Система антропологических стандартов тела состоит из нескольких стандартов или типов, положенных в основу конструкции соответствующих номеров и подномеров изделий.
Размерные антропологические стандарты могут быть
одноразмерные и
многоразмерные.
При построении одноразмерных стандартов (например, на головные уборы, чулки, носки, перчатки) исходят из закономерностей, присущих распределению одного признака.
При построении двух и более размерных стандартов (например, для одежды, обуви) исходят из закономерностей распределения и изменчивости сочетаний признаков.
При построении размерной типологии и разработке на ее основе системы размерных стандартов решаются следующие задачи:
Выбор главных - ведущих размерных признаков тела, определяющих типы фигур и соответственно номера и подномера изделий.
Установление интервала (промежутка) по каждому ведущему признаку между размерами соседних типов фигур (номерами и подномерами изделий).
Определение числа типов (номеров и подномеров изделий).
Определение значений всех других размерных признаков, характеризующих типы выделенных по сочетаниям ведущих признаков (по уравнениям множественной регрессии).
Определение ассортимента, т. е. относительной численности выделенных размерных типов среди населения.
Выбор ведущих размерных признаков
Главными, или
ведущими, размерными признаками считаются те, которые берутся за основу при выделении антропологических размерных типов и определяют разбивку изделий на номера и подномера. Остальные размерные признаки, характеризующие каждый тип, называются
подчиненными.
Правильный выбор ведущих размерных признаков имеет решающее значение для рационального построения системы размерных антропологических стандартов.
Под рационально построенной системой размерных антропологических стандартов понимают такую систему, которая при наименьшем числе типов (номеров и подномеров) обеспечивает наибольшую удовлетворенность населения размерами изделий как по главным, так и по всем подчиненным размерным признакам.
Число типов системы стандартов зависит прежде всего от числа ведущих размерных признаков.
Работами института антропологии показано, что число ведущих размерных признаков не может быть взято произвольным. Оно должно быть минимальным, так как каждый новый размер увеличивал бы число вариантов (номеров). Большое число номеров осложняет процессы изготовления изделий.
В Институте антропологии подсчитано: чтобы достичь удовлетворенности одеждой сочетаниями двух ведущих размерных признаков, потребовалось бы 25 номеров изделий, для достижения удовлетворенности сочетаниями трех признаков - 125 номеров, а учет изменчивости пятого признака довел бы число номеров более чем до 1000.
Выделение одного ведущего размерного признака для стандартизации размеров тела недостаточно, так как соотношения размеров тела у различных людей неодинаковы.
Однако достаточно ли введение двух ведущих размерных признаков? Если достигнута удовлетворенность по ведущим признакам, будут ли изделия подходить потребителям по подчиненным размерным признакам? Например, костюм может подходить по длине тела и обхвату груди, но не подходить по высоте плеч, обхвату талии, длине рук и т. д. В этом случае нужно вводить третий, четвертый, пятый ведущие размерные признаки.
В действительности большое число размерных признаков вовсе не является необходимым. Проф. М. В. Игнатьев указывает на два обстоятельства, которые ведут к значительному снижению числа ведущих размерных признаков: взаимная связанность размеров между собой и наличие размерных признаков, допускающих относительно большие интервалы безразличия.
Как уже отмечалось выше, между размерными признаками тела существует статистическая связь - нормальная корреляция. Это позволяет уменьшить число ведущих размерных признаков, так как целая группа признаков может быть представлена одним ведущим.
Ведущие признаки должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Иметь наибольшую или близкую к наибольшей абсолютную величину из всех размерных признаков тела и определять собой основные размеры тела человека, его параметры.
2. Располагаться в разных плоскостях. Известно, что любой размерный признак имеет тесную связь только с размерными признаками, расположенными с ним в одной или параллельной плоскости. На практике обычно ограничиваются выделением ведущих размерных признаков в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (например, длины тела и обхвата груди).
3. Каждый выбранный ведущий размерный признак должен быть тесно связан с подчиненными размерными признаками, так как общая удовлетворенность потребителей в одежде зависит в конечном счете от удовлетворенности по подчиненным размерным признакам. В то же время степень связи между ведущими размерными признаками должна быть невысокой.
4. Кроме указанных требований, при выборе ведущих признаков необходимо также учитывать и практические соображения, связанные с опытом конструирования тех или иных изделий, а также простоту техники измерений, так как по ведущим признакам ведется нумерация размеров одежды и подбор изделий потребителями.
Всем этим требованиям отвечают размерные признаки: тот или другой обхват груди и длина тела человека - рост.
Эти два размерных признака приняты в качестве ведущих в швейном производстве.
