Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Стихи
Склад

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Сегодня были:

ГлавнаяВсё о шитье Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды


1. Одежда и костюм

 Одеждой называют покровы, предохраняющие тело человека от различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Это отдельные предметы, выполненные из материалов растительного, животного и искусственного происхождения.

  Начиная с далекого прошлого, одежда неизменно сопутствует человеку. По материалу, форме и покрою одежды можно судить об образе жизни человека, о климатических условиях, в которых он живет, о его классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и уровне его материального благосостояния. Таким образом, можно сказать, что многие стороны материальной и социальной жизни общества находят свое отражение в одежде.

  Совокупность предметов одежды с обувью и различными дополнениями составляет костюм.

  Костюм наиболее ярко выражает специфические особенности развития общества разных стран и народов. Климатические условия, социальная структура общества, материально-экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы - все это отражается в многообразии костюмных форм.

  Народности разных стран всех частей света создавали и создают свои виды одежды, формируя из них костюмы определенного типа, в которых выражен национальный вкус и понимание красоты. Обычаи и обряды народностей также проявляются в характере костюма.

  Костюм, как и одежда, выражает не только общенациональные черты, он является также индивидуальной характеристикой человека.

СТИЛЬ И МОДА

  Одежда существует многие тысячелетия. Шли века, изменялась жизнь людей, и вместе с ней изменялась и одежда.

  Историческое развитие одежды, ее изменения обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой - модой.

  Стиль в искусстве - это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Это художественный язык эпохи, ее художественная характеристика. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству. Поэтому стиль одежды наряду с другими произведениями прикладного искусства выражает и общую направленность стиля той или иной эпохи. С развитием классовых отношений, изменением идеологии, культуры и быта общества меняются формы и средства художественного выражения, характер, формы и пропорции одежды. Так, для эпохи античной древнегреческой культуры было характерно утверждение красоты и достоинства человека, слияние понятий нравственного и физического совершенства. Прекрасное тело явилось формой выражения прекрасной души, им любовались, его изображали ваятели, воспевали поэты: «Что может быть прекраснее наготы юноши, прелести девушки, одетой в узорные ткани? .. Такими люди видят богов. И боги таковы!»

  Древним грекам было известно так называемое золотое сечение - образец гармоничности и соразмерности частей предмета. Свойство золотого сечения они широко использовали в архитектуре, при создании произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе и одежды, выражающей красоту и достоинство человека-героя, человека-бога. Стиль древнегреческого костюма - это гармоническое сочетание ткани с формой и естественными пропорциями фигуры человека, выразившееся в бесконечном разнообразии складок, драпировок, в одежде, свободно ниспадающей с плеч (рис. 1).
 

 В эпоху средневековья, когда церковь господствовала во всех областях материальной и духовной жизни человека, сложился особый характер костюма. Считалось недостойным и греховным любоваться красотой человеческого тела, и его облачали в громоздкие, тяжелые нарочито вытянутые формы, лишенные естественных пропорций и очертаний. Узкое в верхней части, с каскадом сложных складок и необыкновенно длинным, тяжелым шлейфом - такое платье в сочетании с головными уборами и обувью непомерно вытянутых форм вынуждало женщину принимать неестественно прямую, неудобную, с отклоненным назад торсом осанку (рис. 2). Такой костюм был выражением общего стиля эпохи, проявившегося в изощренной вытянутости архитектурных форм устремленных ввысь соборов, церемонности и вычурности быта, манер и языка знати и духовенства.
 

 В эпоху Возрождения интерес к человеку деятельному, энергичному и любознательному создает новый идеал красоты, а следовательно, и новый характер и формы одежды. Женская одежда становится более широкой и удобной, более мягкого, женственного силуэта. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в архитектуре. Развитие торговли и ремесел, приток богатств в города привели к обилию одежд и украшений, разнообразию тканей (тяжелый бархат, сверкающая парча, атлас, сукно, меха, драгоценности; рис. 3).
 

 Стиль западноевропейского искусства ХVII - ХVIII вв. (стиль барокко) сложился под влиянием расцвета абсолютизма и дворянской культуры. Стилю барокко были присущи торжественность, величественность, высокопарность. В архитектуре это проявлялось в грандиозности масштабов как отдельных сооружений, так и целых ансамблей, в пышной декоративности их внешнего и внутреннего оформления. В живописи и скульптуре были характерны эффектные декоративные композиции, парадные портреты, изображающие напыщенных вельмож и дам с горделивой осанкой, утопающих в роскошных одеяниях и драгоценностях. Костюм того времени выражал идею величия и торжественности.

