Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье Основы конструирования одежды


33. Типовое проектирование одежды

Характеристика типовых конструкций женской верхней одежды

 Женскую верхнюю одежду можно разделить по следующим признакам: по силуэту - на прилегающую, полуприлегающую, прямую и свободную; по количеству продольных швов - на двухшовную, трехшовную и шестишовную; по покрою рукава - с втачным, цельнокроеным и рукавом реглан.

 Указанные признаки покроя могут встретиться в различных сочетаниях. Поэтому количество типовых покроев, типовых конструкций женской одежды значительно больше, чем мужской одежды.

 В различные периоды времени отдельные признаки покроя встречаются чаще, другие реже, одни признаки лучше сочетаются друг с другом, другие хуже. Поэтому в каждый период времени количество наиболее распространенных типовых покроев бывает сравнительно невелико. Так, рукава реглан и цельнокроеные хорошо сочетаются только с прямым и свободным силуэтом. Та или иная форма покроя рукава в зависимости от моды может временно не применяться или видоизменяться.

 Одним из основных признаков покроя, формирующих объемную форму и силуэт одежды, является,количество продольных швов на спинке и полочке.

 Наиболее распространены жакеты и пальто, имеющие три продольных шва: два боковых и средний шов спинки.

 Основное отличие двухшовных изделий от трехшовных состоит в отсутствии среднего шва спинки. Изделия с двумя продольными швами (двухшовные), так же как и с тремя (трехшовные), могут быть различными по силуэту. Однако наиболее технологичными в обработке следует признать двухшовные изделия прямого силуэта. В прилегающих и полуприлегающих изделиях для создания необходимого прилегания по линии талии при обработке целой спинки необходимо обрабатывать вытачки, а если они не предусмотрены моделью, то выполнять влажно-тепловую обработку.

 Шестишовная одежда имеет помимо двух продольных боковых швов еще четыре шва: два на спинке и два на полочке. Эти швы располагаются симметрично линии середины спинки и линии полузаноса. Шестишовные жакеты и пальто обычно не бывают прямого силуэта. Дополнительные швы имеют не только декоративное, но и конструктивное значение, так как их используют для придания формы изделиям прилегающего и полуприлегающего силуэтов. В шестишовных изделиях передние вытачки на полочках, а также вытачки на спинке не проектируют, так как их заменяют швы.

 Застежка в женских изделиях может быть: однобортная и двубортная. Однобортная застежка может в свою очередь быть центральной (когда пуговицы пришивают по линии полузаноса) и смещенной.

 Ширина бортов в однобортных изделиях: жакете - 2 - 4 см, пальто - 4 - 6 см; в двубортных: жакете - 6 - 8 см, пальто - 8 - 10 см. Ширину правого борта в изделиях с центральной застежкой устанавливают такой же, как в однобортных изделиях; левую полочку обычно делают на 3 - 4 см шире правой, чтобы не было расхождения полочек внизу при ходьбе.

 В женской одежде труднее дать характеристику типовых покроев, чем в мужской, вследствие большей ее изменчивости, поэтому ограничимся лишь краткой характеристикой некоторых покроев женских жакетов и пальто, которые можно рассматривать как типовые, встречающиеся с теми или иными изменениями всегда.

Пальто и жакет полуприлегающего и прилегающего силуэтов

 На рис. V-16 показана конструкция трехшовного жакета, который может быть в зависимости от величины припуска на свободное облегание по линии талии прилегающего или полуприлегающего силуэта. Конструкция трехшовного жакета имеет много общего с конструкцией пиджака. Основные конструктивные отличия следующие: верхняя вытачка на полочке, больший раствор передней, боковой вытачек и в боковом шве, иная форма среднего среза спинки. Иногда на спинке по линии талии также может быть вытачка (на рис. V-16, а показана штриховыми линиями).

 Типовой формой бокового кармана в жакетах этого вида является поперечный прорезной карман с клапаном или в рамку. Наклон кармана может меняться в зависимости от модели. Длина прореза кармана меньше, чем в пиджаке (14 см для 48 размера).

 В настоящее время конструкция трехшовного жакета несколько изменилась: вместо боковой вытачки делают отрезной бочок (на рис. V-15, а показан штрихами), иногда отдельной деталью выполняют и верхнюю боковую часть полочки. В этом случае верхнюю вытачку перемещают несколько ближе к срезу проймы, а внизу ее соединяют с передней вытачкой (как на рис. V-15, б).

 Типовой формой рукава для жакета является втачной двухшовный рукав (рис. V-16, в), отличающийся от рукава пиджака расширенной верхней половинкой и более узкой нижней [35 - 37].

 Конструкция шестишовного жакета показана на рис. V-15, б.

 Положение переднего декоративного шва на плечевом срезе и линии груди полочки определяется положением верхней вытачки: на плечевом срезе на расстоянии 5 - 6 см от вершины горловины, на линии груди на расстоянии 11 - 13 см от линии полузаноса. На линии талии шов смещают на 1,0 - 1,5 см в сторону линии полузаноса, чтобы создать зрительное впечатление сужения изделия по талии. На линии низа, наоборот, этот шов отводят на 1,0 - 1,5 см в сторону бокового шва. Положение декоративного шва спинки на плечевом срезе определяется положением переднего декоративного шва. При этом декоративный шов используют вверху как вытачку для создания выпуклости в области лопаток (раствор вытачки 2,0 - 2,5 см). На линии талии шов располагают от средней линии спинки на расстоянии 6 - 6,5 см, на линии низа - на расстоянии 7,5 - 8,0 см.

 «Классическая» форма шестишовных изделий в последние годы видоизменилась, уступив место полуприлегающим жакетам и пальто с расположением декоративных швов на спинке и полочке не от плечевых срезов, а от проймы. Одним из примеров таких изделий является довольно широко распространенная в 60-х годах конструкция пальто, получившая название «редингот»* (рис. V-17). Характерным для изделий этого покроя является расширяющийся книзу силуэт по боковым швам и некоторое прилегание (приталенность) спереди и сзади, создаваемое за счет вытачек в декоративных швах спинки и полочки. Иногда полуприлегающий силуэт спереди сочетается со свободной спинкой.
------------------
* Редингот (фр. redingote, англ, reding coat дословно: сюртук для верховой езды) - длинный сюртук особого покроя.

Пальто и жакет прямого силуэта с различным покроем рукава

 Прямой силуэт широко используют при моделировании и конструировании женской одежды. Иногда он несколько видоизменяется, например несколько сужается или расширяется книзу. Однако основой для разработки конструкции суженных и расширенных книзу изделий остается базовая конструкция прямого силуэта.

 Пальто и жакет с втачным рукавом (рис. V-18) имеют следующие особенности.

 В соответствии с силуэтом боковой шов не должен быть виден со стороны спинки, поэтому он смещен к середине проймы. При прямом силуэте можно рекомендовать для размеров 44 - 56 конструкцию пальто без боковых швов и без среднего шва спинки. Скос средней линии спинки равен 1,5 - 2,5 см. Пальто и жакет могут быть однобортными и двубортными и иметь карманы, воротники и рукава различной конструкции. Могут использоваться элементы, придающие изделию спортивный характер: кокетки, пояса, накладные карманы и т. п.

 Пальто реглан (рис. V-19) по своей конструкции в женской одежде сходно с мужской.

 Особенностью проймы полочки женских изделий с рукавом реглан является верхняя вытачка, если она по модели расположена от плечевого среза полочки.

 В зависимости от силуэта и модели рукав реглан может быть широким или узким с большим или меньшим углублением проймы. Обычно в одежде, более плотно прилегающей, рукав делают с меньшим дополнительным углублением проймы (1 - 2 см), что облегчает подъем руки. При прямом силуэте рукав может быть шире, а величина дополнительного углубления проймы достигать 2 - 4 см.

 В двухшовном рукаве реглан имеются верхний и нижний швы, в одношовном рукаве верхний шов заменяется большой вытачкой в верхней части рукава.

 Встречается также покрой, когда верхние участки рукава заходят на плечо, но не доходят до горловины. Такой покрой называют «полуреглан» (на рис. V-19 показано штриховыми линиями).

