Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Стихи
Склад

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Сегодня были:

ГлавнаяВсё о шитье Основы художественного проектирования одежды


10. Отношения и пропорции

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ

 Отношением в моделировании одежды называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, объемов или площадей поверхности частей одежды.

 Линейные измерения это: длина изделия до линии талии, длина рукава, ширина изделия в груди, бедрах и др.

 Объемные измерения - это объемные величины частей одежды: лифа, юбки, рукава и др.

 Измерения поверхностей - это величины площадей частей одежды: переда, спинки, рукава и др.

 Отношения возникают помимо соразмерности частей одежды и по другим ее основным составным элементам: цвету, фактуре, массе, линии и др.

 Известные в практике моделирования одежды закономерные отношения соразмерности можно разделить на две группы: простые и иррациональные.

 Простые отношения - это такие отношения, в которых числовая зависимость двух величин измерений выражена дробным числом, где числитель и знаменатель есть целые числа в пределах от 1 до 10.

 На отношении 1 : 1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб (рис. 41).
 

 Отношения 1:2; 1:3; 1:5; 1:6 и т. д. дают в прямоугольной форме повторение квадрата уже целое число раз (рис. 42). Меньшая величина в этом случае является модулем, т. е. единицей измерения большей величины. Например, отношение 1:4 означает, что в прямоугольнике такого отношения укладываются четыре квадрата.

 Простые отношения 2:3; 3:4; 3:5 и т. д. содержат в себе модуль, укладывающийся целое и небольшое число раз в каждой геометрической величине, входящей в отношение (рис. 43).
 

 Таким образом, в простых отношениях видна ясная соизмеримость линейных и объемных величин, что и является основой их гармоничной связи (гармония - ясно выраженная связь).

 Наиболее ясно зрительно соразмерность выражается в отношении 1:1, но такая соразмерность инертна, маловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны. Более выразительны неравные отношения, как 1:2; 1:3 и др.

 Следует все же избегать увеличения чисел, сопоставляющих отношение соразмерности. Пределом простых отношений являются числа до 8. Их практически можно определить, как предел ясного восприятия соразмерности величин, воспринимаемых человеком.

 Часто говорят: рукав длиной 3/4 или 1/4, пальто длиной 7/8 или пиджак 1/2 (рис. 44). Этим указывают соразмерность длины рукава с длиной длинного рукава, длины укороченного пальто относительно длинного. Простые отношения соразмерности частей одежды можно строить как по отношению к фигуре человека, так и по отношению к другим частям самой одежды. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин.
 

 Иррациональные отношения есть отношения соразмерности частей одежды, получаемые при помощи простейшего геометрического построения, и составляющие пропорции.

 Пропорции есть равенство двух отношений. К таким отношениям относится, например, отношение диагонали квадрата к его стороне. Если обозначить сторону квадрата через а, диагональ квадрата через b, то получим пропорцию b:a = 1:√2, где сравниваются большая величина - диагональ квадрата, с меньшей величиной - стороной квадрата. На рис. 45 показан этот принцип членения в одежде. Можно использовать также отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания, где сопоставляются величины высоты треугольника h с половиной его основания а. Составленная пропорция имеет вид h:а = 1:√3. На рис. 46 показан этот принцип членения в одежде.
 


 Последнее отношение очень мало отличается от известного уже нам отношения, называемого «золотым сечением». Напомним, что «золотое сечение» сводится к тому, что при делении целого на две неравные части, целое должно относиться к большей части как большая часть относится к меньшей части, т. е. а:b = b:с, где а - целое, b - большая часть, с - меньшая часть.

 Практически отношение «золотое сечение» находят графическим способом. Так, берут отрезок АВ (рис. 47), подлежащий членению. Из точки А проводят перпендикуляр и там откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют прямой линией точки С и В. На этой линии от точки С откладывают отрезок СD, равный АС. Затем на отрезке АВ от точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВD. Так графическим путем делят отрезок АВ в отношении «золотого сечения», т. е. АВ : ВЕ = ВЕ : АЕ.
 

