Мережка. Мережку можно сделать различного рисунка, но только по прямому направлению нитей тканей. Лучше всего мережку делать на льняных тканях, так как у них нити основы и утка одинаковой толщины. Последнее особенно важно, когда мережку делают в обоих направлениях, так как при различной толщине нитей место их перекрещивания будет слабым.
Для изготовления мережки из ткани вытягивают нити. После того как вытащена первая нить, остальные вытягиваются легко. Количество нитей зависит от желаемой ширины мережки. На толстом полотне обычно делают широкую мережку. Для этого нити считают, захватывая иголкой. На тонких тканях это приходится делать на глазок. Простейшая мережка показана на рисунке 259 сверху, двойная мережка снизу.
Несколько следующих один под другим рядов мережки производят впечатление одной широкой. Для этого одним зигзагообразным стежком захватывают сразу два ряда (рис. 260). Можно захватить несколькими стежками край или пучок нитей. На рисунках 261 и 262 показаны более сложные мережечные швы.
Сложные мережки являются комбинациями различных переплетений нитей ткани рабочей ниткой. Для изготовления, например, мережки панка выдергивают два ряда нитей один над другим. Закрепляют рабочую нитку и перекрывают ею полоску ткани между рядами снизу вверх. Дальше нитку по изнанке ведут вниз направо, по диагонали выводят наверх. Затем, стянув паучок в нижнем ряду, опять ведут на изнанку. Проходя по диагонали вверх, нитка выходит на лицевую сторону и, обвивая группу ниток верхнего ряда, идет по левой стороне налево. Опять выводят ее на изнанку, направляя по диагонали вниз. Ход рабочей нитки повторяется (рис. 263).
Как перевести рисунок вышивки. Делают это обычно при помощи копировальной бумаги, но если ткань светлая и прозрачная, то рисунок подкладывают под нее, прикрепляют тонкими булавками и обводят остро отточенным карандашом. Если ткань плотная или нельзя пользоваться копировальной бумагой, поступают следующим образом. Положив рисунок на мягкую поверхность, делают по его контурам частые проколы толстой иглой. Затем узор накладывают на ткань и протирают его ватным тампоном с пудрой или мелом. На ткани останется след, который нужно обвести карандашом или прометать частыми стежками.
Иногда необходимо увеличить размер рисунка. Для этого его разбивают на мелкие клетки одного размера. На такое же число клеток, но уже более крупных, разлиновывают лист бумаги и в каждом квадрате в точности воспроизводят то, что нарисовано в соответствующем маленьком квадрате (рис. 264). Уменьшают рисунок по тому же принципу, только бумагу разлиновывают на клетки меньшего размера, чем клетки рисунка.
Кружева иголкой. В том случае если старое изделие имеет много рельефных линий и его детали не позволяют выкроить целиком деталь нового изделия, для соединения отдельных частей можно использовать шитое кружево. Таким образом можно выполнить нарядную блузку из шелковой, тонкой шерстяной, хлопчатобумажной или льняной ткани. Важно, чтобы места соединения были разумно оправданы в композиции изделия и служили украшением (рис. 265, 266, 267). Соединительное кружево не зависит от материала и направления нитей. В этом его преимущество и возможность соединения различных тканей при обновлении. В силу чрезмерной трудоемкости шитого кружева обновлять таким образом рекомендуется лишь изделия из дорогих и красивых тканей, чтобы новое изделие можно было использовать и в особо торжественной обстановке.
Шитое кружево - разновидность вышивки, поэтому выполняется вручную швейной иглой, стежками, свойственными вышиванию. Развивалось оно из мережки. Из ткани выдергивали нити утка и основы, оставляя разреженные группы нитей, скрепленные обвивающими или переплетающими стежками. На свободных поверхностях вышивали геометрические узоры. Постепенно на структуру ткани и вовсе перестали обращать внимание. Оказалось достаточно нитки с иголкой. По узору, прикрепленному к плотному материалу, натягивали вспомогательные нитки и вышивали между ними мотивы кружева. По окончании работы надрезали стежки вспомогательной наметки и отделяли готовое кружево от основы. Этот принцип можно использовать для соединения двух деталей с заранее обработанными срезами.
Настоящее шитое кружево изготовлялось из тонких льняных ниток. Современная мода позволяет использовать различные нитки, в том числе и более толстые. Да и овладеть этим искусством при толстой нитке легче. Игла должна быть длинной, ушко соответствовать толщине нитки. Красота шитых кружев зависит от узора и умения вышивальщицы.