 Пальто и жакеты с цельнокроеным рукавом (рис. V-20) отличаются тем, что рукав составляет единое целое со спинкой и полочкой, что придает лифу мягкую форму. Цельнокроеный рукав имеет два шва: верхний и нижний.

 Величина дополнительного углубления проймы зависит от модели, в среднем она равна 3 - 6 см. Вершину бокового шва на линии проймы обычно располагают посередине. Для того чтобы не стеснять движения рук, на спинке и полочке делают подрезы, в которые вставляют ластовицу. Длина сторон ластовицы, соединяемых с нижними (внутренними) срезами рукавов, может быть различной в зависимости от модели. В отдельных, случаях ластовица может проходить до низа рукава.

 В пальто комбинированного покроя (например, спинка с цельнокроеным рукавом, полочка с втачным) ластовицу не делают. Ее заменяет втачная часть рукава (рис. V-21). В этом случае обычно нижний шов рукава перемещают на место локтевого, а боковой шов располагают ближе к спинке. В результате этого цельнокроеная часть рукава и спинка сужаются, а втачная часть рукава, соединяемая с полочкой, на эту же величину расширяется (на рисунке заштрихована).

Особенности конструкций женского легкого платья

 Женское легкое платье отличается чрезвычайным разнообразием конструкций. К легкому платью относят: платья, платье-костюмы, сарафаны, халаты, блузки, юбки и т. д. [46, 47].

 Выделить типовые конструкции (точнее, базовые основы) в платье еще сложнее, чем в женской верхней одежде, так как они часто меняются в зависимости от моды.

 Основными признаками покроя для платья можно считать покрой рукава, конструктивное соединение лифа с юбкой и силуэт.

 По покрою рукава базовые основы женского легкого платья подразделяются на: с втачным рукавом, цельнокроеным и рукавом реглан.

 По конструкции соединения лифа с юбкой платья бывают неотрезными по талии (лиф с юбкой вместе) и с отрезным лифом и юбкой.

 По силуэту неотрезные по талии платья могут быть прямой (покроя «рубашка»), полуприлегающей и прилегающей формы.

 Платья с отрезным лифом и юбкой конструируют в различных сочетаниях: с прилегающим лифом и узкой или широкой юбкой или со свободным лифом, часто с напуском на спинке, и узкой прямой юбкой.

 Исходной базовой конструкцией, на основе которой могут быть разработаны все остальные конструкции женского легкого платья, является конструкция платья прилегающего силуэта с втачным одношовным рукавом и отрезной или неотрезной с лифом юбкой (рис. V-22).

 Основные особенности конструкции лифа платья следующие. Припуск на свободное облегание к полуобхвату груди в легком платье берут равным 3 - 6 см. Посадку по плечевому срезу спинки в платье обычно заменяют вытачкой с раствором 2 - 2,5 см. Вершину бокового шва располагают на расстоянии 1/4 - 1/2 ширины проймы.

 Для лучшего облегания фигуры в области талии делают вытачки, раствор которых рассчитывают по общим правилам. Величина раствора вытачек меняется в зависимости от модели. Длина вытачек по линии талии зависит от модели. Средняя длина их 10 - 15 см. Вытачку на спинке располагают обычно на расстоянии, равном 0,4 ширины спинки, ближе к средней линии спинки. Верхний конец передней вытачки по линии талии на полочке располагают в соответствии с положением верхней вытачки. Все вытачки в легком платье неразрезные.

 Припуски к полуобхватам талии и бедер устанавливаются в зависимости от силуэта. Примерные величины припусков для прилегающих изделий 1,5 - 2,5 см, полуприлегающих - 3,0 - 5,0 см.

 В некоторых моделях вытачки полностью или частично заменяют сборками, складками и т. п., которые делают на том же участке линии талии.

 В женском легком платье наблюдается большое разнообразие в расположении верхней вытачки. Верхняя вытачка может быть направлена от проймы, от бокового шва выше или ниже талии, от горловины и т. д.

 Втачной рукав в платье обычно имеет один нижний шов. На локтевом срезе рукава для свободы облегания руки в области локтя делают вытачку раствором 1,5 - 2,0 см, длиной 5 - 6 см. Высота оката рукава в легком платье в среднем равна 14 - 16 см. Ширина,рукава зависит от модели, в среднем для 48 размера составляет 18 - 19 см. По длине рукав может быть длинным коротким 3/4, 7/8 и т. д.

