Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Склад

Похожие материалы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск по сайту

Статистика

ГлавнаяВсё о шитье По законам красоты


33. Мода на всех языках

  Было время, когда столицей моды единодушно называли Париж. В течение многих лет именно парижские модельеры диктовали миру, как одеваться. Но идут годы, и центры моды перемещаются из страны в страну. Ныне властвует уже не один Париж, а Лондон, Рим, другие столицы. В их числе и наша Москва, да и не только Москва, но и другие города нашей страны. И это признают во всем мире.
  Вспоминается в связи с этим 1962 год, когда в Центральном выставочном зале в Москве состоялась очередная Всесоюзная выставка моделей одежды, обуви, трикотажных и меховых изделий.
  За сорок восемь дней на ней побывало 370 тысяч человек из различных городов страны. Среди посетителей были руководители партии и Советского правительства, а также главы правительств социалистических стран, находившихся тогда в Москве, которые дали высокую оценку экспонировавшимся изделиям.
  В один из дней сюда приехал почти весь состав дипломатического корпуса. Когда закончился сеанс демонстрации моделей, главы посольств попросили нас, художников-модельеров, вместе с манекенщиками встретиться с ними в зале выставки. Сорок манекенщиков спустились с подмостка в зал. Дипломаты с нескрываемым восторгом отзывались о советских моделях одежды. Видимо, это вызвало интерес и у иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве. Потому что на другой день они тоже прибыли на выставку. Оригинальные ткани, новые формы, разнообразие фасонов, великолепный стиль советской моды - все это явилось поводом для их сенсационных сообщений во многих зарубежных газетах.
  Нечто подобное, только в более грандиозных масштабах, повторилось спустя пять лет. И опять наши модели в центре внимания.
 ...Этого дня ждали давно, как ждут большого необычного праздника. И в самом деле, все было необычно. Более двух недель беспрерывным потоком с утра до вечера шли в московский парк «Сокольники» и во Дворец спорта в Лужниках юноши и девушки, женщины и мужчины всех возрастов, всех профессий. Шли на открывшуюся Международную выставку одежды и Международный фестиваль мод.
  Ни одна аудитория мира не собирала столько посетителей, сколько вместили за эти дни Сокольники и Дворец спорта. Почти полтора миллиона приверженцев моды побывали на этом небывалом и ярком зрелище красоты и элегантности, в котором участвовали 26 стран мира, представлявшие более тысячи фирм.
  Советский Союз, устроитель выставки, рассматривал ее как действенное средство расширения и укрепления экономических и деловых связей, как лучший метод международного обмена опытом. Сто пятьдесят миллионов рублей - на такую сумму заключили между собой торговые сделки страны - участники выставки.
  В течение всей ее работы мода была самой модной темой дня. Она занимала всех. Никогда нам еще не доводилось слышать такого множества суждений о ней, как тогда. И все они сводились к одному. Мода - есть мода. И сколько бы о ней ни говорили, как бы ее ни судили, в какую бы тогу ни рядили, она остается жизненной потребностью людей, вкусы которых из года в год меняются и совершенствуются. Она национальна и в то же время интернациональна, она гуманна. Подобно песне, она не знает границ. Эту мысль мне, работавшему на выставке сразу в двух лицах - специалиста и журналиста, довелось услышать от многих. И чтобы не быть голословным, хочется некоторые высказывания процитировать.
  Господин Эндрю Вингейт, заместитель президента американской фирмы «Питер Корн» сказал: «Мода приобрела общие черты во всем мире, если не считать отдельных национальных особенностей в одежде. Чувствуется, что она стремится не к украшательству, безделушкам, а к многообразию цветов, простоте и лаконичности. Фестиваль мод был впечатляющим зрелищем. Подобные фестивали должны повторяться часто».
  Представитель итальянской фирмы «Ода-Аньона» Чино Москатели говорил: «Мода обогащает людей духовно и сближает их. Такие выставки, фестивали должны стать традиционными; они приносят пользу тем, кто изготовляет одежду, и тем, кто ее носит».
  «Чудесно!», «Превосходно»!, «Великолепно!» - этими восторженными высказываниями посетителей и специалистов заполнены книги отзывов выставки и фестиваля.
  Только на фестивале было продемонстрировано 12 тысяч моделей Венгрии, Болгарии, Бельгии, Монголии, Польши, Чехословакии, ГДР, Финляндии, США, Англии, Франции, Австрии, Италии, Индии, Испании, Японии, Швейцарии, Голландии и других стран. И в каждой коллекции была своя красота, свой художественный замысел, новизна. Здесь можно было увидеть различные модели для работы, отдыха, торжественных случаев. Посетители фотографировали и зарисовывали полюбившиеся им модели, приобретали специальные модные журналы, буклеты. По ним, как и по представленным моделям, можно было совершить своеобразное путешествие в мир одежды, которую носят граждане разных стран, в мир тех или иных вкусов, эстетических воззрений на моду сегодняшнего и завтрашнего дня.
