ФОРМА, ОРНАМЕНТ И ОТДЕЛКА В ОДЕЖДЕ
Рассмотрев архитектонические принципы построения художественного «неизобразительного» образа в прикладном искусстве костюма, можно перейти к рассмотрению использования в моделировании одежды средств отделки и орнаментального декора с тем, чтобы определить место и значение отделки и орнамента в композиции костюма.
Термин орнамент происходит от латинского «orname», что означает украшать. Но нельзя делать вывод, что значение орнамента состоит только в том, чтобы украшать предметы. Так же, как и различного рода отделок в костюме роль орнамента не ограничивается функцией украшения предметов костюма, одежды и др. Как и отделку, орнамент используют для выделения формы или ее части, членения формы на части, объединения в единство частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, выявления замкнутости формы, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы.
Все это не требует здесь специальных пояснений, так как орнамент имеет ту же архитектоническую природу, что и организованные объемные формы костюма. Орнамент создают теми же средствами, что и в прикладном искусстве моделирования костюма: формой, силуэтом, отношениями, пропорциями, симметрией, ритмом. Разница только в том, что в орнаменте архитектонические средства имеют двухмерный плоскостной характер. Если какая-либо отделка может носить утилитарный характер, то орнамент не помогает предмету выполнить его практические функции, он может удовлетворить только эстетические потребности. Его роль заключается в том, чтобы выразить, развить и обогатить художественно-образный замысел костюма.
В моделировании одежды используют два вида орнаментации: орнаментация самого материала, например тканей, и отделочный орнамент в виде различной вышивки, аппликаций, узорной тесьмы, используемых в костюме. Рисунки на тканях могут выполняться как ткацким, так и печатным способами. Орнаментация тканей чрезвычайно разнообразна. Элементы, составляющие орнамент ткани, могут быть: беспредметные (абстрактные), геометрические (горох, диагональ, полосы, клетка и др.), стилизованные растительного, животного мира, предметные, сюжетно-тематические.
Ткани той или другой орнаментации применяют в зависимости от направления моды, назначения одежды, сезона, возраста человека, художественной выразительности одежды в целом.
Орнаментация на тканях с точки зрения решения формы различается как простая и сложная. К простой орнаментации тканей относят рисунки, не имеющие различия верха и низа, а также выделяющихся составных элементов. Такие ткани при раскрое не затрудняют определение осевых линий на изделии, подгонку рисунка в швах соединения частей; их можно кроить, не считаясь с рисунком. К таким рисункам относятся мелкая клетка, мелкий горошек, мелкий узор растительного характера и др.
К сложной орнаментации тканей относят все остальные односторонние рисунки, имеющие различие верха и низа, резкое выделение составных элементов орнамента. Эти ткани требуют специальных форм, не искажающих их сложного рисунка и объема фигуры человека.
При моделировании надо учитывать размеры рисунка, его направление, расположение осевых линий, общее цветовое решение. При раскрое материала надо следить за совпадением рисунка на парных деталях, на вытачках, швах, за сохранением раппорта рисунка на швах деталей, например, лифа, рукавов, юбки.
Нужно учитывать, что на орнаментированных тканях различные линии, рельефы, драпировки, мелкие детали не выразительны, так как мало заметны. Драпировки, сделанные на гладкоокрашенной ткани, хорошо заметны, эффектны; выполненные же на орнаментированной ткани они воспринимаются только как общий силуэт. Выделение линий, деталей одежды, сшитой из орнаментированной ткани, требует применения дополнительной отделки другой гладкой тканью, кантом, тесьмой и др.
Более подробное изложение использования орнаментированной ткани в моделировании одежды можно найти в специальной литературе.
Отделочная орнаментация, как и всякая отделка, не имеет самостоятельного значения в костюме и всецело зависит от направления моды.
Бывают периоды, когда мода лаконична и отделку используют в значительно меньшей степени, а иногда и совсем не используют, особенно орнаментальную отделку.
Следует все же несколько остановиться на отделке вышивкой- наиболее распространенном виде отделочной орнаментации в одежде. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная цветными нитками (хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными), стеклярусом, бисером, блестками-паэтками, аппликациями. Орнаментация вышивкой различается по характеру узора как геометрическая и как изобразительная. Изобразительный орнамент вышивки сильно стилизован и отличен от изобразительности графики или живописи. Орнаментация основывается на принципах развития прикладного искусства, а потому может органически сливаться с конструктивной и декоративной формами любого вида одежды или костюма.
Преимущество орнаментальной отделки перед другими видами отделок, формальных и технологических, неоспоримо. Ни одна из всех существующих отделок не обладает такими широкими возможностями декоративного применения, как орнаментация вышивкой. Орнаментом возможно не только организовывать объемные поверхности форм одежды, но и способствовать развитию образной стороны костюма. В последнее время орнаментальная отделка используется очень редко. Причины такого положения вытекают из экономики, мировоззрения и вкуса нашего времени. В наше время такие отделки выполняют только на нарядных платьях и платьях для торжественных случаев.
Экономика требует, чтобы предметы массового потребления были доступны, дешевы.
Отделки, не имеющие прямого отношения к функциональности и конструктивности формы и являющиеся только декоративными, не применяются в современной одежде.
Стилевые особенности современной архитектуры, мебели, посуды, машин и других предметов, окружающих нас, почти не имеют украшений (декора). Эти же особенности (стилевые) проявляются и в современном костюме.
Если в современной мебели скромные инкрустированные узоры или орнаментальная резьба кажутся нам анахронизмом, то то же мы чувствуем, обнаружив незатейливую вышивку на одежде лаконичных современных форм.
В качестве отделки в моделировании костюма используют следующие материалы: ткани, трикотаж, мех натуральный и искусственный, кожу натуральную и искусственную, фурнитуру, сутаж, тесьму, вьюнок, шнур, кант, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку различными материалами - нитками, бисером, стеклярусом, паэтками. Сюда же относят цветы и украшения: бусы, браслеты, броши, брелоки и др.
К отделке одежды также следует отнести буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.
Использование отделок зависит от назначения костюма, сезона, материала одежды, художественных требований и др. Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Например, отделочная фурнитура представляет собой различные пуговицы, пряжки, крючки, кнопки, блочки, закрепки, молнии, замки (род пряжек). Пуговицы могут быть из: пластмассы, кости, рога, перламутра, фарфора, стекла, дерева, металла, кожи, шнура, сутажа, ткани и других материалов различной формы и величины.
Некоторые отделки могут иметь одновременно утилитарное и декоративное значения. Применение нескольких видов отделок требует их согласованности с тем, чтобы композиционное решение костюма было целостным.
|