Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Основы конструирования одежды


30. Разработка новых моделей одежды

Работа деталей одежды

 При носке одежды детали и соединяющие их швы подвергаются простым и сложным нагрузкам постоянного и переменного характера. Наблюдения [17, 16, 19] показали, что в процессе носки гражданской и военной одежды на нее воздействуют многократные, сравнительно небольшие по величине нагрузки, вызывающие различные деформации на разных участках одежды. На участках, где размеры тела меньше размеров одежды, материал располагается свободно, образуя складки, изгибы и т. п. На участках, где размеры тела временно оказываются больше размеров одежды, материал испытывает растяжение.
 В работах [16, 17] выявлены участки наибольшей деформации тканей. Это шов проймы в средней и особенно нижней части, а также верхняя зона бокового шва, т. е. участки, непосредственно прилегающие к линии груди, где отмечается наибольшее изменение размеров тела [18].
 Необходимо иметь в виду, что исключение деформации материала одежды не всегда гарантируется достаточным припуском на свободное облегание. Это объясняется тем, что работа материалов в одежде зависит не только от соотношения размеров одежды и тела, но и от конструкции одежды. В частности, большое значение имеет наличие такой детали, как рукав, особенно, если он не может свободно перемещаться вдоль руки.
 Многократное действие небольших растягивающих нагрузок вызывает усталость материалов, которая проявляется в образовании на деталях выпуклостей в области колен, локтей, карманов и др. Вследствие деформации ухудшается внешний вид одежды и может произойти разрушение ткани. Для длительного сохранения размеров и формы одежды необходимо, чтобы ее материалы обладали достаточными упругими свойствами.
 Для уменьшения неравномерности деформации материалов одежды в процессе носки перед конструкторами стоит сложная задача создания такой конструкции одежды, при носке которой материалы работали бы на всех участках примерно в равных условиях. Для этой цели в местах наибольших деформаций предусматриваются промежуточные детали, воспринимающие на себя часть нагрузки: бортовая прокладка в полочках, долевики в карманах, подкладка брюк и т. д.
 От соприкосновения с телом, другими слоями одежды и наружными предметами детали одежды испытывают трение, вследствие чего происходит износ материалов одежды и его разрушение. Установлено [11, 19], что износ происходит не одновременно по всей поверхности изделия, а сначала в отдельных, наиболее уязвимых участках при малом износе остальных частей изделия. Анализ износа костюма показывает, что быстрее всего ткань разрушается: в брюках - на сгибах низа, в поясе (в месте соприкосновения с пряжкой ремня), на коленях, карманах; в пиджаке - на сгибах низа рукавов, борта, низа пиджака, карманах, с внутренней стороны воротников, в локтевой части рукавов; в нательном белье - на сорочках в верхней части спинки; на кальсонах - под карманом верхней одежды, на коленях, а также у среднего шва.
 При разрушении ткани в одном или нескольких местах изделие становится непригодным для дальнейшей эксплуатации.
 Обследование 445 брюк и 24б пиджаков, проведенное ЦНИИШП [19], показало, что брюки изнашиваются гораздо быстрее, чем пиджаки. Ориентировочные сроки носки брюк от 2 мес. до 3 лет, причем около половины всех брюк (42%) имели срок носки от 6 мес. до 1 года. Сроки носки пиджаков от 6 мес. до 3 лет.
 Исходя из того, что разрушение ткани в верхней одежде происходит в основном по сгибам, следует сделать вывод, что для повышения износоустойчивости мужского костюма необходимо прежде всего повысить износоустойчивость сгибов, например защищая их тесьмой. Износоустойчивость тесьмы должна быть выше, чем ткани, с тем чтобы сгибы изнашивались не раньше наступления полного износа костюма[19]. В частности, применение тесьмы было рекомендовано ЦНИИШП для следующих участков: по всему периметру сгибов низа брюк и рукавов, а также в боковых карманах вместо обтачек.
 Для повышения износоустойчивости других участков костюма (пояс, шаговый клин, зоны колен и сидения в брюках) необходимо изменить их конструкцию (применение наколенников и т. п. в производственной одежде).
 Одним из путей повышения долговечности меховой одежды является раскрой шкурок с учетом топографии износоустойчивости волосяного покрова: носкость изделий, изготовленных из более равнопрочных частей, может увеличиться на 15 - 20% [14].
 Износ подкладки происходит от трения о белье, часто влажное от пота. Отмечается низкая износоустойчивость существующих тканей подкладки [19]. Износ ее, как правило, наступает раньше, чем изнашиваются детали верха. Часто до наступления разрушения ткани верха подкладку полностью или частично заменяют. Последовательность разрушения подкладки: нижняя часть рукавов, места расположения карманов, локтевая часть рукавов, нижняя часть подкладки. Подкладка брюк разрушается на коленях от совместного действия растягивающих и истирающих усилий, а также в местах расположения карманов. Часто наблюдается разрушение мешковины.
 Повышение износоустойчивости подкладки - очень важная задача. ЦНИИШП подсчитано, что новые виды подкладочных тканей должны иметь срок носки не менее 2 лет, т. е. равный среднему сроку носки тканей верха.