  Наряд женщины отличался своими размерами и контрастом форм: тонкий, стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой и огромным стоячим воротником. Обилие дорогих кружев в соединении с парчой, муаром, бархатом и атласом, монументальность формы одежды делали женскую фигуру величественной и впечатляющей (рис. 4).
 

 Для того чтобы возник и оформился тот или иной стиль, чтобы он прошел все стадии своего развития и выразился в определенных формах и образах, во-первых, требуется длительное время и, во-вторых, движущие его силы должны быть достаточно мощны.

  Эволюция цивилизации и общества приводит к появлению в ХХ в. одежды нового типа- легкой, компактной, деловой. Несомненно, такой резкий перелом произошел не сразу, долгое время в одежде сохранялись черты костюма ХIХ в. Но родившись из костюма предыдущего века, современный костюм очень скоро становится его противоположностью - он невелик по объему и удобен, его формы просты и легки. Исчезла искусственная конструкция, создающая преувеличенные формы и объемы одежды. Во всех этих признаках проявились черты нового стиля костюма ХХ века.

  В пределах господства одного стиля всегда возникают различные видоизменения, называемые модой. Так, в рамках одного стиля могут изменяться пропорции в неизменной форме, характерной для данного стиля одежды (например, положение линии талии), появляются новые дополнения к одежде (шляпы, шарфы, накидки) или цветовые сочетания в костюме, изменяется фактура тканей или форма отдельных частей одежды и т, д. В одних случаях эти изменения проходят бесследно, в других - служат основой для возникновения новой моды, меняющей установившийся облик костюма, а следовательно, и образ самого человека. Мода по своему существу динамична. В ней проявляется постоянное стремление человека к обновлению, совершенствованию всего, что его окружает, в том числе и одежды.

  Современный костюм не деформирует фигуру, не искажает ее пропорций. Однако с помощью изменений пропорций в одежде и ее силуэта всякий раз создается новый образ, позволяющий увидеть новые стороны красоты фигуры человека. Поэтому наша одежда становится то длиннее, то короче, то уже, то шире. И силуэт нашей фигуры, таким образом, изменяется - сильно удлиняется или делается почти квадратным. При очень короткой юбке так называемой мини-моды, утвердившейся в конце 60-х годов нашего столетия, подчеркиваются ноги, их пластичность, выявляется стремительность и непринужденность походки юной девушки и молодой женщины. Удлиненное платье с мягкими, как бы обтекающими фигуру линиями, наоборот, привносит в облик женственность, лиричность, грациозность. Стиль женской одежды нашей эпохи - это короткая юбка, облегающие или расширенные книзу брюки. Мода на сверхкороткую - до середины бедер- одежду, так же как и на длинные - до середины икр- пальто - это только временные, преходящие проявления этого стиля.

  Таким образом, каждая мода несет в себе некоторые черты стиля эпохи, участвует в формировании стилевых принципов. Удобство, простота и художественно-образная выразительность, предельное разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом- вот,те черты которые характеризуют становление русского стиля костюма. Смена мод приводит к утверждению стиля костюма нашего времени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЙ ОДЕЖДЫ

  Такие слова, как одежда, платье, костюм, аксессуары, гарнитур, комплект, ансамбль, гардероб, туалет, очень часто употребляются в нашей повседневной жизни. Каждое из них определяет разные понятия, может употребляться в более узком или более широком значениях. Например, одежда, костюм и платье - понятия в обиходе очень сходные, но по существу разные.

  В настоящее время одеждой называют довольно разнообразные предметы: нижнее белье (сорочки, комбинации, трусы, бюстгальтеры и т. д.); легкое платье (платья, брюки, блузки, халаты и т. д.); верхнее платье (пальто, куртки, жакеты, плащи и т. д.), а также головные уборы, обувь, перчатки, чулки. В узком смысле одеждой называют изделия швейной промышленности.

  Совокупность предметов одежды, включая головной убор, обувь, перчатки, украшение, сумку и т. д., называют костюмом. Этим же термином обозначают определенный вид мужской и женской одежды, состоящей обычно из пиджака и брюк (мужской костюм) или жакета и юбки (женский костюм).

  Предметы, дополняющие и украшающие костюм, делающие его законченным, называются аксессуарами, или дополнениями. К ним относятся обувь, шляпы, шарфы, сумки, перчатки, ювелирные украшения и др.

  Слово «платье» имеет также два значения. Во-первых, это вся одежда кроме белья и обуви. В настоящее время платье делится на легкое, надеваемое на белье, и верхнее, надеваемое поверх легкого платья. Во-вторых, платьем называют наиболее распространенный вид женской одежды.