Обхват груди - один из наиболее крупных признаков, определяющий периметр верхней части тела, где требуется особенно хорошая подгонка изделия по фигуре.
Рост характеризует общую длину тела и определяет длину изделия.
Коэффициент корреляции между этими размерными признаками небольшой: для взрослого населения в возрасте 20 - 59 лет у женщин r = 0,153, у мужчин r = 0,377. Связь обхвата груди и роста с другими размерными признаками одного с ними направления наиболее тесная (табл. 1-5).
Результаты работ Института антропологии (1956 - 1958 гг.) также подтвердили целесообразность выделения обхвата груди и роста в качестве ведущих размерных признаков.
Одновременно

была обнаружена значительная самостоятельная изменчивость обхватов талии и ягодиц, несмотря на высокую степень корреляции их с обхватами груди (см. табл. 1-5).
Так, для группы женщин при одинаковых значениях роста и обхвата груди (ОгIII = 92 см, Р = 156 см) строевые (частные) сигмы, обозначаемые ∑, равны по обхвату талии 3,956, по обхвату ягодиц - 4,050 (округленно можно принять по обоим признакам ∑ = 4 см). Это значит, что если средние значения обхватов талии и ягодиц, соответствующие Ог = 92 см и Р = 156 см, равны соответственно для женщин всех возрастов 76,6 см и 103,2 см, то с учетом всей изменчивости этих признаков (по правилу трех сигм) могут встретиться женщины этого размера и роста, имеющие От = 76,6 ± 3 Х 4 = 64,6 ÷ 88,6 см, Оя = 103,2 ± 3 Х 4 = 91,2 ÷ 115,2 см.
Указанные особенности изменчивости обхватов талии и ягодиц не позволяют за одним обхватом груди закреплять только один вариант обхватов талии и ягодиц (средний для данного обхвата груди), так как при этом удовлетворенность по этим признакам будет низкая.
Обхваты талии и ягодиц являются важными размерами при конструировании одежды и одновременно с этим наилучшим образом отражают возрастную изменчивость фигур взрослого населения. Поэтому они были также приняты в качестве ведущих признаков для характеристики типов фигур взрослых людей.
Специальное

исследование, проведенное для определения возможности выделения в качестве ведущих размерных признаков показателей осанки: высоты плеч Вп и положения корпуса Пк показало, что эти размерные признаки не удовлетворяют ни одному из выдвинутых выше требований. Они не связаны тесно почти ни с одним другим размерным признаком (табл. 1-6). Связь этих признаков между собой практически также отсутствует. Поэтому они не были взяты в качестве ведущих.
После выделения ведущих признаков определяется число типов. Количество типов, а следовательно, номеров и подномеров изделий зависит не только от числа ведущих признаков и величины (размаха) их изменчивости, но и от интервала между номерами и подномерами.
Интервал между соседними номерами изделий не может быть выбран произвольно, он должен быть равен интервалу безразличия.
Интервал безразличия
Понятие интервала безразличия в литературу по стандартизации введено проф. Ю. П. Зыбиным. Применительно к одежде определение интервала безразличия как промежутка, внутри которого разница между размерами изделий не имеет значения для потребителей, дал проф. М. В. Игнатьев.
Наличие интервала безразличия является необходимым условием массового производства. Если интервал безразличия близок к нулю, массовое производство предметов личного пользования делается невозможным. Интервал безразличия в большинстве случаев бывает ограничен с двух сторон, иногда - только с одной. В первом случае людям, имеющим определенный размер признака, подойдут изделия соответствующей величины с небольшими неощутимыми отклонениями в ту или другую стороны. К такому типу изделий принадлежат почти все швейные изделия, обувь, головные уборы, перчатки, чулочно-носочные, трикотажные изделия и другие. Когда интервал безразличия ограничен с одной стороны, изделие не может быть меньше определенного размера, другая же граница строго не определена. Примером такого рода изделий служат поясные ремни.
Величина интервала безразличия, ограниченного с двух сторон, тесно связана с количеством номеров изделий. Чем больше интервал безразличия, тем меньше требуется номеров изделий для достижения одной и той же удовлетворенности населения.
На величину интервала безразличия влияют различные факторы, в том числе: величина размерного признака, свойства материалов и другие.
Для большего по величине признака (например, роста) величина интервала безразличия должна быть больше, чем для меньшего (например, длины руки).
Интервал безразличия зависит от свойств материала и, в первую очередь, его растяжимости и эластичности. Увеличение растяжимости материала, повышая порог чувствительности человека к колебаниям размеров изделия, ведет к уменьшению необходимого числа номеров без ущерба для интересов потребителей и является удобным для массового производства. Примером таких изделий могут служить трикотажные изделия.