Жесткость одежды

 Одежда различного назначения обладает различной жесткостью. На жесткость одежды в целом и ее отдельных деталей влияет способ скрепления, но основное влияние оказывает жесткость материалов одежды.
 Для придания жесткости отдельным деталям одежды (полочкам, воротникам, низкам рукавов) используют прокладки, соединяемые с деталями верха ниточным или клеевым креплением.
 Вопросы оптимальной жесткости деталей одежды мало изучены. При малой жесткости в отдельных случаях оказывается недостаточно устойчивой форма одежды; повышенная жесткость затрудняет движения, уменьшает износоустойчивость деталей одежды, особенно по сгибам, мешает придавать изделию требуемую объемную форму. Например, при использовании в качестве теплоизоляционной прокладки поролона, обладающего высокой жесткостью, изделия плохо облегают фигуру, вследствие чего повышается вентилируемость одежды. Поэтому при конструировании зимних пальто с применением поролона рекомендуется предусматривать плотно застегивающийся воротник, пояс и т. д. Для снижения жесткости прокладки из поролона ее рекомендуется делать из двух слоев по 3 - 4 мм каждый. При этом один слой рекомендуется ставить по всей длине изделия, а второй - только на 2/3 его длины. На рукавах зимней одежды в условиях умеренного климата двойной слой поролона целесообразно ставить только на верхних половинках [4].

Экономичность конструкции одежды

 Одним из факторов, определяющих рациональность конструкции одежды, является ее экономичность, выражаемая себестоимостью. Снижение себестоимости одежды - одна из важнейших задач швейной промышленности.
 Швейные изделия относятся к числу материалоемких изделий, так как стоимость основных и вспомогательных материалов в общей себестоимости одежды составляет 80 - 90%. Уменьшение расхода материала только на 1% дает возможность сэкономить в масштабах швейной отрасли (на 1963 г.) свыше 80 млн. руб. [20].
 Устранимыми потерями ткани, по данным ЦНИИШП [20], являются: межлекальные потери в раскладках 0,5 - 1,0%, потери по длине полотен ткани 0,1 - 0,2%, потери по ширине настила 0,2 - 0,5%, нерациональные (уценяемые) остатки 0,1 - 0,2%
 Основную часть нормы расхода ткани в одежде составляет площадь деталей. Использование рациональной конструкции деталей, разработанной на основе новых, более точных методов конструирования, исключение лишних швов в одежде, припусков на уточнение деталей и т. д., позволяет уменьшить расход тканей на верхнюю одежду в среднем от 1 до 3%.
 Для оценки экономичности вновь создаваемых принятых для массового производства моделей одежды Домам моделей дано указание разрабатывать отправные нормы с приложением зарисовок раскладок лекал.
 Одни и те же детали одежды можно изготовить из различных материалов, имеющих различную стоимость. Например, вместо дорогостоящей льняной бортовой прокладки все шире применяют прокладки из флизелина, стоимость которого в несколько раз дешевле стоимости льняной бортовки.
 В теплозащитной одежде спортивной, мужской и детской дорогостоящий ватин должен уступить место прокладкам из поролона, имеющего наряду с другими преимуществами низкую стоимость и т. д.