 Приблизительно в целых числах «золотое сечение» выражается как: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21 и т. д., приближаясь все к более точному выражению отношения по мере возрастания чисел отношения. На рис. 47 показан принцип использования «золотого сечения» в одежде для ее членения.

 Приведенные закономерности отношений, конечно, необходимо рассматривать как метод уточнения соразмерности частей одежды и их членения при моделировании и составлении их гармонической связи.

 Членение формы достигают конструктивными и декоративными линиями.

 Тождество, нюанс и контраст. Отношения согласованности других основных элементов формы между собой строятся не на числовой связи, а несколько иначе. При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы (линия, масса, цвет, фактура) одежды возможны три вида их сравнения и связи: тождество, нюанс и контраст.
 

 Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве. На рис. 48 показана схема тождества линий, формы, фактуры.

 Нюанс - отношение однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве. На рис. 49 показаны схемы нюанса линий, формы, фактуры ткани в одежде.

 Контрастом называют отношения с сильно выраженным неравенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных элементов формы. Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления (рис. 50).
 

 Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства одежды, как объемно пространственной формы.

 Примерами контраста по различным свойствам элементов формы будут сопоставления тяжелого и легкого, светлого и темного, черного и белого, блестящего и шероховатого, прозрачного и непрозрачного и др.

 Особо следует остановиться на сопоставлении цветовых отношений как гармонических связей. В моделировании, проектировании костюма-одежды практически в сочетании используется немного цветов - два-три, реже большее количество.

 Основное в цветовых сочетаниях в костюме - это различие между цветами по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

 Различие между цветами - есть отношения их друг к другу. Здесь отношения выражаются как тождество, нюанс и контраст.

 Принципы составления гармонических отношений цветов строятся на использовании их сходства - тождества, или меньшего и большего различия, т. е. нюанса и контраста. Цвета, как известно, подразделяются на: ахроматические цвета, хроматические цвета и от ахроматических цветов к хроматическим.
 

 Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями (рис. 51). Здесь возможны сочетания двух и трех цветов. Двухцветные отношения строятся или как нюанс двух близко лежащих цветов из ряда (рис. 52, а) или как контраст двух далеко отстоящих цветов в ряду (рис. 52, б).

 Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено в четырех основных сочетаниях количества и светлоты:
  •  светлого, среднего и темного цвета поровну (рис. 53, а);
  •  много светлого и сближенного по светлоте среднего тона, мало темного (рис. 53, б);
  •  много темного и сближенного с ним по светлоте среднего тона, мало светлого (рис. 53, в);
  •  много среднего тона и мало светлого и темного тона (рис. 53, г).
 Эти закономерности составления гармонии распространяются полностью и на цветовые ряды от хроматического к ахроматическим цветам. Такие цветовые сочетания называются еще монохромными. Большего количества цветов брать не нужно, так как резко снижается связь и выразительность их сочетания.

 Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии более сложны. Разберем здесь только основные возможные гармонические сочетания двух и трех цветов хроматического цветового круга.

 Если рассмотреть цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных цветов, желто-синем и зелено-красном с их промежуточными цветами, составляющими шестнадцатиступенный цветовой круг (приложение 1), то можно сделать ряд важных выводов.

 1. Все промежуточные противолежащие в круге цвета взаимно дополнительные, так как они образованы равными количествами соответствующих дополнительных главных цветов, т. е. контрастны.

 2. Все цвета верхней части круга - чистый желтый и промежуточные, содержащие его примеси, - резко отличаются от цветов нижней части круга в своем ощущении. Цвета верхней части называют теплыми цветами, цвета нижней части - синий и промежуточные, содержащие его примеси,- холодными цветами. Таким образом, цвета, лежащие в верхней и нижней частях круга, контрастны, как холодные и теплые. Чистый красный и чистый зеленый цвета, разделяющие теплые цвета от холодных, нейтральны по теплоте-холодности.

 3. Все цвета правой части круга - чистый красный и промежуточные красноваты~в ощущении резко отличны от цветов левой части - чисто-зеленого и промежуточных зеленоватых.

 Границей между ними является чисто-желтый и чисто-синий цвета, нейтральные по красно-зеленой контрастности. Следовательно, цвета правой и левой частей круга контрастны между собой.

 4. Между хроматическими цветами существует только две контрастности: тепло-холодная контрастность - желто-синяя и дополнительная контрастность - красно-зеленая.

 Промежуточные цвета в каждой 1/4 части обладают ощущением различия, но не контрастностью. В четырех точках круга - на главных цветах - качество цвета резко меняется, переходя к своей противоположности, т. е. к дополнительному цвету.

 Таким образом, все (гармонические) сочетания хроматических цветов можно разделить на определенные группы, эмоционально и объективно различные. Практически в моделировании используют три группы цветовых сочетаний, резко ограниченных и различных по психологическим и физическим признакам:

1. Сочетания родственных цветов (сходство, нюанс).
2. Сочетания родственно-контрастных цветов.
3. Сочетания контрастных цветов.

 Сочетания цветов в каждой группе, таким образом, основаны на естественных гармонических связях - нюансе или контрасте.

 Родственные цвета располагаются вблизи друг от друга в пределах 1/4 части цветового круга, их связывает один из главных цветов и они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, так как они удовлетворяют лишь одному требованию - не содержат оттенков дополнительных цветов. На рис. 54 даны схемы сочетаний пары родственных цветов.
 

 Сочетания двух родственных цветов гармоничны в силу их родства, близости, сходства, т. е. основаны на отношении нюанса. Такие сочетания мягки, нежны, но мало активны (статичны).

 Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних основных четвертях цветового круга, например, желто-
зеленой и сине-зеленой четвертях. Всего родственно-контрастных сочетаний четыре группы: сине-красные и сине-зеленые цвета, желто-красные и желто-зеленые, желто-красные и сине-красные, желто-зеленые и сине-зеленые.

 На рис. 55 показаны схемы таких сочетаний двух цветов.
 

 Связь и гармония родственно-контрастных цветов основана на признаке родства по одному какому-либо цвету и противоположности расположения их по цветовому кругу, т. е. какого-либо вида контрастности.

 Родственно-контрастные сочетания цветов активные, более броские, нарядные (динамичные).

 Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Эти цветовые сочетания могут быть разделены на четыре группы: чистый желтый и чистый синий, чистый красный и чистый зеленый, желто-красные и сине-зеленые, желто-зеленые и сине-красные.

 На рис. 56 даны схемы сочетаний двух контрастных цветов.

 Сочетания контрастных цветов наиболее яркие, активные, эмоциональные.

 Более сложны сочетания трех цветов. Гармонические сочетания трех цветов строятся на принципе «треугольников». Здесь может быть несколько видов сочетаний на основе равнобедренного треугольника, равностороннего и прямоугольного треугольников.

 1. Сочетания трех цветов по принципу равнобедренного треугольника показаны на рис. 57. В этом случае сочетают два родственных цвета, лежащих в основании равнобедренного треугольника, и цвет, лежащий на вершине треугольника, который является почти контрастно-дополнительным цветом.

 2. Сочетание трех цветов по принципу равностороннего и равнобедренного треугольников показаны на рис. 58. Здесь более логичная связь образуется при сочетании двух родственно-контрастных цветов, лежащих на двух вершинах треугольника, и третьего цвета, лежащего на противоположной вершине треугольника, связанного с первыми двумя как контрастно-дополнительный цвет.

 3. Сочетания трех цветов на основе равнобедренного треугольника показаны на рис. 59. К двум гармонирующим родственно-контрастным цветам прибавляют их главный цвет.
 

 4. Сочетания трех цветов на основе прямоугольного треугольника показаны на рис. 60. Связь основана на соединении родственно-контрастных цветов.

 Все сочетания, основанные на принципах треугольника, гармоничны, активны, нарядны.

 Здесь не ставится цель дать все возможные сочетания цветов, их бесконечное множество, а только заостряется внимание на значении таких композиционных связей, как отношения и пропорции.

 Отношения и динамика формы. Ранее было отмечено свойство линий формы одежды вести наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы, создавать динамику - зрительное движение.

 Этим же свойством обладают и сами объемные формы при определенных соотношениях ее основных элементов.

 Равенство или нюанс отношений измерений по трем координатам пространства-объема характеризует статичность формы. Равенство или нюанс отношений измерения по двум координатам плоскости также характеризует статичность. Куб и квадрат не имеют динамики (рис. 61).
 

 Контраст в измерениях формы создает динамику. На рис. 62 даны параллелепипеды и вытянутые прямоугольники. Ясно заметна их динамичность. Но, как видно из рисунка, движение здесь возникает в направлении длины этих форм в обе стороны, так как ни одна из этих сторон не имеет различия.

 На рис. 63 показана усеченная пирамида и ее силуэт - трапеция. Здесь уже создается целенаправленное движение формы от большей величины ее основания к меньшей.

 На рис. 64 изображена форма груши и луковицы. Здесь наблюдается направленное движение от большой массивной части к меньшей, более легкой части. Динамике форм способствует также и свойство линий формы.

 Динамика формы возникает также при контрастном членении формы на части. На рис. 65 показаны прямоугольники, расчлененные на неравные части. Как видно, динамика в этих случаях возникает также в сторону от большей части к меньшей. На рис. 66 дан пример динамики ряда расчлененных форм.
 

 Движение возникает не только в результате контрастных отношений в измерениях формы, свойствах линий ее контуров, неравных членений формы по площадям, объемам массы, но и при сочетании двух хроматических цветов одного тона, но разных по насыщенности, двух ахроматических цветов, разных по светлоте. Активные цвета будут создавать движение в свою сторону.

 Вообще сильное различие состояний свойств элементов формы при их совместном воздействии создает динамику формы, зрительное движение в сторону более активно воздействующих свойств.
 

 На рис. 67 показаны некоторые свойства формы одежды, вызывающие динамику вверх и вниз.

 Весовые отношения и масштабность. Под масштабностью понимается отношение величины формы одежды по отношению к фигуре человека и отношение величины частей формы между собой и ко всей форме одежды.

 Отношение величины частей одежды к ее общей форме - один из способов создания выразительности одежды, используемых в композиции костюма.

 Свойства величины частей формы связаны также с ее массой.

 Об особенностях элементов формы «величина» и «масса» было сказано выше. Отметим, что в усилении выразительности формы большую роль играет контраст малой величины или большой относительно общей формы, ее величины, объема. На рис. 68 показаны контрасты малой и большой величины относительно общей формы; видно, как зрительно уменьшается или увеличивается общая форма одежды. С масштабностью связаны равновесие и устойчивость масс частей одежды, а отсюда и значение различия верха и низа формы, устойчивости и неустойчивости формы. На рис. 69 показана роль масштабности частей формы в сохранении устойчивости формы в зависимости от различия верха и низа формы. Слева три формы устойчивые, справа - две неустойчивые. Масштабность связана в этом случае с возникающими весовыми отношениями.
 

 Масса одежды обладает тяжестью, весомостью, которая в зависимости от различных условий выражается в большей или меньшей степени.

 В расположении масс частей одежды при ее членении на верх и низ возникает необходимость зрительного их уравновешивания. Это нужно для выражения устойчивости всей формы в целом. Единство и масштабность, как выражение гармонии, не могут существовать без уравновешенности и устойчивости.

 В моделировании одежды часто -можно увидеть примеры решения форм, соответствующих требованиям равновесия и устойчивости (рис. 70). Но иногда пренебрегают требованиями равновесия формы и строят форму динамичную, неустойчивую (рис. 71).
 


Проголосовать: 
Категория: Основы художественного проектирования одежды | (21.08.2011)
Просмотров: 55519 | Рейтинг: 4.6/8