Национальная одежда Узбекистана - достояние народа, яркая многовековая летопись народных традиций и обычаев. Идеал внешнего облика костюма создавался поколениями, жизненной мудростью народа, его духовными устоями и представлением о целесообразности.
Культура узбекского народа формировалась, в условиях тесных, многовековых контактов с соседними народами Центральной Азии, что привнесло особенности в восточный колорит одежды.
Женский национальный костюм в Узбекистане традиционно состоит из платья, простого кроя, шаровар, халата и головного убора. Костюм украшали коралловыми бусами или ожерельем из монет.
За несколько столетий модель женского традиционного платья практически не претерпела изменений.
Узбекский женский костюм имеет четко выраженные отличия по крою, цвету и фактуре ткани, декору и технике выполнения орнамента, присущие определенным регионам страны.
Узбеки традиционно не признают однотонные
ткани, тем более темные, они считают, что темная одежда может принести беду. Поэтому узбечки даже траурные процессии посещали в платьях, изготовленных из тканей в мелкий цветочек.
В старину окрас женского платья говорил о положении мужчин в обществе. Жены простых узбеков носили зеленые платья, а знать одевала своих жен в одежду голубых или фиолетовых оттенков.
Платья и туники из богатейших восточных тканей по-прежнему достойно украшают гардеробы женщин Узбекистана.
Натуральные узбекские ткани отличаются непрочностью красок, большой усадкой и сыпучестью, поэтому требуют не только особого подхода при раскрое, но и накладывают определенные правила при ношении. Для таких платьев предпочтительнее использовать химическую чистку, а не традиционную стирку.
Для сохранения целостности рисунка, ее нужно, как можно меньше резать при раскрое. Крой узбекской одежды очень прост и одинаков для всех моделей. В основе его лежат прямые полотна ткани, которые иногда даже не резали, а просто разрывали по нити.
В Средней Азии очень распространены платья под названием куйлак, похожие на тунику, с прямыми длинными рукавами и длиной до пят. В прошлом веке, фасон туник немного разнообразили: на рукавах появились манжеты и воротник-стойка.
Раскраивая платья мастерицы, соблюдали симметричность рисунка, располагая рисунок по центру.
Учитывая, что такая форма кроя требует значительного количества материала, узбеки практично кроили на одном полотнище не только платья, но и шаровары - лозим.
Многообразие моделей костюмов, обеспечены яркой разнообразной палитрой рисунков на тканях, а также применением в конструкции платья разного вида кокеток, воротничков и сборок.
Особенности кроя платья.
Перед раскроем перёд и спинку, располагают по рисунку. Для экономии ткани, ее собирают под кокеткой. Сборки ткани у платьев больших размеров, наоборот уменьшают. Для прочности и сохранения формы кокетки её выкраивают из основной ткани. Подкокетку спины можно выполнить из другого материала. Таким же образом выполняются подборт и воротник.
Технология выполнения этой модели платья: сначала стачают боковые швы, после - рукава и далее пришивают кокетку.
Размер 158/92/100.
Летнее платье с рукавом фонарик.
Платье кроится из ровных кусков ткани, сохраняя цельность рисунка, что выполняет модель невероятно красивой.
Размер 158/92/100.
В 18 веке головной убор у женщин был невероятно громоздким и тяжелым. Сначала надевался огромный платок с отверстием для лица, еще одним платком повязывался лоб, а потом надевалась чалма. Платки, украшались драгоценными украшениями.
И только в начале 19 века женщины начали носить легкие и изящные традиционно расшитые тюбетейки.