Технологичность конструкции одежды

 Одним из важных требований, которое необходимо учитывать при проектировании одежды массового производства, является технологичность конструкции одежды.
 Под технологичностью конструкции одежды понимается такое конструктивное решение деталей, узлов и изделий в целом, которое позволяет при их изготовлении в условиях массового производства использовать наиболее совершенную технологию обработки при высокой производительности труда и высоком качестве продукции.
 Технологичность конструкции одежды зависит от таких факторов, как конструктивная и технологическая преемственность моделей, типизация, унификация и стандартизация элементов конструкции изделий, усовершенствование конструкции и др.
 Конструктивная и технологическая преемственность моделей выражается в том, что в новой модели применяют конструкции деталей и узлов, ранее разработанных и освоенных в производстве.
 Большое значение при этом придают разработке на одной конструктивной основе нескольких моделей одежды («семейства моделей») .
 Сущность метода моделирования на одной конструктивной основе заключается в неизменяемости в пределах данного комплекта моделей основных деталей: полочек, спинок, рукавов в сопряженных узлах (местах соединений) при максимальном разнообразии внешнего вида изделий. Разнообразие достигается посредством использования воротника, карманов, застежки различной формы, разнообразных отделок, применением тканей разных цветов и т. д. При этом конструкцию основных деталей (спинки, полочки, рукава), а также промежуточных деталей: подкладки и прокладки разрабатывают один раз на несколько моделей. Техническое размножение лекал основных деталей производится также только один раз.
 Этот метод был впервые применен некоторыми Домами моделей СССР еще в б0-х годах [21, 22]. В настоящее время работы по моделированию на одной конструктивной основе проводятся Домами моделей: Московским, Ленинградским, Киевским, Горьковским, Минским и др., а также экспериментальными цехами фабрик и опытно-техническими лабораториями [23 - 26, 28]. В ГДР, Чехословакии и других странах этот метод считают одним из прогрессивных направлений в моделировании и конструировании одежды.
 Использование единых конструктивных основ при проектировании новых моделей одежды позволяет значительно расширить ассортимент, в несколько раз сократить трудовые затраты на разработку чертежей и технической документации, облегчить запуск новых моделей в производство и на 30 - 40% сократить затраты времени на их освоение [26]. Одновременно с этим повышается качество изделий, так как новые модели имеют аналогичную технологическую обработку основных узлов: рукава, спинки, прокладочных деталей, подкладки, монтажа изделий.
 Типизация предполагает сведение разнообразных конструкций изделий к минимально необходимому количеству типов (типовых конструкций) определенных размеров, форм и качества.
 Количество типовых конструкций зависит от вида одежды. Например, в группе женской верхней одежды их будет больше, чем в группе мужской одежды.
 Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных форм деталей и узлов внутри каждого типа к единообразию без ущерба для качества, внешнего вида изделий и интересов потребителей.
 Нормализация и стандартизация сводятся к установлению единых норм по величинам измерений отдельных элементов конструкций унифицированных деталей одежды. Под стандартизацией при этом понимают не механический отбор устоявшихся усредненных характеристик на основе научного анализа, а выбор и закрепление оптимального решения [27].
 Незначительные, ничем не оправданные отличия в конструкции и размерах однотипных деталей, не влияющие на внешний вид изделий, серьезно осложняют работу экспериментальных и раскройных цехов фабрик по подготовке новых моделей к запуску в производство, а в швейных цехах не позволяют не только автоматизировать производство, но даже применять средства малой механизации*. Этих недостатков может не быть при унификации деталей.
 Унификации должны подвергаться как основные детали (спинки, полочки, рукава), так и мелкие детали, особенно детали, не влияющие на внешний вид одежды (обтачки, мешковины карманов, клапаны, листочки и т. д.).
 На основе большой работы по унификации основных деталей верха, подкладки, прокладок и деталей карманов мужских костюмов, проведенной Ленинградским Домом моделей (ЛДМ) [23], составлены альбомы унифицированных деталей. Пример унификации основных деталей пиджака приведен на следующей странице.
 Количество типовых форм карманов: верхнего, бокового и внутреннего в пиджаке, бокового и заднего кармана в брюках - было определено ЛДМ, исходя из направления моды на 1964/65 г. Так, боковой карман пиджака имеет всего две формы: прямую и наклонную, отличающиеся между собой по расположению на полочках и по форме клапанов.
 Исходя из двух типовых форм боковых карманов, унифицирована форма клапанов (две для прямого кармана: для однобортного и двубортного пиджака и одна для наклонного кармана). Например, клапан прямого кармана строят так, чтобы его передний срез был вертикальным, а задний срез проводят под прямым углом к линии прореза кармана. У клапанов для однобортных пиджаков передний угол имеет закругление, соответствующее по своей форме закруглению низа борта. Клапан наклонного кармана строят так, чтобы его верхний и нижний срезы были расположены под углом к вертикальным боковым срезам (рис. V-3, а).
 Унифицированы также форма обтачек, подзоров и мешковин (рис. V-3, б, в, г). Долевик не зависит от формы кармана, поэтому имеет только одну форму.