 Особенности конструкции платья с цельнокроеным рукавом были рассмотрены ранее.

 Вырез горловины в платье может быть разнообразной формы, без воротника и с воротником.

Особенности конструкции детской одежды

 Детская одежда должна не только радовать глаз своими гармоничными пропорциями, красивыми линиями, удачно выбранными тканями и отделкой, но она прежде всего должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, простой в изготовлении.

 Конструкции детской одежды не остаются постоянными и неизменными, они, так же как и в одежде для взрослых, совершенствуются и изменяются под влиянием моды. Новизна и разнообразие детской одежды в какой-то мере зависят от тех линий, которые бывают модны в одежде взрослых.

 Однако детская одежда не должна слепо копировать одежду для взрослых. Отдельные модные элементы: воротники, кокетки, вышивка, отделки из ткани другого цвета, кожи, трикотажа - придают детской одежде современный характер.

 Силуэт детской одежды не меняется так часто, как в одежде для взрослых, а находится в прямой зависимости от возраста, телосложения и внешнего облика ребенка.

 У малышей ясельного возраста (от 1 года до 3 лет) силуэт платья почти вписывается в квадрат (рис. V-23, а). Эта одежда должна быть с широкой проймой, не стесняющей движений рук, короткими штанишками для мальчиков или широкой короткой юбочкой для девочек. Силуэт одежды для детей дошкольников (от 3 до 7 лет) напоминает вытянутый четырехугольник. Платья и пальто делают немного длиннее, чем у малышей. Линия талии у детей ясельного и дошкольного возраста не подчеркивается, так как она почти не выделяется на фигуре. Одежду моделируют и конструируют поэтому с опущенной или приподнятой линией талии, кокетками и т. д.

 В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) силуэт одежды резко удлиняется (рис. V-23, б) за счет удлинения конечностей. Наряду с прямым и свободным силуэтом появляется и полуприлегающий, причем лиф платья делают более узким, а юбку расширенной. Лиф конструируют с небольшой по величине верхней вытачкой, необходимой для облегания груди.

 У детей старшего школьного возраста (от 12 до 15 лет) и у подростков (старше 15 лет) фигура имеет уже хорошо развитую грудь и подчеркнутую линию талии. Поэтому одежда по своему силуэту больше напоминает одежду взрослых. Платья можно сделать более облегающими фигуру, раствор верхней вытачки в одежде девочек увеличивается (рис. V-23, в).

 Методы конструирования детской одежды [38] по существу ничем не отличаются от методов, принятых при конструировании одежды для взрослых. При конструировании детской одежды принимают обычно большие по величине припуски на свободное облегание, чем в одежде для взрослых. Например, величину припуска на свободное облегание к полуобхвату груди для детского демисезонного пальто рекомендуется брать 15-18 см (у взрослых 9 - 13), причем для детей младшего возраста припуск берут больше, чем для детей старшего возраста.

 При конструировании детской одежды в еще более широких масштабах, чем в одежде для взрослых, можно использовать моделирование и конструирование на «одной конструктивной основе» и типовые конструкции одежды.

ЛИТЕРАТУРА

35. Единая методика конструирования одежды. Женская одежда, Госместпромиздат, 1962.
36. Синяков А.Б., Царев Н.И. Конструирование мужских костюмов из тканей, содержащих свыше 50% волокна лавсан. Л., 1964.
37. Царев Н.И. Конструирование женской верхней одежды. Ростехиздат, 1963.
38. Единая методика конструирования одежды. Детская одежда, Госместпромиздат, 1963.
46. Евтушенко М.А., Смирнова Р.С. Конструирование женского легкого платья. Ростехиздат, 1960.
47. Бланк А.Ф., Гореленкова Ф.А. Раскрой, пошив и моделирование женского платья. Ростехиздат, 1961.



Проголосовать: 
Категория: Основы конструирования одежды | (08.05.2012)
Просмотров: 27921 | Рейтинг: 5.0/1