Меню сайта

Категории раздела

Шейте сами
Азбука шитья
Женская одежда
Кройка и шитьё для маленьких
Конструирование мужской верхней одежды
Раскрой пошив моделирование женской лёгкой одежды
Раскрой и шитье женской одежды
Технология женской и детской лёгкой одежды
Технология швейного производства
Женское и детское платье
Сто фасонов женского платья
Модные топики
Основы художественного проектирования одежды
Основы конструирования одежды
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды
Изготовление мужских и детских костюмов
Изготовление женской и детской верхней одежды
Искусство красиво одеваться
По законам красоты
Искусство шитья
Конструирование женских пальто
Основы конструирования верхней одежды
Национальная одежда
История развития костюма
Ремонт одежды
Устранение дефектов одежды
Комбинируем, обновляем одежду
Делаем выкройки на любую фигуру
Учитесь шить и вязать
Головные уборы
Меховые головные уборы
Материалы
Исторический раздел
Одежда для кукол
Шьём животным
Рукоделие
Стихи
Склад

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Сегодня были:

ГлавнаяВсё о шитье Основы художественного проектирования одежды


5. Пропорции тела человека и его каноны

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО КАНОНЫ

  По пропорциональности отдельных частей тела различают три основных типа человека: долихоморфный, мезоморфный и брахиморфный. Сравнительная характеристика этих типов сложения по основным частям тела (по Башкирову) приведена в табл. 4. Соотношение частей тела с ростом для женщин мезоморфного типа, часто встречающихся у нас, выраженное в процентах, будет следующим:
 

  На рис. 3 показаны соотношения частей средней фигуры женщины с ростом в %.

  Изучение соотношений частей тела человека с его ростом и между собой для художника-модельера необходимо потому, что знание их позволяет решать пропорции одежды так, чтобы представить фигуру человека в наиболее выгодном виде. Для этого художники пользуются различными канонами или схемами построения фигуры человека.

  Почти все выработанные каноны сводятся к установлению зависимости отдельных частей тела человека от условно взятой постоянной величины, или модуля.

  Скульптурные или живописные изображения человека кажутся красивыми, если независимо от масштаба в них сохранены правильные пропорции. Эти пропорции выражены в числовых значениях или геометрическими схемами, должны по размерам целого (всей фигуры) давать представление о размерах отдельных частей и, наоборот, по размерам какой-либо части - о размерах всей фигуры человека.

  Людей давно волновал вопрос„каким пропорциям должна отвечать фигура идеально сложенного человека. Правильное и вместе с тем типичное членение фигуры человека, которое может служить образцом, называется каноном.
 

  Наиболее простым и распространенным является канон, где за модуль берется длина головы. В таком случае для человека долихоморфного типа рост будет равняться 8 модулям (головам), мезофорного типа - 7,5 модулям, брахиморфного типа - 7 модулям. На рис. 4 дан канон построения фигуры человека, модулем которой служит длина головы.

  Как видно из рисунка, ширина плеч равна 1,5 модулям, расстояние между центрами грудных желез - 1 модулю, ширина таза- 1,5 модулям, ширина талии - 1 модулю, положение талии - 3 модулям, локтевой сгиб руки - 3 модулям, положение лобка - 4 модулям, положение низа колена (чашечки) - 6 модулям, положение низа голени - 7 модулям, положение стопы - 7,5 модулям.

  Определенный интерес представляет канон, основанный на правилах «золотого сечения» (рис. 5). Построение Цезингом по этому канону членения фигуры человека показало, что все границы членения проходят в местах соединения скелета тела человека. Например, расстояние от темени до конца кисти равно расстоянию от подошв до локтевого сгиба или пупка, расстояние от темени до пупка равно расстоянию от подошв до конца кисти, расстояние от подбородка до пупка равно расстоянию от подошв до коленных чашечек, расстояние от локтя до начала кисти равно длине головы или расстоянию от коленных чашечек до кончиков пальцев и др.

  Закон «золотого сечения» сводится к тому, что при делении целого на две неравные части, целое так относится к большей части, как большая часть - к меньшей. Если целое - а, большая часть - b, меньшая часть - с, то а : b = b : с.
 

  Следует остановиться еще на каноне Фрича для мужских фигур. Здесь за модуль принимается длина позвоночника или расстояние от нижней части носовой перегородки А (рис. 6) до точки, лежащей на верхнем крае лобкового сочленения В. Этот модуль делится на четыре подмодуля. Конец первого подмодуля точка Г соответствует высоте плеч. Отложив по одному подмодулю вправо и влево по горизонтали (точки С и С'), получают ширину плеч. Также, отложив на горизонтали от точки В по половине подмодуля вправо и влево, получают ширину бедер (точки Я и Я₁). Соединяют прямыми точку С с точкой Я₁ и точку С₁ с точкой Я. Точка пересечения этих прямых Т будет центром пупка. Расстояние между точками Г и Т равно двум подмодулям. Из точки С под прямым углом к линиям С₁Я проводят прямую, из точки В₁ пересечения этой прямой с линией С₁Я проводят горизонтальную линию. Точку пересечения этой линии с линией СЯ₁ обозначают В₁'. Отрезки СЛ=СВ₁, ЛЗ=СА, ЗП=АГ, АР=АГ, ЯК=В₁Я₁, КН = В₁Я; НИ = АГ : 2.

  Все остальные членения и построения фигуры видны на рисунке и не требуют пояснений.

  Есть еще различные каноны построения классической фигуры человека, но и приведенные примеры уже дают представление о принципах построения красивого, стройного тела человека. Принято считать, что фигура человека, рост которого равен 8 головам, наиболее стройна.

  Конечно, какой бы канон не брался за образец, на практике многие художники-модельеры, конструкторы одежды допускают отступления от этих канонов. Каноны, как правило, стремятся установить классический тип сложения тела, но фигуры человека различны в зависимости от возрастных, национальных и других признаков. Кроме этого, в зависимости от того, какова мода сезона, какие идеи стремится выразить художник в своем произведении, возникают отступления от установленных канонов.


Проголосовать: 
Категория: Основы художественного проектирования одежды | (19.08.2011)
Просмотров: 26316 | Рейтинг: 5.0/4