Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье По законам красоты


18. Мода - законодатель красоты

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ (2 часть)

  Широкие и открытые дискуссии о моде способствовали выработке правильного направления. А тот факт, что в них принимали участие не только профессионалы, но и трудящиеся различных специальностей, свидетельствовал об их глубокой заинтересованности, о возросшем духовном потенциале народа. С этой точки зрения небезынтересно познакомиться с суждениями, высказанными в 1928 году. Приведем только одно - работницы Первой государственной табачной фабрики имени Урицкого в Ленинграде В. Михайловой. Она заявила:
 «Я считаю, что одеваться по моде нужно, но чтобы эта мода была и дешева, и проста, и в то же время изящна. Взять хотя бы короткие юбки. Если женщина имеет красивые ноги, так зачем же их закрывать длинной юбкой. Если красивые волосы, то не следует ради моды их отрезать».
  Как будто сказано сегодня. Как эти слова и ныне бьют по тем, кто ханжески отрицает короткие платья, и по тем, кто в погоне за модой не только утрирует ее, но и слепым следованием ей уродует себя. Надо всегда помнить это «если». «Если женщина имеет красивые ноги», «если красивые волосы». Ох, как много значит «если», как важно помнить о нем!
  Вернемся к развитию нашего стиля одежды.
  Идут годы, мода, выражая эстетические интересы широких слоев населения, становится государственным делом. В начале сороковых годов устраивается первый конкурс проектов современной советской одежды. В 1934 году создается Московский дом моделей, впоследствии преобразованный в общесоюзный и ставший признанным законодателем советской моды. Несколько позже создаются дома моделей в столицах союзных республик. В 1939 году в Ленинграде состоялся Всесоюзный смотр одежды. Все это, а также другие меры, в том числе и по подготовке квалифицированных специалистов, привело к созданию советской школы нового стиля моделирования и конструирования одежды, новой культуры одежды.
  В суровые годы Великой Отечественной войны дальнейшая разработка направления советской моды, по вполне понятным причинам, затормозилась. Но только на время, потому что уже в ноябре 1944 года, несмотря на большое напряжение завершающего этапа войны, Советское правительство сочло возможным обязать Наркомлегпром СССР издавать общесоюзный журнал мод, который вот уже четверть века на своих страницах пропагандирует новые моды, эстетику и культуру одежды.
  Разработка всего, что связано с модой одежды, приняло характер широкого обсуждения; Художественные советы моделирующих организаций, творческие встречи модельеров и закройщиков, выступления в печати - все это благотворно сказалось как на разработке теоретических основ эстетики одежды, так и на практической стороне создания элегантных современных советских образцов.
  В январе 1949 года был создан СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи. стран социалистического лагеря. В эту международную экономическую организацию вошли Советский Союз, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния,, Чехословакия и ГДР. В числе прочих мероприятий ежегодно проводятся заседания Постоянной рабочей комиссии по культуре одежды стран - участниц СЭВ. На них рассматриваются эстетические принципы одежды нового направления, проблемы развития моды и т. д. В результате широкого товарищеского обмена опытом, творческого содружества модельеров и закройщиков удалось выработать общий стиль моделирования. Единство замысла, стремление удовлетворить возросшие эстетические запросы трудящихся - вот что объединяет специалистов социалистических стран и приносит благотворные плоды.
  Советские коллекции одежды различного назначения неоднократно демонстрировались на международных конгрессах мод социалистических стран в Берлине, Варшаве, Будапеште, Софии, Праге, на международных ярмарках в Париже, Нью-Йорке, Лейпциге, Каире, Рио-де-Жанейро и получили высокую оценку. Об огромных успехах в развитии нашего моделирования говорят следующие факты. На международных конкурсах одежды в Праге (1953 г.) и Будапеште (1954 г.) Советский Союз завоевал первое место и был удостоен почетных кубков. На конкурсе в 1956 году многим нашим моделям были присуждены золотые и серебряные медали. Подлинным триумфом советской моды была демонстрация нашей коллекции на Всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале (Канада), где участвовало около 70 стран мира. «Русский стиль» одежды, как писали зарубежные газеты, представленный 150 ансамблями, встретил восторженный прием участников и посетителей. Они выполнены Общесоюзным домом моделей одежды, Всесоюзным домом моделей трикотажных изделий, Киевским, Рижским и Ленинградским домами моделей и отражали достижения нашей многонациональной культуры. Это нашло особенно удачное воплощение в народных костюмах союзных республик.