  В числе участников была и Международная ассоциация шерсти, существующая с 1937 года. Находится она в Лондоне и имеет филиалы в 19 странах мира. При этой ассоциации функционирует Международное бюро моды с местом пребывания в Париже. Свои рекомендации по колористическому и орнаментальному оформлению шерстяных тканей, а также советы по использованию их в производстве современной женской, мужской и детской одежды она распространяет в 53 странах. С некоторыми моделями отдельных стран и этого бюро читатели познакомятся по фотографиям (илл. 60 - 99).
  На выставке и фестивале эстетическое наслаждение искусством создателей моды переросло в творческое соревнование модельеров различных стран. В дружеских дискуссиях рождались новые законы подлинной красоты в одежде и здоровые концепции толкования моды. Смысл их заключался не в том, быть или не быть мини-юбке, узким брюкам без манжет или удлиненным пиджакам. Творцы одежды искали и находили решения более принципиальных проблем эстетики развития массовой моды для людей с учетом их индивидуальных вкусов, возраста и т. д. Речь шла о моде на все случаи жизни, которой, как и любви, все возрасты покорны.
  На выставке и фестивале выявились прогрессивные тенденции и перспективы моды. Они будут проявляться в использовании новых по структуре и рисункам тканей, создании новых силуэтов и форм. Открылись возможности шире и смелее использовать художественные сочетания цветов в одежде. Значительно расширился мир одежды за счет увеличения количества моделей спортивного стиля в повседневных костюмах и комплектах для отдыха.
  Шла речь и об элегантности в одежде, о которой так часто и много упоминают все, особенно женщины. Тут уместно привести точку зрения одного из видных участников Международного фестиваля, известной законодательницы мод Парижа Габриэль Шанель. Она считает, что элегантность - это собственный дар женщины, который нельзя купить, что женщины должны сохранить свое собственное оружие - молодость, грацию, осанку и выбирать из общей моды все присущие данному образу линии, формы, ткани, расцветки - все очаровательные «фриволитэ», как она выразилась. Эту же формулу следует, по-видимому, отнести и к одежде мужчин.
  На этом параде мод мира не устанавливались призовые места. Присвоение титула «Чемпион моды» тоже не предусматривалось. Не ставилась и задача установить, кто же из стран-участниц является сегодня по праву законодателем мод в мире. Даже Франция, которой долгое время принадлежало это право, на сей раз не претендовала на него.
  Французы еще до открытия фестиваля заявили, что желают выступить на фестивале только тогда, когда будет демонстрироваться коллекция моделей Советского Союза.
  Словом, каждая страна по-своему была на уровне мировых требований и смогла в полной мере показать свой вкус и свое искусство в одежде. Конечно, и Франция, и Англия, и Италия, как и другие страны, сумели во всем блеске показать великолепное мастерство модельеров. Но, пожалуй, самый большой успех выпал на долю советской экспозиции на выставке и советской коллекции моделей, демонстрировавшихся на фестивале. Они вызвали буквально бурю восторга.
  Лучше всего сказали о них сами участники - зарубежные творцы моды. Так, заместитель директора Британского комитета по экспорту одежды господин Рендл Томас Питер отметил:
- Специалисты Англии были потрясены прогрессом, продемонстрированным советскими модельерами на фестивале. Откровенно говоря, нас поразил такой скачок в моде и в искусстве моделирования, который мы заметили в советской коллекции.
  Госпожа Элен Нефф - директор Международного бюро моды в Париже:
- При посещении ГУМа я увидела, как прогрессирует мода в России. Я также заметила на улицах Москвы, что люди стали больше уделять внимания своему внешнему облику.
  Элеонора Ламберт, художник-модельер, искусствовед из США:
- Тот факт, что в Советском Союзе сейчас так много внимания уделяется красивой одежде, доказывает миру, что ваши люди твердо стоят на ногах, верят в завтрашний день и могут заниматься собой, думать о радостях жизни. Моды из России перекочевали во Францию и оттуда разошлись по всему миру. Всем нравятся кокетливые русские платочки, высокие задорные сапожки. Нам очень нравятся русские мотивы в одежде, и мы всегда стремимся ими воспользоваться в нашем массовом производстве.
  Это были не декларативные заявления дипломатического характера, не театральный жест в адрес страны - устроителя выставки. Это были слова мастеров своего дела, умеющих по достоинству оценить работу коллег.