Для соединения кружевом деталей кроя их предварительно подгибают и наметывают плотными стежками по краю к сложенному вдвое льняному полотну. Все кружевные стежки свободны, не задевают материал основы. Нити прикрепляются к краям деталей, обозначающим контурную линию кружева. В них же закрепляют и концы вышивальных ниток. Стежки шитых кружев сходны. Различны лишь их расположение и комбинации.
Простейшие кружевные швы похожи на мережки и бриды. Для получения бриды стерженьками через край (рис. 268) нить натягивают от края к краю и, возвращаясь, обвивают стежками так, чтобы получилась брида, похожая на шнурочек. Переход от одной бриды к другой осуществляется по сгибам соединяемых тканей стежками через край. Чтобы брида была более прочной, от края к краю натягивают три нитки. Их обвивают или обметывают петельным швом (рис. 269, 270).
Кружевной шов на рисунке 271 состоит из брид с петельными стежками пико. Такую бриду выполняют следующим образом: от одного края детали к другому натягивают три нити и, возвращаясь, заполняют петельными стежками до середины, затем из нити делают петлю и закрепляют булавкой. Подводя иголку под соединительные нити, закрепляют пико петельным стежком.
Бриды на рисунке 272 вышивают аналогично предыдущим, но пико закрепляют двумя петельными стежками. Для выполнения бриды петельными стежками со спиральным пико (рис. 273) верхнюю часть петли последнего в ряду стежка навивают на иголку слева направо 10-12 раз. Придерживая витки большим и указательным пальцами левой руки, выводят иглу под нитку петельного стежка; нитку затягивают до тех пор, пока спиральное пико не ляжет плотно к краю бриды. После этого заканчивают вышивание.
При выполнении бриды с двумя рядами петельных стежков (рис. 274) на двух или трех основных нитях вышивается односторонний ряд сдвоенных петельных стежков с такими промежутками, чтобы в них мог разместиться второй ряд сдвоенных петельных стежков. Ход вышивания сдвоенных петельных стежков: первый ряд стежков вышивается обычно - игла направлена сверху вниз, второй ряд вышивается противоположно - игла направлена снизу вверх.
Простой русский шов (рис. 275) образуется из петельных стежков зигзагом с равными промежутками между двумя краями соединяемых деталей. Стежки одного края приходятся на середину промежутков между стежками другого края.
В крученом русском шве (рис. 276) в противоположность предыдущему иголка выводится впереди нити и нить обвивает ее один раз.
При вышивании шва с односторонним витком (рис. 277) нижняя часть кружева вышивается простым русским швом, в верхней части стежок обвивают нитью три раза.
Для изготовления прошвы с простыми петлями (рис. 278) на противоположных краях делают слабые петельные стежки, сдвинутые один относительно другого. Затем дуги петель соединяют между собой петельными стежками двояко - в верхней части так, как на рисунке 275, в нижней - как на рисунке 276.
Прошву с пучками петельных стежков (рис. 279) выполняют так; одну неполную и две законченные простые бриды стежками через край (с небольшими промежутками между ними) соединяют пятью-шестью петельными стежками в одну группу, затем заканчивают неполную бриду. Крайние бриды групп расположены тесно.
Чтобы выполнить прошву с простым мотивом веточка (рис. 280), вдоль поверхности для вышивания проводят от средней линии снизу вверх вышивальную нитку и на верхнем крае захватывают иголкой две нити ткани; затем с левой стороны снизу вверх и с правой стороны сверху вниз берут на иголку по две нити ткани. Образовавшиеся петли связывают на средней линии узелком.
Прошва с мотивами веточка и паучки (рис. 281) вышивается, как предыдущая, но скрепленное узелком место дополняется мотивом паучок.
Для вышивания прошвы с мотивом веточка из переплетенных листочков (рис. 282) вдоль поверхности по средней линии сверху вниз прокладывают нитку. Захватив пару нитей на дальнем нижнем крае, проводят нитку назад на верхний край. Делают петли для листочков, связанных узелками, как для двух предыдущих прошв. Затем проводят нить снова вверх к начальной точке и вышивают переплетающимися стежками верхний средний листок. Боковые листочки начинают вышивать также с верхушки, поэтому на одной половине листочка бывает одна, а на другой - две вспомогательные нитки.
При изготовлении прошвы с мотивом маленькие паучки (рис. 283) вышиваются два перекрещивающихся ряда простым русским швом. Нитка проводится до половины ширины прошвы, в точке скрещивания ниток делается примерно пятью стежками паучок. Иголку проводят дальше вниз к следующему пересечению ниток.