В настоящее время еще не установлено, должна ли быть величина интервала безразличия одинаковой для больших и малых размеров и ростов. В практике промышленного производства одежды принимают интервалы безразличия на всем протяжении изменения ведущих размерных признаков одни и те же для взрослых и детей.
Швейная промышленность, как и другие отрасли, производящие предметы личного пользования - обувная, трикотажная, пользуются эмпирически, т. е. опытным путем установленными величинами интервала безразличия по ведущим размерным признакам. Интервал безразличия по обхватам груди, талии и ягодиц принят равным 4 см (по полуобхватам - 2 см).
В США интервалы между соседними номерами изделий по полуобхвату груди приняты другие, равные 1/2 дюйма, т. е. 1,27 см. В соответствии с принятым в США интервалом, одежда для взрослых выпускается с 34 по 45 размер, что соответствует в переводе на метрическую нумерацию с 42,5 по 56 размер. Интервал по росту в США берется равным 2 дюймам.
Величина интервала безразличия по росту должна устанавливаться, исходя, в первую очередь, из оценки внешнего вида человека, и зависит от вида одежды и ее назначения. Так, если применительно к конструированию верхней одежды интервал по росту принят 6 см, то для конструирования мужских сорочек он расширен до 10 см, а верхних трикотажных изделий - до 12 см. В бельевых трикотажных изделиях вообще не делаются подразделения по ростам.
Межростовая разница по длине изделия различных видов при переходе от одного номера к другому установлена для одежды разных видов различной в зависимости от соотношения их длины с общей длиной тела (ростом). Она принята для пиджака, жакета равной 2 см, юбки - 3 см, брюк - 4 см, пальто, платья - 4 см, шинели - 5 см. Межростовая разница по длине рукава берется (для длинного рукава) для одежды всех видов одинаковой и равной 2 см.
Определение числа типов (номеров)
Задача

построения наиболее целесообразной системы стандартов сводится к примирению двух противоположных требований: потребителей и производства. Потребитель заинтересован в максимальном соответствии одежды форме и размерам своего тела, а следовательно, увеличении числа вариантов (номеров) одежды в целях улучшения удовлетворенности.
Требования производства сводятся к уменьшению числа вариантов, так как большое число вариантов чрезмерно осложняет массовое производство и требует больших производственных затрат на подготовку и организацию выпуска изделий.
Таким образом, между интересами потребителей и возможностью их удовлетворения создается известное противоречие, которое разрешается построением рациональной системы стандартов.
Теоретической

предпосылкой решения поставленной задачи служит закономерность возрастания удовлетворенности населения в зависимости от увеличения количества размерных вариантов. Эта закономерность является следствием закона нормального распределения. Она заключается в том, что с увеличением количества размерных вариантов удовлетворенность населения размерами одежды возрастает вначале очень быстро, а затем по достижении определенной величины рост удовлетворенности настолько замедляется, что введение новых вариантов становится нецелесообразным. Наглядное представление о возрастании удовлетворенности (Рn) вследствие увеличения числа номеров (N) дают кривые на рис. 1-16. Увеличение общей удовлетворенности (рис. 1-16, а) при двухразмерной системе стандартов (кривая 2) идет медленнее, чем при одноразмерной (кривая 1). Оно еще больше замедляется, если число ведущих признаков увеличить до четырех (кривая 3).
Влияние коэффициента корреляции между ведущими размерными признаками на нарастание удовлетворенности с увеличением числа номеров видно из рис. 1-16, б. При высоких коэффициентах корреляции достигается большая удовлетворенность при меньшем количестве номеров. Это вполне понятно, так как большой коэффициент корреляции свидетельствует о небольшой самостоятельной изменчивости каждого ведущего признака.
При стандартизации могут решаться две различные задачи:
нахождение оптимального числа номеров при заданной удовлетворенности;
определение удовлетворенности при заданном числе номеров.
Для решения обеих задач при двухразмерной системе стандартов можно пользоваться формулой, предложенной проф. М. В. Игнатьевым или номограммой (рис. 1-17). Номограмма выражает зависимость между тремя переменными: удовлетворенностью Рn в %, числом вариантов N и коэффициентом корреляции между размерами r₁₂. По номограмме можно находить значения любой из этих переменных по двум другим. Искомое значение отыскивается обычным способом: на соответствующих шкалах находят заданные значения двух величин и соединяют их линейкой или ниткой. Ответ получается в точке пересечения линейки или нитки на третьей шкале.