  Мы еще вернемся в отдельной главе к тому, какие влияния возымел наш советский стиль на развитие моды за рубежом. Теперь скажем только, что подражание русским стало на Западе модой. Тамошние модельеры держат, как говорится, ухо востро, чутко прислушиваются к тому, что делают их талантливые коллеги из СССР.
  Современное социалистическое направление моды ориентируется не на одиночек, а на широкие массы трудящихся, на представителей всех возрастных групп, профессий, слоев населения. Важнейшая его забота - создание одежды разнообразных фасонов и силуэтных форм, разработка широкодоступных, простых, лаконичных и вместе с тем радостных, жизнеутверждающих моделей.
  Стремительный темп развития текстильной промышленности на базе новой химии создает для советских модельеров широкую перспективу для творчества. Ведь в самом деле, не успели мы еще полностью освоить новые ткани с синтетическими и искусственными волокнами с широкой и многообразной гаммой цветов и рисунков, как индустрия подарила нам совершенно новую ткань необычайного веса и с тончайшей зеркальной поверхностью. Она так и называется «зеркальная». Сшитую из такой ткани одежду можно будет носить в стужу и в тропическую жару, так как отражательные поверхности ее препятствуют утечке тепла человеческого тела, в одном случае, и не пропускают лучистую энергию солнца, в другом. Таким образом, рождение новых тканей открывает перед модельерами неограниченные возможности в исследовании и развитии эстетики одежды, в нахождении своеобразных художественных решений, создании наиболее удобных и практичных образцов, лучше всего приспособленных к конкретным условиям труда и отдыха советских людей. Вместе с тем они явятся новым источником вдохновения, радости, художественного и нравственного обогащения. Эта мысль нашла свое подтверждение на состоявшемся как-то в Центральном доме литераторов писательском «рецензировании» различных вещей и одежды, изготовленных легкой промышленностью. Во всех выступлениях участников обсуждения отчетливо звучало одно: вкусы делятся на хорошие и дурные. Предметы быта, костюм, игрушка, исполненные со вкусом, приносят к нам в дом красоту, украшают жизнь, эстетически воспитывают людей.
  Часто говорят, что о вкусах не спорят. Но действительно ли вкус настолько индивидуален, что совершенно невозможно выявить какую-то общую тенденцию? Как показал детальный анализ отзывов и предложений, поступивших во время различных выставок и демонстраций, уклад нашей советской жизни, общественная среда, в которой мы вращаемся, воспитание, которое мы получаем, способствуют выработке хорошего, здорового, поистине безошибочного вкуса и взгляда на вещи. Наши люди отлично себе представляют, «что такое хорошо, что такое - плохо». И в этой выработке хорошего вкуса нет ничего от дурного единомыслия. Тут сказывается общность идеологии наших людей, общность целей, нашедших отражение в общих требованиях к стилю и культуре одежды. К стилю, а не к тому, что и кто должен носить. Здесь каждый волен в своем выборе.
  Конечно, мода изменчива. Но в основе ее - развитый вкус, глубокий и постоянный контакт с современностью, уважение к общественному мнению. В ней вместе с изменениями формы и цвета, линии, силуэта одежды находят отражение экономические преобразования в стране, появление новых тканей, новых возможностей. Процесс как бы двуединый: мода порождает новые вкусы и мода - порождение новых вкусов и новых производственных возможностей. Так возникает художественный стиль.
  Редакция журнала Союза художников «Декоративное искусство СССР» как-то провела дискуссию на тему: «Мода и стиль в искусстве». В широком обсуждении этого важного вопроса современности приняли участие художники, теоретики декоративного искусства, художники-модельеры одежды, искусствоведы, ученые, артисты. Был задан и такой вопрос: «может ли быть мода проводником хорошего вкуса, средством эстетического воспитания широких масс?» Приведем некоторые ответы.
  Н. Жуков, художник: «Мода всегда имеет власть над красотой, эти понятия должны быть нераздельны».
  И. Ильинский, народный артист: «Мода - результат взаимодействия творчества художника с постоянно меняющимися вкусами и потребностями более или менее широкого круга людей. Сама жизнь борется за народные вкусы, и время всегда безошибочно судит, кто прав, а кто неправ».
  Н. Дмитриева, искусствовед: «Путем естественного отбора и отсева в одежде устанавливаются те самые художественные принципы, которые характеризуют и архитектуру и прикладное искусство. Модная одежда - это ведь не униформа».
  С. Кирсанов, поэт: «Мода движет вперед культуру и эстетику быта. Чаще всего она выбирает наиболее целесообразные (с точки зрения современности) решения. Если бы не было этого замечательного стремления к постоянному изменению и усовершенствованию, мы бы никогда не перешли от набедренной повязки к современному костюму. Мода - праздник для глаза на фоне будничной жизни».
  Бесспорно, мода - составная часть общей материальной культуры нашего общества, отражение и проявление авторитетного для данной эпохи эстетического вкуса в области одежды. Смена моды - не прихоть или каприз модельеров, а потребность людей в обновлении вещей в соответствии с изменяющимися бытовыми и эстетическими потребностями, вкусами, запросами. Выражая общий тон и характер вещей, мода, однако, как мы уже отмечали, не связывает и не устраняет личного вкуса.
  Конечно, имеются люди равнодушные или безразличные к моде, пренебрегающие ее достоинствами. Кое-кто даже считает несолидным следовать ей.
  Совсем недавно автор этих строк после опубликования в одном из журналов своей статьи «Мужчины и мода» получил письмо от читателя из Вологды. Мой корреспондент не хочет, чтобы называли его фамилию, поэтому, будем считать его условно, скажем, Сидоровым. Так вот письмо товарища Сидорова, как относящееся к теме нашего разговора, заслуживает того, чтобы его процитировать, еслн не полностью, то хотя бы частично. И притом без всякого редактирования.
 «...Вы пишете и иллюстрируете отдельные фасоны мужской одежды далеких и близких наших предков и даете предначертания будущих покроев мужской одежды.
  Безусловно, современные покрои костюмов несравненно красивей и удобней костюмов, скажем, древних египтян или русского крестьянина петровских времен и т. д. Оно так и должно быть, человек развивается, находит более удобное и хорошее, отбрасывает плохое. На то и цивилизация человека. Однако не всегда мода соответствует этим принципам. Нередко мы можем быть свидетелями, когда,удобный покрой одежды сменяется модельерами на менее удобный покрой, более красивая одежда на менее красивую, и только благодаря моде. Вот это уже совсем ни к чему. Сколько раз бедный жилет трясли моды. То он появляется, то он исчезает. Вот в течении последних 50 лет он третий или даже четвертый раз появляется в моде. Зачем это? Или, например, в 20-х годах нашего века молодежь носила брюки покроя клеш. Смешно выглядели они в них. Смеялись над этим клешем, и поэтому они в моде были недолго. Но вот теперь модельеры опять их вытащили на страницы журналов, да еще с причудами. Пришивают хлястики, пуговицы как у прежних шутов, клинья светлых тонов и т. д., и некоторые франты пытаются убеждать, что это красиво. Ладно, согласимся с ними, что и красиво, и удобно, и пусть они носят их десятилетиями, так нет, через год забросят их.


Проголосовать: 
Категория: По законам красоты | (18.10.2011)
Просмотров: 2433 | Рейтинг: 0.0/0