  Кстати, уж коль речь зашла о заимствовании, то небесполезно вспомнить историю с русскими сапожками, введенными в моду парижскими модельерами. Они увидали их на ногах танцовщиц ансамбля Моисеева, и буквально через несколько месяцев магазины были завалены сапожками «а-ля рюс». Конечно, приятно, что прославленные французские мастера скопировали обувь у нас, хотя нам было досадно, что сами не додумались до этого.
  К счастью, в истории с принявшими «французское подданство» сапожками есть и приятная сторона - мировое признание нашего национального вкуса. Ему отдают дань пианист Ван Клиберн, щеголявший в косоворотке, актриса Николь Аслер, надевшая сарафан, и другие. А главное, что в этом проявилась не тяга к пустой экзотике, а вполне закономерный интерес к русской косоворотке и вышивке, к русскому национальному костюму, нашедшему дорогу в мировую моду. Он, этот костюм, привлек к себе красочностью, оригинальностью, удобством. От него берут не отдельные детали, его используют целиком, но в современных пропорциях. Входят в моду или войдет платье-рубаха, платье-сарафан, платки, а также такие исконно русские детали, как вышивки, воротники-стойки, асимметричные застежки, банты, цветы, ленты.
  Народные русские мотивы начинают использоваться и при изготовлении тканей. В этом неиссякаемый источник красоты.
  Недавно эстетическая комиссия СЭВ в Берлине приняла в коллекцию фасонов платьев сорок ансамблей одежды, призванных определить моду ближайшего будущего. Они сделаны художниками Ленинградского дома моделей.
  Вот так: Советский Союз - один из законодателей мод, а одежда населяющих его народов, в первую очередь русского, становится объектом подражания. Многие зарубежные фирмы просто предпочитают закупать у нас готовую одежду. Так, крупная американская фирма «Селаниз Файберз Маркетинг и К'», оценивая по достоинству творчество советских художников Общесоюзного дома моделей, заказала им новую коллекцию женской одежды, которая была, по мнению покупателей, выполнена с большим вкусом и на высоком художественном уровне. Стоит ли удивляться тому, что эта коллекция была раскуплена в одной из крупных торговых фирм Вашингтона в течение получаса по баснословным ценам? Конечно же, нет. Ведь что-что, а сделать бизнес на наших замечательных моделях американцы сумели. И немалый...
  Любопытно отреагировала на наши моды итальянская фирма «Ода-Аньона». После показа своей коллекции на Международном фестивале мод она оставила в Москве привезенные образцы итальянских тканей, чтобы советские модельеры изготовили для этой фирмы модели одежды в русском стиле.
  Влияние русского стиля явственно наблюдалось в модной коллекции французской фирмы «Панорама». В силуэте сконструированного ею женского платья - форма русского сарафана, пальто - русских дубленых шуб.
  Дело дошло до того, что руководитель японского «Салона де Грес» госпожа Чизуко заявила на Международном фестивале, что миновало то время, когда Париж был законодателем мод. Она обратилась к советским специалистам Общесоюзного дома моделей с предложением создать совместно с ней коллекцию образцов из новых японских тканей. Когда эта коллекция в 60 моделей была показана в Москве, Чизуко в знак благодарности к советским художникам, заложившим интересные эстетические идеи в моделях, присвоила многим ансамблям русские названия: «ромашка», «березка». Затем она повезла эту коллекцию в Париж, Лондон и Нью-Иорк.
  Русский национальный стиль в одежде послужил источником творческого вдохновения для известного мексиканского художника-модельера Эстебан Майо, создавшего серию новой женской одежды, демонстрировавшейся в Мехико. Выдержанная в сугубо русской манере, она восторженно воспринималась публикой мексиканской столицы. Автор назвал вечернее платье «сибирячка», свадебный наряд - «русская зима», пальто - «Ниночка», ансамбль-платье «Аленка», а всю выставку - «К России с любовью».
  И как бывает огорчительно слышать иной раз обывательские отголоски, воспевающие все заграничное. И это в то время, когда; например швейная продукция Советского Союза широко экспортируется за границу и пользуется там неизменным спросом. Об этом свидетельствуют не только приведенные выше факты, но и многие другие.
  Крупнейшая английская газета «Дейли телеграф» писала: «Русская одежда соответствует требованиям английского рынка». Газета «Морнинг стар» утверждала: «Мода в СССР достаточно мощна, чтобы выйти на международный рынок... Традиционные русские рисунки выглядят прекрасно». Американская газета «Нью-Иорк тайм» отметила «высоко профессиональный показ платьев из Москвы, Риги и Минска».
  Большое количество моделей одежды из отечественных тканей различных фактур и расцветок закупили в СССР иностранные фирмы.
  Во многих странах мира уже не удовлетворяются одним просмотром советской моды. Ее хотят приобрести, носить и наслаждаться ею.