  Туалет - это одежда, тщательно подобранная по характеру деталей, выражающих определенное назначение, вместе с обувью с предметами, дополняющими и украшающими костюм, в сочетании с прической и косметикой. В зависимости от назначения туалет может быть выходным, дорожным, для прогулки и т. п.

  Гарнитуром называют набор предметов определенного назначения, выполненных, как правило, из одного и того же материала, например гарнитур пуговиц и пряжек, гарнитур ювелирных украшений (брошь, браслет и серьги), белья или трикотажных изделий (свитер и рейтузы, шапочка, шарф и рукавицы).

  Комплект - это набор нескольких предметов одежды или дополнений к костюму, составляющих единое законченное целое. К комплектам относятся: юбка, джемпер и шарф; костюм и блузка, пальто с платьем или костюмом; плащ с головным убором; туфли, сумка и пояс; зонт и перчатки и т. д. Комплекты могут быть выполнены из одного и того же или различных материалов в сочетании разных цветов. Они бывают самого различного назначения - дорожные, спортивные, пляжные и др.

  Совокупность всех частей костюма, обладающих определенным художественным стилевым единством, называют ансамблем. Все предметы ансамбля должны быть однородны по художественному стилю, гармоничны по цвету, форме и материалам. Каждый предмет, будучи необходимым в там или ином ансамбле, должен одновременно выявлять назначение ансамбля, гармонировать с другими предметами костюма, вместе с ними составлять единое целое.

  Ансамбли определенного назначения можно создавать из отдельных гарнитуров или комплектов.

  Человек создает свой костюм из той одежды, которая имеется в его распоряжении, т. е. составляет его гардероб. Таким образом, гардеробом называется совокупность всей одежды, находящейся в пользовании одного человека или семьи.

  Обычно гардероб по подбору вещей бывает весенне-летним и осенне-зимним. На лето вещи зимнего гардероба из употребления исключаются, и наоборот. Умелый и тщательный подбор индивидуального гардероба дает возможность составить целый ряд красивых, гармоничных сочетаний ансамблей различного назначения.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

  Современная европейская одежда по ассортименту, материалу, форме, покрою и конструкции весьма разнообразна и классифицируется следующим образом.

  В зависимости от пола и возраста населения одежду делят на мужскую, женскую и детскую (для мальчиков и девочек). Детскую одежду делят на одежду для детей ясельного, дошкольного, школьного и старшего школьного (подросткового) возрастов.

  Деление одежды в зависимости от возраста основано на существенных отличиях в телосложении, пропорциях фигуры и облике людей различного возраста.

  В зависимости от сезона всю одежду разделяют на летнюю, зимнюю и демисезонную, т. е. весенне-осеннюю. Время ношения одежды обусловливает используемые материалы, форму, вид и ассортимент одежды.

  В зависимости от целевого назначения одежду делят на бытовую, производственную, спортивную, форменную, зрелищную.

  К бытовой относят домашнюю, повседневную, праздничную (нарядную) одежду. Производственная (рабочая) одежда весьма разнообразна. Ее формы и используемые материалы зависят от специфики труда и условий производства. Производственная одежда подразделяется на профессиональную и специальную. Назначение профессиональной одежды - предохранять от загрязнения, изнашивания и порчи одежду работающего или служить ему собственно одеждой. Спецодежду изготовляют из специальных материалов в строгом соответствии с требованиями ГОСТов; назначение ее - предохранять работающего от вредных воздействий на производстве (костюм шахтера, работника химической промышленности) или обеспечивать выполнение определенных работ в необычных условиях (костюм подводника, пожарника, космонавта). Спортивная одежда предназначена для спортсменов - участников состязаний и спортсменов-любителей, проводящих свой досуг в занятиях разными видами спорта; кроме того, спортивная Одежда различается в зависимости от вида спорта (футбол, лыжный, теннисный, велосипедный спорт и т. д.). Форменную одежду делят на военную (повседневную и парадную), ведомственную и униформу. Цвет, материал, покрой и характер оформления военной и ведомственной одежды определяются государственным стандартом. Зрелищную одежду в зависимости от видов и жанров зрелищного искусства разделяют на театральную, эстрадную, цирковую. К зрелищной одежде относят также карнавально-маскарадные костюмы.

  По способу употребления одежду делят на нижнюю, надеваемую на тело, и верхнюю, которую носят поверх нижней одежды (платье, юбка, пальто и др.).

  В зависимости от того, из каких материалов изготовлена одежда, ее подразделяют на одежду из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей и тканей из искусственных и синтетических волокон.


Проголосовать: 
Категория: Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды | (01.08.2011)
Просмотров: 48379 | Теги: мода, Стиль | Рейтинг: 4.0/1
Ещё по теме: