всей семьи.
  Слово «платье» имеет два значения. Во-первых, это вся одежда, кроме белья и обуви. Однако, если термином «одежда» определяются различного рода покровы, которыми человек одевает свое туловище и верхние части конечностей, независимо от вида материала и способа ее выработки, от примитивных передников из травы до сложных по своим формам и покрою современных изделий, то платье - это одежда кроеная и шитая, изготовляемая главным образом из тканей. Во-вторых, в более узком смысле платьем называют верхнюю, главным образом женскую, одежду, изготовляемую из хлопчатобумажных, шелковых, льняных или шерстяных тканей. Платье различают легкое, которое обычно выполняют из одного материала и верхнее, которое шьют из нескольких материалов: верха, подкладки, прокладки и др.
  Слово «модель» по отношению к одежде означает новый по виду, форме, материалу, отделке или другим качествам образец одежды, по которому в дальнейшем изготовляют изделия на швейных фабриках, в ателье или дома.
  Различие в одноименной группе одежды по форме, покрою и другим особенностям называется фасоном. Фасон определяет всю совокупность характерных черт и особенностей модели одежды. Фасон одежды выражается графически в виде рисунка или чертежа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

  Термин «моделирование» происходит от слова «моделировка», что означает лепку - формирование в материале или проработку формы в материале.
  Моделирование одежды представляет собой творческий процесс создания разнообразных моделей одежды, состоящий из двух последовательных этапов: разработки проекта - художественное оформление модели одежды - и выполнения проекта в материале.
  Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, поэтому моделирование ее - одно из важнейших видов прикладного искусства. Моделирование одежды в нашей стране имеет государственное значение. С одной стороны, моделирование одежды является одним из средств удовлетворения растущих потребностей нашего народа в разнообразной, целесообразной и красивой одежде, с другой стороны, служит делу воспитания вкусов наших людей, утверждает красоту социалистической действительности и духовного облика советского человека.
  Таким образом, основные принципы моделирования одежды вытекают из особенностей всех произведений прикладного искусства, представляющих неразрывное единство двух функций: идейно-художественной и общественно-практической.
  Первая функция моделирования одежды - идейно-художественная - вытекает из ее социальной обусловленности. Советское моделирование отличается тем, что у нас художники-модельеры создают модели одежды не для одиночек, не для богатых потребителей уникальной моды, а для народа. Модели разрабатываются с учетом особенностей и запросов различных групп населения. Идеал - модная одежда всем.
  Общественно-практическая функция одежды определяется ее назначением, использованием.
  Условия использования одежды и ее назначение определяют в конечном счете ее форму, материал, из которого она будет выполнена, ее декоративное оформление и отделку.
  Условно разделяют людей, для которых изготовляют одежду, на группы.
  Детей подразделяют на пять групп: ясельная группа, дошкольная, младшая школьная, средняя школьная и старшая школьная группа.
  Мужчин и женщин подразделяют по возрасту - на молодежь, людей среднего возраста и пожилых; по росту - на низкорослых, среднего роста и высоких; по полноте - на малую, среднюю и большую полноты.
  При моделировании одежды необходимо учитывать гигиенические и утилитарные требования, предъявляемые к ней.
  Утилитарные требования к одежде заключаются в удобстве одежды при носке в каждом конкретном случае.
  При моделировании художник должен исходить из материалов, вырабатываемых промышленностью в массовом количестве, создавать модели одежды строго на основе экономических возможностей промышленности и торговли.
  Художник-модельер должен иметь представление о возможностях фабрик, для которых он в основном создает свои модели, так как только благодаря им его творческая работа будет практически реализована.
  Модели, очень дорогие или выполненные из уникальных материалов, не будут жизненны.
  В связи с этим перед моделированием одежды стоят следующие основные задачи.