 Нормализацию измерений унифицированных деталей карманов производят по группам размеров независимо от полнот и ростов. К первой группе относятся размеры 44 - 50, ко второй - 52 - 62, при этом упрощается техническое размножение лекал всех мелких деталей карманов. Длина клапана, обтачки, подзора, долевика, а также ширина мешковины не изменяются в пределах размеров своей группы. Ширину этих деталей (в мешковине - длину) устанавливают единой для всех размеров, ростов, полнот и моделей. Расчеты к построению унифицированных мелких деталей карманов даны в [23].
 ЛДМ унифицировано также построение деталей подкладки и бортовой прокладки (рис. V-4). Чертежи деталей подкладки и изготовление лекал-эталонов производят не на каждый фасон, а один раз в сезон на разные полноты и силуэты.
 Построение чертежа и изготовление бортовой прокладки, так же как и подкладки, производят один раз в сезон, раздельно для однобортных и двубортных пиджаков, независимо от силуэта модели и полноты, в которой она изготовляется.
 Аналогичные работы были проведены ленинградской швейной фабрикой «Красная работница» [28] по унификации деталей мужских сорочек (рис. V-5) и Одесским швейным объединением имени Воровского [26] по унификации деталей костюмов для мальчиков и др. Использование унифицированных деталей в различных комбинациях позволяет создавать различные модели, отличающиеся друг от друга по внешнему виду.
 Унификация возможна не только деталей одежды, но и объемной формы изделий по типам. Это относится в первую очередь к ведомственной, а также к мужской верхней одежде. Унификация объемной формы одежды будет способствовать механизации влажно-тепловой обработки изделий, позволит унифицировать подушки прессов для формования объемных деталей (полочек пиджаков, пальто, задних половинок брюк и др.) и объемную форму паровоздушных манекенов для формования готовых изделий.
 Одновременно с унификацией форм деталей, нормализацией и стандартизацией их размеров должны решаться вопросы унификации и нормализации методов технологической обработки.
 Усовершенствование конструкции ряда деталей и узлов одежды производится за счет исключения лишних швов (по краю борта, воротника, переднего шва рукава и т.д.), упрощения формы отдельных деталей.
 Без ущерба для качества, внешнего вида изделий и интересов потребителей конструктор должен выбрать более рациональное конструктивное решение того или иного узла или изделия в целом, использовать стандартные детали и т д., что позволяет механизировать и автоматизировать процессы технологической обработки изделий. При отборе и утверждении новых моделей одежды для швейных фабрик должны учитываться возможность изготовления в одном потоке изделий разных покроев и фасонов, а также конструктивная и технологическая преемственность при замене одних моделей другими.
------------------
* Например, на ленинградской фабрике «Красная работница» до 1959 г. выпускались мужские верхние сорочки, в которых только воротники имели 40 разновидностей отлетов и 9 разновидностей стоек. В то же время в готовом виде изделия почти совершенно не отличались друг от друга [28].

ЛИТЕРАТУРА

4. Колесников П.А. Теплозащитные свойства одежды. Изд-во «Легкая индустрия», 1965.
11. Эксплуатационные свойства тканей и современные методы их оценки, под общей ред. П.А. Колесникова. Ростехиздат, 1960.
14. Церевитинов Б.Ф. Научные основы товароведения пушно-меховых товаров. Автореферат диссертации, МТИЛП, 1965.
16. Панкова Л.Н. Исследование величины и распределения усилий растяжения тканей при эксплуатации одежды. Диссертация МТИ, 1951.
17. Бузов Б.А. О методах измерения деформации растяжения ткани в одежде. Научные труды МТИЛП, 1959, № 12.
18. Бузов Б.А. Анализ распределения увеличений размеров тела при движениях человека для проектирования одежды. Научпые труды МТИЛП, 1960. № 17.
19. Гущина К.Г. К вопросу о повышении износоустойчивости мужского костюма. Научно-исследовательские труды ЦНИИШП, Гизлегпром, 1957, № 6.
20. Полнее использовать резервы. Журн. «Швейная промышленность», 1963, № 6.
21. Кошелев Г.Г. Новый метод изготовления лекал. «Легкая промышленность», 1952, № 8.
22. Прогрессивный метод моделирования забыт незаслуженно. Журн. «Швейная промышленность», 1961, № 4.
23. Царев Н.И. Смирнов М.И., Кудряшов В.Н. Унификация конструкции деталей мужского костюма. Новая техника и технология швейного производства, вып. 10, Л., 1963.
24. Титова С.С. Моделирование и конструирование в условиях массового производства. Журн. «Швейная промышленность», 1961, № 2.
25. Косова Т.В. Моделирование и конструирование одежды в условиях фабрики. Журн. «Швейная промышленность», 1961, № 4.
26. Каплан В.М., Туркенич М.М. Опыт создания одежды из унифицированных деталей. Журн. «Швейная промышленность», 1964, № 3.
27. Методика и практика стандартизации. Изд-во Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, М., 1965.
28. Капицина О.Л., Егорова Н.И. Унификация деталей верхних сорочек, серия «Швейная промышленность», вып. 4, Л., 1962.



Проголосовать: 
Категория: Основы конструирования одежды | (05.05.2012)
Просмотров: 15646 | Рейтинг: 0.0/0