Говоря о сегодняшней женской моде, необходимо более конкретно и подробно рассказать о силуэтах одежды и о пропорциях.
До этого речь шла в более общих чертах.
В современной женской одежде в основном утвердились три ведущих модных силуэта. Прямой и полуприлегающий силуэты сохраняют свои специфические черты. Первый при прямой спинке с помощью мягких линий выявляет фигуру спереди, лишь слегка подчеркивая абрис человеческого тела и его пропорции; второй подчеркивает завышенную линию талии. Этот силуэт допускает различные варианты кроя и распределения объемов при сохранении небольшого расширения книзу.
По-иному смотрится одежда третьего расширенного силуэта (сарафанный или трапециевидный); варьируется он расширением от проймы или плеч, от линии бедер или от линии талии.
Несколько слов о деталях модного направления, в первую очередь о длине платьев и юбок. Правила здесь основываются на известных двух «китах» - эстетичности и индивидуальных, особенностях женщин. Подросткам можно носить платья до колен, молодым женщинам - до середины колена, пожилым и полным - ниже колена.
Длина талии - подвижна, в зависимости от назначения и характера изделия. Плечи - естественной формы, зрительно укорочены и слегка приподняты за счет кроя. Самый популярный рукав - втачной. Моден также полуреглан и реглан (с маленькой головкой, с мягким окатом плеча), цельнокроеный. Длина рукава изменяется в зависимости от характера и назначения одежды.
В нарядных комплектах, как мы уже говорили, постепенно исчезают платья без рукавов. Свое прежнее значение приобретают длинные рукава. Они в основном прямые по всей длине (труба), но могут быть и расширенными книзу. Узкие рукава часто шьются со шлицей. В пальто и платьях спортивного характера низки завершаются манжетой или патой. Модны и расширенные рукава, присобранные у запястья на манжету или мягкий рулик.
Застежка делается двух видов - однобортная, асимметричная, и двубортная - с широкой и узкой расстановкой пуговиц крупной и средней величины; воротники - объемные «английские», отрезные стойки, «хомутики», отложные, причем разнообразного фасона;карманы - большие накладные. Их величина должна сочетаться с общим объемом изделия. Они могут быть со складкой в центре, накладные квадратные, подчеркнутые строчкой, вертикальные с широкой листочкой. В спортивно-молодежных моделях есть и более оригинальное решение карманов. Это круглые, застегивающиеся на «молнию», и т. п. Мы иногда не уделяем должного внимания таким мелочам, как пуговицы, пряжки, «молнии», хлястики. А между тем они являются важным элементом декоративного оформления одежды.
Наиболее употребимы сейчас пуговицы среднего размера, объемные и плоские. Цвет их в точности соответствует цвету изделия. Материалом для них служат металл с филигранью, пластмасса (матовая), имитация под дерево. Модны плоские металлические пряжки (прямоугольной, круглой и квадратной формы), кнопки, крючки. В одежде спортивного характера применяются крупные «молнии» с кольцами на замке. К числу модных деталей относятся хлястики, погончики, паты, клапаны, пояса из той же ткани, что и платье, костюм или пальто; к ним идут металлические пряжки.
Часто можно слышать сетования на то, что создатели моды забывают о женщинах полной комплекции разных возрастов. Может быть, в отдельных случаях это и справедливо, но все же в целом современная мода проблему одежды для женщин этой категории решила. Они, как и обладательницы тонкой талии, не «отлучены» от всех самоновейших элементов моды. Художники-модельеры лишь советуют им придерживаться более спокойных и сдержанных тонов, более строгих и скромных вариантов при выборе фасона (илл. 10 - 13). Силуэты для полных - только прямые и полуприлегающие. Длина платья должна закрывать колени. Для молодых полных женщин платье полуприлегающего силуэта может быть слегка расширенным книзу.
В современной моде характеру и качеству ткани, а также цвету придается особое значение. Прошли времена, когда преобладали одни и те же ткани и был весьма скудным выбор цвета. Теперь эти факторы становятся основными, ибо определяют эмоционально-художественную выразительность одежды и несут главную образно-смысловую нагрузку.
В модной гамме женской одежды преобладают следующие цвета: цвет песка, голубой, цикламенно-красный, коралловый, фиолетовый, желтый (теплых и холодных оттенков), изумрудно-зеленый, синий (темный).
Чрезвычайно богат по своей структуре, фактуре и назначению выбор модных тканей. Из шерстяных в пальтовой группе преобладают ткани как сглаженной (гладкой) поверхности - драп, сукно, так и рельефной - твид, ратин, а также габардины с ярко выраженным рубчиком, ткани крепового и диагоналевого переплетения, саржевого и типа рогожки.
На платье идут чистошерстяные ткани и ткани с использованием синтетических волокон (лавсан, нитрон).
Характер оформления и особенности переплетений в шерстяных тканях различны - от гладкокрашеных до пестротканых в полоску, клетку, «елочку» и мелкоузорчатых. В шерстяных тканях для платья используются набивные рисунки в традициях народной набойки.
Шелковые ткани сейчас обогащены за счет широкого использования химических волокон. Наряду с классическими креповыми набивными тканями из натурального шелка широкую популярность приобрели так-же ткани из смеси натурального шелка с триацетатным и чистые триацетатные шелка, двуслойные ткани - типа «космос» с новыми рисунками, ткани типа туали и шифона.
В группе нарядных тканей вновь входит в моду бархат (черный и цветной) для нарядных платьев и костюмов.
В рисунках набивных тканей преобладают плоскостные растительные и цветочные мотивы «фантазийного» характера. В тканях жаккардовых переплетений по-прежнему разрабатывается геометрический рисунок - оптически смещенная клетка, ромбы. Группа плащевых обновилась пестроткаными капроновыми тканями с пленочным покрытием. Традиционными стали хлопчатобумажные и льняные ткани, набивные ситцы, сатины, поплины, бязи, получившие в результате различной обработки и отделки новое колористическое оформление и новый внешний вид. Они обогатились благодаря новым видам переплетений - крупной и мелкой рогожке, различной пестроткани с ярко выраженной фактурой. Расширился диапазон применения ранее забытого вельвета. Этому содействовало разнообразное оформление поверхности (мелкий и крупный рубчик), набивка, современный колорит. Продолжают использовать в этой группе тисненый сатин, гарус, хлопчатобумажный гипюр.
Среди костюмно-платьевых тканей широкое распространение получают хлопчатобумажные и льняные ткани в смеси с вискозой, имитированные под домотканое и льняное полотно и трикотаж. Их рисунки по цвету ярки и декоративны.
Наряду с традиционными русскими набойками («ивановскими») достойное место занимают теперь стилизованные растительные и геометрические орнаментальные мотивы в новом колористическом оформлении (илл. 14 - 18).
Много одежды изготавливается сейчас из так называемых дублированных тканей. Различные материалы - репсы, облегченные шерстяные ткани, трикотаж рисунчатого переплетения дублируются (идут в синтезе) с пенополиуретаном. Они предназначены для расширения ассортимента повседневной одежды.
Вельвет с пленочным покрытием приобретает новые свойства, что дает возможность использовать его в демисезонной, спортивной и детской одежде.