1. Развитие направлений моды.
2. Воспитание и развитие вкуса советских людей на основе пропаганды идейных, художественно оформленных моделей одежды. Создание нашей демократической моды.
3. Удовлетворение потребностей трудящегося населения города и деревни в разнообразной и красивой одежде.
4. Расширение существующего ассортимента различных видов одежды.
  Разработка новых видов и форм одежды, отвечающих новым формам трудовой и других видов деятельности советских людей (служба, работа, спорт и др.).
5. Разработка применения и целевого использования в швейной промышленности новых перспективных материалов, тканей, отделок.

  Решение этих задач, стоящих перед моделированием, возложено на творческие коллективы Домов моделей в крупнейших центрах страны: Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси, Минске, Ташкенте и др.
  Таким образом, моделирование одежды стало у нас самостоятельной отраслью швейной промышленности: Ведущую роль в деле моделирования одежды играет Общесоюзный Дом моделей одежды, который осуществляет также методическое руководство в области моделирования одежды Домами моделей и различными лабораториями на швейных предприятиях.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

  Нельзя стать художником, только изучив закономерности художественного оформления и овладев необходимыми техническими навыками.
  Каждый человек может научиться, например, рисовать или писать, передавать посредством рисунка или письма видимые объекты, явления и др., но, чтобы стать художником или писателем, необходимо, помимо технического умения, прежде всего иметь способность мыслить художественными образами.
  Чрезвычайно важно воспитание определенных навыков, развивающих наблюдательность, воображение и самую способность мыслить образами.
  Отвечая на вопрос, в чем заключается своеобразие художественного мышления, обычно ограничиваются указанием на то, что результаты художественного мышления обнаруживаются не в логичных выводах, а в конкретных образах. На эту особенность искусства указывал еще Белинский. Сравнивая ученого-мыслителя и художника, он отмечал, что «один доказывает, а другой показывает и оба убеждают, только один логическими доводами, другой картинами». Отличие искусства от науки не в содержании, а в способах обрабатывать данное содержание. Философ говорит силлогизмами, ученый понятиями, а художник образами и картинами об одном и том же.
  Но что значит мыслить образами? Это значит уметь конкретно (образно) воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственной представлению в возникновении ассоциаций, в которых используется жизненный опыт и творческий дар художника.
  Представление, т. е. воспроизведение в сознании ранее воспринятых (виденных) предметов, явлений имеет ряд отличий от непосредственного восприятия.
  В представлении предметы, явления обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию, но они являются уже в какой-то мере (степени) обобщенными образами реальной действительности (предметов, явлений).
  Воспроизводя ранее виденный предмет, представление отражает его не во всех деталях (как при непосредственном восприятии), а осуществляет уже какой-то отбор наиболее характерных, важных для данного предмета, свойств и признаков. Второстепенные свойства и признаки, не имеющие существенного значения при создании правильного образа предмета, опускаются, отбрасываются.
  Эта особенность представления, его обобщенность и в то же время конкретность и есть то основное, что характерно для творчества художника. В представлении может быть использован, воспроизведен весь прошлый жизненный опыт художника, а для творчества это очень важно.
  На основе образных представлений осуществляется фантазия, вымысел, как результат произвольных комбинаций в представлении отдельных частей, качеств, свойств ранее воспринятых предметов, явлений.
  Развитая фантазия имеет совершенно особое значение для художника по костюму.
  Нетрудно представить себе пейзажиста или портретиста, который может достичь немалых успехов, передавая то, что он видит перед собой, если, конечно, в его передаче будет видно умение достаточно верно оценить изображаемое, наблюдательность, точность и вкус.
  Для художника по костюму всего этого мало, потому что для выполнения эскиза нового, еще не существовавшего костюма, нужна развитая, богатая фантазия.
  Любой заданный эскиз, например, карнавального костюма, костюма из сказки поставит человека с неразвитой фантазией в трудное, а то и безвыходное положение.