  В Россию за модой - таково стремление и тех стран, которые еще совсем недавно считали себя монополистами и диктаторами моды.
  Голландская фирма «Мюлдер» закупила в СССР 66 тысяч платьев из льняных тканей с лавсаном, выполненных по русским национальным мотивам. На Всемирной выставке в столице Канады - Монреале 600 платьев, представленных Ростовскими швейными фабриками производственного объединения «Дон», высоко были оценены и тут же на месте проданы. А вскоре ростовские швейники продали капиталистическим фирмам Японии, Швеции, Голландии, Норвегии, Италии и Англии двадцать тысяч платьев. Среди них платья, названные «рязанская», «солнышко», «мартышка», «россиянка».
  О последней модели хочется сказать несколько слов. Говорят, когда в Англию привозят эти платья, британские модницы забывают обо всем на свете.
  В основу фасона положена старинная русская рубашка-косоворотка. Та самая, что обтягивала могучие плечи Ильи Муромца, былинного богатыря.
  Много было на свете мод. И все они канули в вечность. Сейчас никому и в голову не придет возродить наряды английского двора времен Ричарда Львиное Сердце... А вот мотивы, зародившиеся в седой древности среди березовых перелесков и голубых озер Руси, живут.
  И дело тут, видимо, не только в моде. Скорее всего успеху «россиянки» содействует интерес людей мира к России, к русскому искусству, корнями уходящему в былинные времена...
  Многие иностранные фирмы закупают русские платья, отделанные вышивкой по народным мотивам. Красивые строчевышитые изделия умельцев Российской Федерации - Рязанского, Горьковского, Тарусского, Торжокского, Ивановского, Крестецкого промыслов пользуются исключительной популярностью. Идя навстречу пожеланиям модниц Голландии, Англии, Италии, Японии, а главным образом, чтобы извлечь прибыль, эти страны закупили в Белоруссии большую партию женских платьев с белорусским национальным орнаментом.
  Но мода, как известно, рождается из тканей. Именно с них начинается творческий замысел художника и сам процесс моделирования одежды.
  А наши материалы как раз и пользуются широкой известностью в различных странах мира. Русские хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые и штапельные ткани высоко котируются на международном рынке.
  Более 30 лет всесоюзное объединение «Экспортлен» поставляет их в Африку и Юго-Восточную Азию. 5Кители Сингапура, Индонезии, Таиланда, Ирака, Саудовской Аравии, Австралии, Новой Зеландии носят одежду из советских тканей.
  Многим канадцам полюбились наши хлопчатобумажные ткани - гладкокрашеные и набивные ситцы и вельвет.
  Модна одежда из советских тканей и в социалистических странах Европы.
  Советский Союз с успехом конкурирует на мировом рынке с сильнейшими фирмами различных европейских стран в продаже моделей детской одежды. Франция, Англия, Голландия - первые ее покупатели.
  И насколько же смешным, противоестественным выглядят на фоне этого потуги некоторых зарубежных специалистов, стремившихся удивить мир сверхновинкой. Доходит порой до курьезов, когда вместо разумных эстетических поисков ударяются бог весть во что. К примеру, совсем недавно итальянцы предложили мужчинам пестро вышитые черным янтарем куртки с блестками; сорочки с рукавами «буф» и рюшами на манжетах, а к черному костюму - рубашку и туфли в нежные цветочки. Неизвестно пока, привилась ли эта мода, но мы знаем, что она никогда не может понравиться нормальному мужчине.
  Английские эстеты придумали другую новинку: мини-юбки и мужские брюки с полосками из винила, соединенными с батарейками, которые замаскированы в поясе. Эти костюмы имеют дистанционное управление. Жена, находясь в другом конце помещения, может иллюминировать брюки своего супруга, а он из любезности в ответ - ее мини-юбку.
  А вот в Париже или Нью-йорке, собираясь на бал, вместо скромных и красивых кулонов, браслетов и колец, к шее, ко лбу, к рукам и коленкам приклеивают мелкий бисер, разноцветные монеты, блестки. Ничего не скажешь, дикие украшения.
  Всех, пожалуй, перещеголял модельер Доменико Альбион из Флоренции. Он «смоделировал» женское платье - булыжник, целиком обклеенное обыкновенными камнями разных размеров. До такой эстетической «мысли» не дошли даже художники каменного века. Интересно только, какой женщине под силу вес такого платья.
  Как далеко все это от советской моды - яркой, выразительной, жизнерадостной, удобной. Она отвечает высоким художественным вкусам советских людей, их насущным потребностям и возросшим материальным возможностям.

















Проголосовать: 
Категория: По законам красоты | (31.10.2011)
Просмотров: 4862 | Рейтинг: 0.0/0