Прошву с мотивом большие паучки (рис. 284) выполняют следующим образом: нитку натягивают вдоль средней линии вышиваемой поверхности снизу до верху, затем ведут стежками через край до угла и образуют между двумя углами открытую петлю. Дальше стежками через край проводят нитку из угла на половину ширины прошвы. Иглу вкалывают сверху предыдущей петли и ниже горизонтально натянутой нитки, закрепляют нитку на противоположном крае. Теперь проводят нитку назад до начальной точки на другом краю прошвы. Делают в обратном направлении один виток вокруг нитки. В точке пересечения с горизонтальной линией образуют вокруг четырех ниток мотив большой паучок. Вышивальную нитку проводят теперь витком вокруг вертикальной нитки к краю прошвы, откуда делают новую открытую петлю.
Основа изготовления прошвы с пирамидальным мотивом (рис. 285) - редкий ряд русского шва. Переплетение треугольников начинают с верхушки и вышивают до половины ширины прошвы. Переход к верхушке следующей пирамиды происходит несколькими витками вокруг нитки основного шва.
На рисунке 28б переплетаются треугольники, образованные двумя перекрещивающимися рядами русского шва с соединяющимися между собой верхушками.
Выполняя кружева для края, пользуются различными комбинациями петельных стежков. Кружевной край с узелками из петельных стежков (рис. 287) выполняют так: нитку прикрепляют к краю ткани обычным узелком, вблизи предыдущего узелка вокруг конца свободной нитки и нитки, идущей с иголки, вышивается петельным стежком узелок. Конец свободной нитки заправляют в ткань (в некоторых случаях - в узелки). На подходящем от предыдущего узелка расстоянии образуют вышивальной ниткой маленькую дугу и прикрепляют ее к ткани аналогично комбинации первого узелка. При образовании петель для кружевного края с пико (рис. 288) и завязывании узелков нитку необходимо придерживать большим и указательным пальцами. Кружевной край с дугами из петельных стежков и спиральными пико (рис. 289) изготавливают по образцам на рисунках 270 и 273.
Шитое кружево может быть не только линейного характера, но может и заполнять различной формы поверхности. Этот вариант можно использовать для оформления кружевом участков ткани, имеющих какой-нибудь дефект: прорези, пятна, места старого расположения прорезных карманов и др. Места расположения участков, заполненных кружевом, нужно увязать с замыслом фасона изделия и с общим его оформлением.
Элементы шитого кружева могут быть вписаны в прямоугольную или более сложную форму: круг, лепестки цветка и т.д.
Для заполнения формы кружевом намечают стежками контуры рисунка. Нитку прикрепляют к вспомогательным ниткам на контурной линии.
На рисунках 290-295 показаны кружева прямоугольной формы. На прямоугольных поверхностях необходимо соблюдать равномерность узора и количество стежков. Для расширения поверхности число стежков к краю увеличивается, для сужения - уменьшается. Чтобы избежать прокалывания ниток в предыдущих стежках, нередко вышивают, держа иглу ушком вперед. Переход от одного ряда стежков к другому делается стежками через предварительно обметанный контур узора.
Кружевной шов на рисунке 290 вышивают рядами (вперед-назад) свободных редких петельных стежков. Стежки каждого последующего ряда размещаются в петлях предыдущего. Это - шов простейшего тюля.
Кружевной шов на рисунке 291 выполняют рядами (вперед-назад) из групп двойных петельных стежков. Расстояние между группами стежков чуть больше их ширины. Группа стежков каждого последующего ряда располагается в петлях предыдущего ряда. Используется при вышивании густого тюля.
Кружевной шов на рисунках 292, 293 рекомендуется начинать рядом редких петельных стежков справа налево (на рисунке - второй ряд). В обратном направлении ряд стежков начинают на 0,5 см ниже предыдущего и делают в петле предыдущего ряда один петельный стежок; вокруг вновь возникшей петли вышивают на двух нитках слева направо четыре-пять петельных стежков. Третий ряд вышивают, как первый, четвертый - как второй и т.д.
Вперед-назад витым петельным стежком вышивают кружевной шов на рисунке 294. Нитку, образующую петлю, придерживают большим пальцем левой руки, иглу направляют сверху через петлю предыдущего ряда и проложенную нитку-петлю. Вышивая справа налево, нитку-петлю образуют наоборот. Образующиеся из стежков бриды должны располагаться вертикально.
Бриду можно делать и обычным петельным стежком, обвивая его еще одним стежком.
Кружевной шов на рисунке 295 начинается одной петлей с угла и вышивается диагональными рядами вперед-назад. Все ряды скрепляются с петлями предыдущего узелками. Длина петель регулируется булавкой. Этот шов представляет собой обыкновенную сетку и часто может быть использован в оформлении модных изделий. Заполнив намеченный участок кружевными швами, контуры рисунка обметывают петельным швом. Лишнюю ткань подрезают. Кружево утюжат с изнанки через влажную ткань на мягкой подстилке.