  Воспринимая идею, мысль, явление и стремясь понять их, художник, прежде всего, стремится представить себе предмет суждения в виде образа. В этом случае один человек представляет образ ярко и прочувствованно, другой туманно и расплывчато. Это уже зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, но образность и эмоциональность (определенное личное отношение) всегда должны быть. И чем больше умение (способность) образно выразить мысль, идею в своем произведении (модели) в понятных формах,.тем значительней талант человека как художника.
  Произведения искусства воздействуют на чувства и рассудок человека. В процессе создания художественного произведения должны участвовать и рассудок, и чувство художника. Неосознанное, интуитивное творчество, основанное только на чувстве,- это путь случайностей, по которому приходится идти ощупью.
  С другой стороны, творчество только рассудочное, холодное, несмотря на техническое мастерство исполнения, неспособно волновать зрителя, воздействовать на него эмоционально, так как лишено чувства художника.
  Возникновение замысла (идеи) произведения (костюма) у художника появляется в результате наблюдения и оценки
реальной действительности. Только на основе виденного, определенных впечатлений, переживаний создаются действительно художественные произведения.
  Как протекает процесс творчества?
  Обычно у художника в результате накопленного материала, виденного, пережитого возникает та или иная идея. Постепенно или сразу эта идея в силу особенности мышления художника, стремления к обобщению, выявлению характерного и типового, воплотится в художественный образ, может быть сначала еще расплывчатый, неясный. Перед художником тотчас же возникает вопрос, для кого он будет делать свое произведение, какие задачи оно будет выполнять и др.
  Решение этих вопросов в какой-то степени определяет материал, те средства, которыми надо пользоваться для выполнения работы. Под влиянием всех этих факторов неясный еще в начале образ приобретет уже большую конкретность. Тема, задание, как развитие идеи, должна воплотиться в форму, которая явится наилучшим выражением замысла. Перед исполнением своего произведения художник должен решить следующие вопросы.
1. Какова сущность идеи произведения (костюма) и что оно выражает?
2. Для кого предназначается?
3. Каково назначение произведения?
4. Какую форму целесообразно придать произведению, чтобы оно отвечало своему назначению?
5. Какое композиционное решение следует применить для раскрытия идеи (т. е. какое объемное, цветовое, фактурное и др. решение надо дать)?
6. Какие материалы и средства надо применить для выполнения произведения?
  Следует отметить, что в практике можно встретить художников, у которых ответ на все эти вопросы возникает сразу в представлении в совершенно законченном (выясненном) виде. Эту способность учитывать сразу многие черты, определяющие произведение, можно в себе развить.
  Среди художников известен термин «думать в материале», под которым подразумевают способность мыслить образами, не отделяя их от средств выражения, а органически, слитно. Такая цельность творческого процесса часто бывает тогда, когда художник выбирает те задачи, которые ему особенно близки по характеру его дарования.
  При разработке задания или темы художник-модельер может исходить из различных источников, декоративных мотивов. Это могут быть:
образы природы (сочетание цвета, форма, движение, сам человек);
образцы прогрессивного (классического) декоративного искусства;
образцы народного творчества, народного костюма, тканей, керамики и др;
явления и события действительности;
образцы культуры и творчества народов зарубежных стран;
новые материалы, разработанные промышленностью;
личные переживания и ощущения художника;
впечатления от личности и индивидуальности человека.
  Очень большую работу выполняет художник по сбору первичного материала, его организации и изучению (зарисовка костюмов, декоративных деталей, отделки, покроя и др.).
  Следует помнить, что первичный материал - это основной фонд, который художник сможет потом использовать при решении какой-либо темы или задания по разработке модели одежды или костюма.
  Нельзя надеяться на свою память. Все интересное, важное надо записывать, зарисовывать в отдельных блокнотах с указанием источников. Надо записывать все свои соображения и впечатления в период подготовки.
  Самое главное в процессе сбора первичного материала - это не только познание его, но и стимуляция мыслей, идей, образов. Процесс сбора первичного материала создает благоприятные условия для возникновения самостоятельных мыслей. И в этом случае предварительный сбор и поиски материала в жизни, природе, в книгах, музеях, журналах может стать источником оригинальных ассоциаций и замыслов.


Проголосовать: 
Категория: Основы художественного проектирования одежды | (16.08.2011)
Просмотров: 27368 | Рейтинг: 3.2/8